Местное самоуправление в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 16:28, реферат

Описание работы

Местное самоуправление является непременным атрибутом любого современного демократического общества.
В современном мире более 190 независимых государств, в каждом из которых существует своя система местного управления. В большинстве государств управление всеми делами на местах осуществляется специальными органами местного самоуправления, формируемыми на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также специально назначенными из центра органами местного управления.

Работа содержит 1 файл

мп.docx

— 42.46 Кб (Скачать)

Что касается общин, то она является корпорацией публичного прапва, обладающей правом самоуправления в местных делах Сфера самоуправления  определяется законами земель и охватывает в основном вопросы коммунального хозяйства. Земельные конституции обычно относят к компетенции общин следующие вопросы:

-управление общинным  имуществом и общинными предприятиями;

-местный транспорт и  дорожное строительство;

-коммунальные услуги;

-местная полиция и  пожарная охрана;

-местные культурные учреждения;

-социальные учреждения.

Общинные власти  функционируют  и как исполнительные органы государства  и как самостоятельные политические органы.

Структура коммунального  самоуправления определяется  Положением об общинах, которое принимается  в виде земельного закона.

Организация местного самоуправления в Германии весьма разнообразна. Немецкие исследователи выделяют четыре типа общин, классифицируя их с точки зрения соотношения представительного органа и администрации.4

Южногерманская модель, применяемая, в частности, в Баден-Вюртемберге, Баварии, характеризуется слиянием верхушки представитель ной корпорации и администрации. Представительная корпорация (общинный совет, городское собрание депутатов и тому подобное) избирается непосредственно населением. Так же избирается и глава администрации - бургомистр, который одновременно по должности председательствует в представительной корпорации. Эту модель называют конституцией со вета.

Другая модель применяется  в городах таких земель, как  Гессен и Шлезвиг-Гольштейн, а также  в городах-землях Берлине, Бремене  и Гамбурге.

Она характеризуется тем, что избранный населением представительный орган формирует свой коллегиальный исполнительный орган – магистрат или сенат, который состоит из бургомистра и почетных (то есть работающих общественных началах) членов. Называется такая модель «Конституция магистрата».

Третья модель характерна для земель Рейнланд - Пфальц, Саар, Шлезвиг-Гольштейн. Она предусматривает, что избранный населением представительную корпорацию, и местную очередь, избирает бургомистра, который возглавляет и представительную корпорацию, и местную администрацию, соединяя функции главы общины, и главы администрации. Такую модель именуют конституцией бургомистра.

Наконец, четвертая модель, существующая в землях Северный Рейн-Вестфалия  и Нижняя Саксония, напоминает англосаксонскую  сис тему "совет – управляющий". Представительный орган, как и везде, избирается непосредственно населением. Однако создаваемый этим орга ном  исполнительный комитет не является местной администрацией, а готовит  лишь решения представительного  органа.

Структура местного самоуправления в городах ФРГ состоит из двух основных ветвей власти – “законодательной” (представительной) и исполнительной. Высшим органом власти на местах являются городской совет или совет  общины. Вторым важным органом управления в общине после городского совета являются органы исполнительной власти (городская власть или городская  администрация), включающие избираемых или назначаемых, в зависимости  от типа структуры управления, руководителей  департаментов. Исполнительная власть отвечает за ежедневное оперативное  управление городом и за подготовку и выполнение решений городского совета.

Несмотря на широкие законодательные  возможности для разнообразия организации  местного самоуправления, почти во всех федеральных землях местное  самоуправление организовано одинаково. Оно осуществляется на уровне отдельных  общин, поселений, на уровне муниципальных  районов. Существует также ряд крупных  городов, в которых управление самостоятельное. В немецкой терминологии такая модель называется двухуровневой.

                                              3.США.

В США не существует единой системы  местных органов власти, поскольку каждый штат вправе решать этот вопрос по своему усмотрению в соответствии с установленной им же административно - территориальной системой. 5

Органы местного самоуправления обладают значительными финансовыми  средствами , получаемыми из собственных  источников, от правительств штатов и  федерального правительства.

