Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 19:37, контрольная работа
Функции местного самоуправленияПонятие и сущность функций муниципального управления освещены во многих научных исследованиях, монографиях, учебных пособиях, практических руководствах. Так, Федеральный Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» даёт понятие местного самоуправления, характеристику предметов его ведения, устанавливает ответственность органов местного самоуправления и его должностных лиц, определяет порядок контроля за их деятельностью.
Введение.
Местное самоуправление - форма народовластия, обеспечивающая организацию деятельности населения для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения. Местное самоуправление организуется в городах, районах, посёлках и на других территориях.
Правовую основу организации местного самоуправления составляют: Конституция Российской Федерации; федеральное законодательство, регулирующее вопросы местного самоуправления; областное законодательство; уставы (положения) о местном самоуправлении.
Экономическую основу местного самоуправления составляют природные ресурсы (земля, её недра, воды, леса, растительный и животный мир); движимое и недвижимое имущество, входящее в состав муниципальной собственности; средства местного бюджета; государственная собственность, переданная местному самоуправлению для осуществления отдельных государственных функций; иная собственность, служащая источником получения доходов местного самоуправления и удовлетворению потребностей населения соответствующей территории.
Финансовую основу местного самоуправления составляют средства местного бюджета, внебюджетных и валютного фондов; средства на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти; получаемые кредитные ресурсы, дотации и субвенции от органов государственной власти, а также средства органов территориального общественного самоуправления.
Основы организации и деятельности органов местной исполнительной власти определены Конституцией Российской Федерации, указами Президента, конституциями республик, нормативными правовыми актами краёв, областей, автономных областей.
При этом субъектам Федерации дано право самостоятельного решения вопросов организации местного самоуправления в муниципальных образованиях.
Право собственного построения местных органов власти в муниципальных образованиях регионов обусловливается необходимостью учитывать в процессе управления местные условия, и в особенности природные, исторические, демографические, экономические. Только при учёте этих факторов местное самоуправление может быть эффективным. Кроме того, сами муниципальные образования отличаются разнообразием - разной величиной населённого пункта, разным положением в системе территориального разделения труда. Поэтому не может быть единообразия и в структуре, функциях и методах их управления, диапазон различий в муниципальных образованиях исключительно велик - от крупнейших городов, например, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и других до небольших сельских населённых пунктов, районов. Естественно, разным муниципальным образованиям присущи и разные задачи управления, разный объём работы управленческого аппарата и отсюда различная структура, функции органов местной власти.
Вместе с тем в структуре и функциях местных органов власти необходима определённая общая система. Она должна выражаться, прежде всего: в общих подходах к построению управленческих органов и разграничению их функций. В местных органах власти должны чётко выражаться две формы - исполнительная и представительная, должны быть единообразие в их названиях и чёткое разграничение их функций. Следует также утвердить единый подход к руководству местных органов власти со стороны региональных органов управления (республик, краёв, областей). Поэтому, необходимо совершенствовать законодательную базу местного самоуправления, прежде всего на федеральном уровне. Необходимы унификация, отбор наиболее рациональных и эффективных структур управления для однотипных муниципальных образований.
Местное самоуправление является объектом исследования многочисленных социально-политических центров. Более того, общение с депутатами органов МСУ различных уровней убеждает не только актуальности рассмотрения всех аспектов их деятельности, но и в постоянной необходимости изучения опыта становления и развития системы МСУ.
Функции
местного самоуправленияПонятие и сущность
функций муниципального управления освещены
во многих научных исследованиях, монографиях,
учебных пособиях, практических руководствах.
Так, Федеральный Закон Российской Федерации
«Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
даёт понятие местного самоуправления,
характеристику предметов его ведения,
устанавливает ответственность органов
местного самоуправления и его должностных
лиц, определяет порядок контроля за их
деятельностью.
Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности.
Функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом муниципального самоуправления в системе народовластия, теми задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.
Местное самоуправление, составляя одну из основ любого демократического строя, будучи выражением власти народа, обеспечивает приближение управления к гражданам. Утверждая демократические начала организации и осуществления власти на местном уровне, муниципальное самоуправление укрепляет основы народовластия.
Основанное
на принципах демократии и децентрализации
власти, обладая самостоятельностью
в решении всех вопросов
местного значения, местное самоуправление
способствует оптимальному
сочетанию местных
и общегосударственных
Местное самоуправление, являясь частью демократической системы управления обществом и государством, через самостоятельное решение вопросов местного значения реализует также задачи по обеспечению жизненных интересов населения, социальной защите граждан.
С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении
власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности и
полномочий местного самоуправления, можно выделить следующие основные
функции местного самоуправления:
1) обеспечение участия населения в решении
вопросов местного значения;
2) управление муниципальной собственностью,
финансовыми средствами местного самоуправления;
3) обеспечение комплексного развития территории муниципального
образования;
4) обеспечение удовлетворения потребностей населения в
социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;
5) охрана общественного порядка;
6) защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных
Конституцией
Российской федерации, федеральными законами.
Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение
населением муниципального образования вопросов местного значения. Поэтому важной стороной муниципальной деятельности должно быть создание условий для эффективного участия граждан в осуществлении местного самоуправления. К этим условиям прежде всего относятся:
а) наличие выборных органов местного
самоуправления;
б) использование в муниципальной деятельности институтов
прямой демократии; в) наличие материально-финансовой базы для решения
вопросов местного значения.
Участие населения муниципального образования в решении местных дел
осуществляется через выборные и другие органы местного самоуправления, а
также непосредственно.
Муниципальное право закрепляет правовые гарантии участия населения в
осуществлении муниципальной деятельности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Представительный орган местного самоуправления избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан. Согласно уставу муниципального образования возможно избрание населением и должностных лиц местного самоуправления.
Нормы муниципального права закрепляют институты и формы прямой демократии, посредством которых население привлекается к решению вопросов местного значения, а также осуществляет контроль за деятельностью выборных и иных органов местного самоуправления.
По
вопросам местного значения может
проводиться местный референдум,
в котором имеют право
В муниципальном образовании в соответствии со статьей 24 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан. На них, в частности, могут приниматься решения о разовом добровольном внесении жителями средств для финансирования вопросов местного значения.
Статья 25 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет институт народной правотворческой инициативы. Население в соответствии с уставом муниципального образования вправе вносить проекты правовых актов по вопросам местного значения в органы местного самоуправления, которые обязаны их рассматривать на открытых заседаниях с участием представителей населения. Право на участие в осуществлении местного самоуправления граждане реализуют также посредством индивидуальных и коллективных обращений в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
Гражданам гарантируется равный доступ к муниципальной службе. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. предусматривает использование в системе местной демократии территориального общественного самоуправления, порядок организации и осуществления которого определяется уставом муниципального образования в соответствии с Законами субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Развитие институтов муниципальной демократии обеспечивает тесную связь выборных органов и должностных лиц местного самоуправления с населением, их подконтрольность населению. Устав муниципального образования регулирует порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.
Для участия в управлении местными делами существенное значение имеет информированность граждан о работе органов местного самоуправления, состоянии муниципального хозяйства. Поэтому последовательная реализация принципа гласности в муниципальной деятельности служит важным условием обеспечения активного участия населения в решении вопросов местного значения, контроля за работой органов местного самоуправления.