Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:10, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение методов разработки и оценки целевых государственных программ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты формирования и разработки государственных целевых программ;
провести анализ социально-экономического развития Брянской области;
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Теоретические аспекты формирования и разработки целевых государственных программ 4
1.1. Сущность и виды целевых государственных программ 4
1.2 Правовые основы разработки и реализации целевых программ 6
1.3 Разработка и осуществление государственной целевой программы 9
1.4 Методики оценки государственных целевых программ 12
2 Анализ реализации целевых государственных программ на территории Брянской области 17
2.1 Анализ социально-экономического развития Брянской области 17
2.2 Анализ реализации целевой государственной программы «Развитие муниципальной службы в Брянской области» (2011-2015 годы) 25
2.3 Предложения по повышению эффективности реализации целевых государственных программ на территории Брянской области 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Далее
следует рассмотреть, каким образом
происходит формирование и разработка
государственных целевых
1.3
Разработка и осуществление
государственной целевой
программы
Любая
государственная программа
От разработки до завершения реализации целевые программы проходят ряд этапов, а именно:
1.
Выявление проблемы. Уточняется
содержание проблемы и
обосновывается необходимость
2.
Разработка концепции.
3.
Подготовка предложений.
4.
Принятие решения.
5.
Разработка проекта программы.
Проводится организационная
работа по разработке проекта
программы; определяются основные
цели и задачи программы,
6.
Разработка мероприятий
7.
Проведение экспертизы. В соответствии
с характером и типом
8. Принятие решения органом государственной власти (Правительство РФ, министерство, органы государственной власти субъекта РФ) о начале реализации программы в форме официального документа.
9.
Реализация программы.
10.
Оценка и мониторинг программы.
11.
Финансирование программы в
Стандартный вариант структуры и содержания разделов государственной целевой программы, как правило, состоит из нескольких блоков:
1)
содержание проблемы и
2)
основные цели и задачи
3)
система программных
4)
ресурсное обеспечение программы,
объем и источники
5)
механизм реализации программы;
6)
организация управления
7)
оценка эффективности
8) паспорт программы.
В
соответствии со сложившейся практикой
в приложение к проекту государственной
целевой программы включаются следующие
официальные документы: пояснительная
записка; бизнес-план с социально-экономическим
и технико-экономическим
В разработке целевых программ принимают участие специалисты из различных министерств и ведомств, а также внешние эксперты. Их всех можно отнести к нескольким группам:
В
настоящий момент в Российской Федерации
сложилась система
Итак,
целевые программы имеют
Но
любые целевые (и не только) программы
нуждаются в оценке, примеры которых
будут представлены ниже.
1.4
Методики оценки государственных
целевых программ
В современных условиях эффективность многих государственных целевых программ значительно снижается из-за их недостаточного финансирования, слабого контроля и неэффективного управления, отсутствия механизмов их оценки и анализа социально- экономического эффекта, слабого научно-методического обеспечения и отсутствия ориентации на конечный результат программы.
Оценка
государственных программ позволяет
повысить роль и значение программного
подхода как важного средства
решения социально-
Если говорить о целевых программах и проектах, то к числу наиболее используемых методов оценки целевых государственных программ относятся следующие их виды:
1. Оценка реализации программ включает изучение методов управления программными мероприятиями, их эффективность, способности и возможности организационных структур справиться с поставленными задачами, умение мобилизовать имеющиеся ресурсы, компетентность руководителей и служащих и др.
2. Оценка результатов политики предполагает изучение того, в какой степени были выполнены поставленные задачи и цели, удалось ли полностью осуществить запланированные мероприятия и выйти на соответствующие показатели. Здесь, пожалуй, самое трудное — неясно поставленные цели и отсутствие набора хорошо измеряемых показателей. Это относится к проблеме возможности оценки выбранного объекта, так как не все из социальных явлений поддаются точному измерению и количественной оценке.
3. Оценка последствий и эффектов программы является наиболее сложным типом оценки, хотя ее все чаще используют, особенно при изучении последствий экономического регулирования. Трудность состоит в том, что последствия могут проявиться не сразу, а через определенный промежуток времени, иногда довольно продолжительный. Более того, часто не очень ясны те причины, которые привели к таким последствиям, так как это может быть не связано непосредственно с реализацией данной программой, а является побочным эффектом других процессов. Кроме того, часто бывает сложно выразить последствия в количественных показателях.
4. Оценка экономической эффективности программ проводится с использованием трех главных методов: издержки — выгоды; издержки — эффективность, издержки — результаты. Они позволяют определить, насколько рационально были израсходованы соответствующие ресурсы, выделенные под данную программу для достижения плановых целей, каков уровень выполнения мероприятий программы.
5. Оценка подготовительного этапа программы направлена на изучение мероприятий, связанных с разработкой программных заданий, сбором информации, анализом эмпирических данных, постановкой целей, разработкой рабочих планов и проведением консультаций.
Следует отметить, что методика проведения оценки должна быть встроена в систему управления программой и увязана с проводимыми мероприятиями.
Комплексный анализ реализации программы предполагает ответы на следующие вопросы. Были ли проведены плановые мероприятия и привели ли они к достижению целей? Каковы характеристики и содержание этих мероприятий? Каковы результаты и незапланированные последствия мероприятий? Верны ли поставленные задачи и цели? При этом стараются проанализировать не только механизм и содержание социальных или экономических методов влияния, но и определить ответную реакцию общества, социальных групп и индивидов на это воздействие. [15]
Необходимо учитывать тот факт, что характер содержания программы во многом определяет особенности организации и методологии проведения оценки.
К примеру, при анализе результатов выполнения социальных программ последовательно изучаются следующие вопросы: Каковы основные цели социальной программы? Каковы показатели успешной реализации программы? Достигла ли программа целевых социальных групп, для которых она предназначалась? Обеспечивает ли она соответствующие выгоды и предоставление определенных услуг? Как повлияла программа на другие (нецелевые) социальные группы? Каков непосредственный результат и последствия (эффект) программы для целевых и нецелевых групп за длительный период времени? Можно ли его объяснить другими, внешними обстоятельствами? Имеются ли последствия от реализации программы, которые не были заранее запланированы? Каковы выгоды и издержки (прямые и косвенные) социальной программы? Насколько эффективно использовались ресурсы по сравнению с альтернативными вариантами?
В заключение приведем алгоритм проведения экспресс-оценки государственных программ и проектов, который дает общий методологический подход в этой сфере.
Выделяют следующие этапы оценки:
Подводя итог, можно сказать, что целевые государственные программы – это комплекс различных мероприятий, которые обеспечивают эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития государства.
Целевые программы делятся на: федеральные, региональные, муниципальные; международные, государственные, межотраслевые, отраслевые, локальные; комплексные, научно-исследовательские, научно-технические, социально-экономические, организационно-экономические, производственно-хозяйственные; долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные.
Информация о работе Методы разработки и оценки целевых государственных программ на примере