Основные административно-территориальные  единицы, на которые  делятся штаты (кроме Род-Айленда и Коннектикута) являются графства. В стране насчитывается  более трех тысяч графств , но размер  их территории и численность населения  различны.

Системы управления в графствах  определяются конституциями и законами штатов. Существуют две основные формы советов графств: совет комиссионеров и совет контролеров. Первая предусматривает  избрание населением трех-пяти членов  Совета. Которые руководят всей практической работой по конкретным направлениям. Вторая предусматривает представительство  в составе выборных должностных лиц муниципальных  образований, входящих в графство. Обычно у советов нет постоянного председателя и они собираются на свои заседания не чаще одного раза в месяц. Совет вправе вводить местные налоги и сборы , принимать и контролировать бюджет, следить за организацией и проведением выборов. При советах создается аппарат чиновников, который и осуществляет реальное управления в графстве.

Во многих графствах отдельно избирается шериф ( начальник полиции и судебный исполнитель), прокурор, казначей.

Аппарат управления возглавляет  администратор, который назначается  советом или избирается населением. Это должностное лицо как бы олицетворяет исполнительную  власть по отношению к власти представительной.

Особенностью американской системы   местного самоуправления  являются тауны и тауншипы, т.е. самоуправляющиеся  общины, входящие в графство.

Тауны создаются на  базе одного или нескольких мелких городских поселений. Основным органом управления выступает таун - митинг, т.е. собрание жителей. Тауншипы создаются в сельской местности, главным образом в штатах Северного Запада.

Формой местного самоуправления выступают специальные  округа, создаваемые  легистратурой штатов для осуществления правления по ряду конкретных вопросов.

Город-это огромный мегаполис  с населением в несколько миллионов  жителей. Как правило, крупные города имеют свою хартию, т.е. своеобразную конституцию. Города управляются муниципалитетами.

Системы управления городами отличаются большим разнообразием, но в целом могут быть сведены  к трем основным6:

  1. «Мер-совет»- наиболее старая и распространенная. При этой системе  население избирает однопалатный совет ( от 5 до 50 человек) , который выполняет роль маленького парламента, созываемого примерно раз в месяц. Параллельно население избирает мэра( на 2-4 года), который воплощает исполнительную власть. Мэр и совет делят полномочия по назначению руководителей  отделов и управлений , координируют их деятельность. Мэр обладает правом вето, составляет проект бюджета.
  2. «Совет-управляющий»- отличается тем, что управляющий , являющийся главой администрации , не избирается населением, а назначается советом из числа опытных менеджеров, т.е. выступает как наемное должностное лицо.
  3. «Комиссионная форма городского самоуправления»- как бы отвергает разделение властей, соединяя законодательные и исполнительные функции в руках единой комиссии. Эту комиссию в составе 5-7 членов на срок 2-4 года избирают жители  города. Один из членов комиссии становится  председателем.

Внутри крупных городов  оказывается несколько самостоятельных  муниципалитетов. Это так называемые митрополитенские  регионы, выросшие вследствие бурной урбанизации страны.

 

                                    4.Великобритания.

Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии представляет собой  унитарное государство, состоящее из  Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии.7

Вся территория государства  разделена на графства, унитарные  образования и округа.

Англия состоит из 34 графств, 46 унитарных образований и Большого Лондона.

Графства подразделяются на округа , которые делятся на приходы. Каждый уровень местного самоуправления  возглавляет совет, члены которого избираются на 4 года. В округе, называемом городом  или городском поселении , председатель- мэр.

 После реформы местного  самоуправления в Уэльсе в  1996г. 8 бывших графств и 37 округов  преобразованы в 22 новых унитарных  образования.

Шотландия подразделяется на 32 унитарных образования. Управление каждым унитарным образованием осуществляют  выборные советы.

