Местное самоуправление

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 21:57, контрольная работа

Описание работы

Глава 8 Конституции РФ посвящена местному самоуправлению. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.1

Содержание

1. Задание №1…………………………………………………………………..…2-5

2. Задание №2………………………………………………………………...……6-9

3. Задание №3………………………………………………………………...…10-11

Список использованной литературы………………………………….………….12

Работа содержит 1 файл

Местное самоуправление.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

Содержание.

1.  Задание  №1…………………………………………………………………..…2-5

2. Задание №2………………………………………………………………...……6-9

3. Задание №3………………………………………………………………...…10-11

Список использованной литературы………………………………….………….12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Задание №1.

      Глава 8 Конституции РФ  посвящена местному самоуправлению. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.1

      Ст. 130 Конституции РФ устанавливает, что  местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.2

              В самой системе местного самоуправления имеется элемент гражданского общества в виде территориального общественного самоуправления (ТОС).3 В соответствии со ст. 27 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.4 В действующем законодательстве ТОС обозначено как одна из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. Закон Оренбургской области «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» в п. 1 ст. 33 под территориальным общественным самоуправлением понимает самоорганизацию граждан по их местожительству на части территории поселения (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.5

        Наряду со своей общественной природой ТОС имеет достаточно много признаков, делающих его органической частью системы местного самоуправления, сближающих его с органами местного самоуправления. К этим признакам согласно ФЗ №131 относятся:

1. Территориальный принцип организации и вовлечении в деятельность ТОС заранее неопределенного круга людей, проживающих на соответствующей территории поселения (п. 3 ст. 27);

2. Членство и участие в деятельности ТОС во многом носит «принудительный характер» (п. 4, 6 ст. 27);

3. В рамках деятельности ТОС всех жителей объединяют не частные, а публичные интересы, согласно п. 1, 8 ст. 27 ФЗ №131, органы ТОС представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

4. Вся деятельность ТОС нацелена на решение вопросов местного значения, которые государство определило как предмет деятельности органов местного самоуправления (п. ст. 27). 6

       Органы ТОС представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории, обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан, могут осуществлять хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально – бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета, вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

     Что касается статуса органов ТОС, то это органы, сформированные жителями исходя из определенной, заранее установленной, процедуры волеизъявления. Система ТОС включает в себя: общие собрания (сходы), конференции жителей, опросы населения, иные формы непосредственной демократии; органы ТОС (советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, а также поселков, сельских населенных пунктов в тех случаях, когда в последних самостоятельные органы местного самоуправления не формируются), а также иные органы самоуправления населения по месту жительства (советы или комитеты улиц, кварталов, домов и т.п.) Территории, на которых действуют органы общественного самоуправления, устанавливаются по предложению жителей соответствующей администрацией и утверждаются представительным органам местного самоуправления. Органы ТОС создаются по инициативе жителей на основе их добровольного волеизъявления.7

       В отличие от общественных объединений органы ТОС действуют исключительно в пределах части территории муниципального образования, населенного пункта. Они объединяют население не на основе членства, связанного с какими-либо условиями (соблюдение устава, уплата членских взносов), а на основе совместной работы по выполнению определенных задач в области обслуживания общественных потребностей граждан, удовлетворения их культурно – бытовых и иных запросов, охраны их прав и интересов. 8

    Органы  территориального общественного самоуправления формируются, как правило, путем  выборов на общих собраниях (сходах) или конференциях граждан по месту  их жительства на срок полномочий представительного  органа местного самоуправления. Однако общие собрания (сходы) или конференции жителей могут устанавливать и другой срок полномочий органов территориального общественного самоуправления.

    В соответствии с уставом муниципального образования органы местного самоуправления содействуют органам территориального общественного самоуправления в осуществлении их полномочий. Таким образом, речь идет не о руководстве органов местного самоуправления органами территориального общественного самоуправления, а о возможном их сотрудничестве и взаимодействии.

    Вместе  с тем многие уставы муниципальных образований предусматривают возможность передачи органами местного самоуправления отдельных вопросов на разрешение органов территориального общественного самоуправления. При этом возможно также установление сферы совместного ведения органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления населения с согласия последних, а также установление перечня вопросов, которые не могут быть решены без согласования с органами территориального общественного самоуправления. 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Задание №2.

    Местное самоуправление имеет особый объект управления: вопросы местного значения. Понятие вопросов местного значения использовано в Конституции РФ (ст. 130, 132). Конституция Российской Федерации (ст. 130), ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (ст. 14) используют для характеристики предметов ведения местного самоуправления понятие “вопросы местного значения”. Это означает, что существом местного самоуправления является решение населением вопросов местного значения.9

       Из нормы ст. 130 следует, что решение вопросов местного значения является неотъемлемой частью местного самоуправления, в ст. 132 указан ряд вопросов, квалифицируемых Конституцией как вопросы местного значения, а именно:

    - управление муниципальной собственностью;

    - формирование, утверждение и исполнение  местного бюджета;

    -  осуществления охраны общественного  порядка;

    -  установление местных налогов  и сборов.

    Вопросы местного значения, согласно законодательству о местном самоуправлении, затрагивают все области жизнедеятельности населения городских, сельских поселений и других муниципальных образований. Условно их можно разделить на три группы:

1.  по  обеспечению условий жизни каждого  из жителей (здравоохранение, образование, социальное и бытовое обслуживание);

2. по  обеспечению условий жизни населения  в целом (охрана общественного  порядка, информационные службы, благоустройство и озеленение, транспортное  обслуживание);

3. по  обеспечению осуществления населением муниципального образования прав собственника в отношении муниципальной собственности.

       Анализируя ст. 14-16.1 ФЗ №131-ФЗ можно  выделить следующие однородные  вопросы местного значения поселений,  муниципальных районов и городских округов:

1. В  области законодательства (формирование, утверждение, исполнение бюджета и контроль за исполнением данного бюджета; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения, муниципального района и городского округа);

2. В области жизнедеятельности поселения, муниципального района и городского округа (владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, муниципального района и городского округа; организация в границах поселения, муниципального района и городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом);

3. В области усовершенствования  и охраны жизнедеятельности населения поселения, муниципального района и городского округа (дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, муниципального района и городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, муниципального района и городского округа; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, муниципального района и городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; осуществление муниципального лесного контроля);

4. В  области культурного и духовного  развития населения поселения,  муниципального района и городского округа (организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, муниципального района и городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения,; организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении)

5. В  области окружающей среды поселения,  муниципального района и городского  округа  (организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация благоустройства и озеленения территории, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, муниципального района и городского коруга, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения).

      Что касается отличий, то здесь можно  выделить следующее: к вопросам местного значения поселений не относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время (данные вопросы местного значения относятся к ведению муниципальных районов и городских округов). Также органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Местное самоуправление