Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:48, реферат
Одной из основ конституционного строя Республики Казахстан, определяющей организацию управления на местном уровне наряду с местным государственным управлением, осуществляемым местными представительными и исполнительными органами, является закрепленное в статье 89 Конституции Республики Казахстан признание местного самоуправления, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Ситуация вокруг законодательного обеспечения местного самоуправления достаточно сложная.
Особенностью органов
местного самоуправления является и
то, что они существенно отличаются
от общественных объединений. Органы местного
самоуправления формируются по императивному
предписанию государства и
4. Местное самоуправление РК: современное состояние и проблемы
В Конституции Республики Казахстан закреплена норма о возможности участия народа в управлении делами государства путем создания органов местного самоуправления. Вопрос о реализации данного конституционного положения разрешался довольно длительное время. Сегодня мы уже можем «похвастаться» наличием законодательного закрепления норм о местном самоуправлении.
Закон Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» от 23.01.2001 г. № 148 с изменениями и дополнениями, внесенными законом РК от 09.02.2009 г. № 126 (далее - закон) дает следующие понятия местного государственного управления и местного самоуправления. Местное государственное управление - деятельность, осуществляемая местными представительными и исполнительными органами в целях проведения государственной политики на соответствующей территории, ее развития в пределах компетенции, определенной настоящим Законом и другими законодательными актами, а также являющимися ответственными за состояние дел на соответствующей территории. Местное самоуправление – деятельность, осуществляемая населением непосредственно, а также через маслихаты и другие органы местного самоуправления, направленная на самостоятельное решение вопросов местного значения под свою ответственность, в порядке, определяемом настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами.
Исходя из определений вытекает, что законодатель разграничивает понятия местного государственного управления и местного самоуправления, но смешивает их функции.
Анализ изменений и дополнений, внесенных в Закон позволяет сформулировать ряд замечаний.
В частности, на конституционном уровне был провозглашен отказ от институционального смешения государственно-аппаратных и общественно-самодеятельных структур. В противном случае может произойти фактическое огосударствление (в смысле обюрокрачивания) структур, создаваемых населением по месту жительства. Однако пунктами 1, 4, 5 статьи 1 закона предусмотрено наделение акимов, местных исполнительных органов и исполнительных органов функциями самоуправления, что противоречит пункту 2 статьи 89 Конституции, устанавливающего, что местное самоуправление осуществляется населением непосредственно, а также через маслихаты и другие органы местного самоуправления местных сообществах, охватывающих территории на которых компактно проживают группы населения.
Тогда, как функции и полномочия местных органов государственного управления и самоуправления должны быть законодательно четко определены и разграничены.
Кроме того, в целях
избежания дублирования функций
различных органов в
В статье 2-1 Закона определены
основы организации местного самоуправления:
«1. Местное самоуправление осуществляется
отдельно в пределах области, района,
города, района в городе, аульного (сельского) округа,
поселка и аула (села), не входящего в состав
аульного (сельского) округа. 2. Местное
самоуправление осуществляется членами
местного сообщества непосредственно,
а также через маслихаты и другие органы
местного самоуправления». По нашему мнению
данная норма недостаточна продумана,
поскольку маслихаты, как известно, образуются
в: областях, городах Астаны и Алматы, городах
и районах, соответственно возникает вопрос,
как будет осуществляться местное самоуправление
в административно-
На наш взгляд, вопрос о финансовой и экономической основе деятельности местного самоуправления не решен однозначно, поскольку статья 3 Закона не предусматривает разграничение этих основ между государственным местным управлением и местным самоуправлением. Отсюда вытекает вопрос, будет ли иметь местное самоуправление в своем введении имущество, денежные средства, которым могут распоряжаться органы местного самоуправления для решения вопросов местного значения, иначе их деятельность будет носить чисто формальный характер.
Пункт 2 статьи 39-5 закона, предусматривает, что государство гарантирует самостоятельность органов местного самоуправления в пределах полномочий. Не противоречат ли данному положению: пункт 1 этой же статьи, устанавливающий, что государственные органы создают необходимые правовые, организационные и иные условия для становления и развития местного самоуправления, оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление; и статья 39-3 предусматривающая, что местное сообщество для обсуждения вопросов местного значения может проводить собрания, однако порядок проведения собрания и принятия решений определяется областными (города республиканского значения и столицы) маслихатами.
В связи с этим можно ли говорить о самостоятельности органов местного самоуправления, когда органы местного самоуправления зависимы не только в организационном, но и финансовом плане.
Таким образом, считаем, что внесенные
изменения и дополнения в Закон
не соответствуют признанной, международным
сообществом, концепции местного самоуправления
и требуют дальнейшего
Список использованных источников:
1 Каверзин М.Ю. Государство и местное самоуправление: проблемы взаимодействия //Вестник Российского университета дружбы народов. – Сер.Политология. – 2003. – №4.–С. 14.
2 Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. – М.: ИГП РАН,1999.– 329с.
3 Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. – М., Л., 1928. – С.245.
4 Европейская хартия местного самоуправления. Принята Советом Европы 15 октября 1985г.//Народный депутат, – 1993. – №11. – С.3–6.
5 Снирнягин Л.В. Политические традиции согласования национальных и местных интересов: практика «порк–баррела» в США. Из книги «География, политика и культура». – М .,1990. – С.95.
6 Жанузакова Л.Т. Конституционно–правовые основы местного самоуправления и проблемы его формирования в Республике Казахстан //Научные труды «Әділет». – 2003. – №2 (14). – С.85.
7 Сапаргалиев Г.С. Конституционное право Республики Казахстан: Академический курс. – Алматы: Жеті Жарғы, 2002. – 528с.
8 Закон Республики Казахстан от 8 декабря
1993 года «Об административно–
9 Ащеулов А.Т. Конституционное право Республики Казахстан. Учебник. – Алматы: КазГЮУ, 2001. – 656с.
Информация о работе Местное самоуправлние – проблемы и перспективы