На всех уровнях административно-территориального деления Королевства местная  власть представлена органами местного самоуправления. Самоуправление осуществляется советами, избираемыми населением. Члены местных советов (советники) избираются  гражданами на определенный срок. Они осуществляют  свою деятельность на безвозмездной основе и в сочетании с основной профессиональной деятельностью. При этом по действующему законодательству советники имеют право на освобождение от работы на определенный срок при выполнении своих депутатских обязанностей. Работодатель обязан не только  предоставлять советнику  такую возможность, но и оплачивать это время по  средней ставке  заработной платы.

Совет избирает из общего числа  советников председателя (мэра) и формирует  комитеты. Основная форма работы советов - сессия, на которой рассматриваются наиболее важные вопросы  местного самоуправления.

Законодательство  определяет компетенцию органов местного самоуправления  каждого уровня. Советы графств занимаются вопросами транспортного развития, дорожного движения, охраны порядка, образования, социального обслуживания, пожарной безопасности.

 К компетенции советов  округов относится здравоохранение, местное планирование, жилищное строительство.

Таким образом, на территории всей страны существует два, а иногда и три уровня местного управления. В каждой из этих единиц, за исключением  некоторых приходов и общин, есть органы управления - советы, которые  парламент наделяет специальными полномочиями. Все функции местного управления распределяются между советом графства и советом округа.

 

                                   Заключение

 Таким образом, наличие  эффективного местного самоуправления  необходимо для нормального функционирования  любого демократического государства.  При этом надо иметь в виду, что понятие "местное самоуправление" в зарубежных странах включает  в себя два вида органов  управления: местный представительный  орган, избираемый населением  соответствующей административно-территориальной  единицы и принимающий решения  по наиболее важным местным  вопросам, и исполнительный орган,  руководимый мэром (бургомистром), исполняющий решения представительного  органа и осуществляющий оперативное  управление и даже некоторые  государственные функции.

Во Франции  имеется три вида территориальных  самоуправляющихся коллективов. Это коммуна, департамент и регион.

Основные территориальные  единицы - департамент и коммуна- были созданы еще учредительным собранием в 1790г.

Главным критерием формирования департаментов служила возможность каждого жителя совершать путешествие из любого населенного пункта данного департамента в административный центр и обратно в течение дня.

Коммуны создавались на базе церковных приходов, что породило возникновение большого числа мелких коммун.

Потребности экономического и социального развития привели  к возникновению регионов. Их создание было начато еще в 1961 г.

Вопросы разграничения компетенций  между государством и самоуправляющимися коллективами были урегулированы законодательными актами, принятыми в 1983г.

 В ФРГ существует несколько уровней управления8:

1. Федеральный уровень.  На этом уровне Основным Законом  ФРГ установлено, что вопросы местного самоуправления находятся в компетенции федеральных земель, и Федерация не вмешивается в политику федеральных земель в отношении местного самоуправления.

2. Уровень федеральных  земель. Конституции земель содержат  подробные положения, регламентирующие  форму и объем полномочий местных  органов власти. Строго унифицированного  порядка в организации власти  на уровне федеральных земель  не существует, потому этот порядок  в различных землях может значительно  отличаться. Этот уровень в Германии  называют средним уровнем. Основная  задача данного уровня государственной  власти федеральных земель, - обеспечение  контроля за соблюдением законодательства  всеми нижестоящими уровнями  власти.

3.Уровень района и городов  районного значения. Районы в  Германии являются публично-правовыми  корпорациями, объединением коммун (общин) и одновременно государственной  административной единицей нижнего  уровня. В компетенцию районов входят задачи, решение которых необходимо в интересах жителей района, но выходит за пределы возможностей городов и сельских общин.

4.Уровень городов и  коммун (общин).

В США не существует единой системы  местных органов власти. Основные административно-территориальные  единицы, на которые  делятся штаты (кроме Род-Айленда и Коннектикута) являются графства. Существуют две основные формы советов графств: совет комиссионеров и совет контролеров.

На территории всей Великобритании существует два, а иногда и три уровня местного управления. В каждой из этих единиц, за исключением некоторых приходов и общин, есть органы управления - советы, которые парламент наделяет специальными полномочиями.

Информация о работе Местное самоуправление в зарубежных странах