Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 16:28, реферат
Местное самоуправление является непременным атрибутом любого современного демократического общества.
В современном мире более 190 независимых государств, в каждом из которых существует своя система местного управления. В большинстве государств управление всеми делами на местах осуществляется специальными органами местного самоуправления, формируемыми на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также специально назначенными из центра органами местного управления.
Местное самоуправление является непременным атрибутом любого современного демократического общества.
В современном мире более 190 независимых государств, в каждом из которых существует своя система местного управления. В большинстве государств управление всеми делами на местах осуществляется специальными органами местного самоуправления, формируемыми на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также специально назначенными из центра органами местного управления.
Различия в построении
систем местного самоуправления зависят
от многих факторов: политического
режима, доминирующей в стране идеи
организации власти и управления
на местах, государственного устройства
и административно-
Органы местного самоуправления непосредственно осуществляют управленческие функции на местах, одновременно выступая в качестве юридически самостоятельного элемента механизма власти.
Кроме того, принцип местного самоуправления исходит из того, что участие граждан в управлении общественными делами самым непосредственным образом может быть реализовано именно на местном уровне. При этом совершенно очевидно, что существование местных сообществ, облеченных реальными полномочиями, делает возможным обеспечить такое управление, которое было бы наиболее эффективным и максимально приближенным к нуждам населения.
Сила и влияние органов
местного самоуправления в различных
странах отражает степень демократизма
существующего политического
Французская Республика
- унитарное государство. Его составные
части не являются ни государствами, ни
государственными образованиями. Вплоть
до недавнего времени административно-
Франция обладает довольно
сложной административно-
По Конституции 1958г. 2«территориальными образованиями являются коммуны, департаменты, регионы, местные образования с особым статусом и заморские территории». Однако только комунны, департаменты и регионы располагают органами самоуправления и служат территориальной основой деятельности самоуправляющихся территориальных коллективов.
а) Коммуна.
Коммуна образует главную
базовую административно-
Представительный орган коммуны, избирающий мэра,- муниципальный совет. В коммунах с населением менее 100 жителей избирается 9 членов муниципального совета, в коммунах с населением от 100 000да 149 999 жителей – 55 членов муниципального совета, в коммунах от 300 000 жителей- 69 муниципальных советников. В Париже членами совета избираются 163 советника, в Марселе-101 советник, в Лионе-73. Число членов муниципального совета должно быть обязательно нечетным во избежание возможного разделения голосов поровну.
Муниципальные советники избираются путем всеобщзего прямиго голосования избирателями. В коммунах с населением менее 3500 человек используется мажоритарная система выборов в два тура. В коммунах с большим числом жителей используется комбинированная избирательная система.
Коммуна самостоятельно решает вопрос о формировании исполнительных органов на местах. Однако это компенсируется жестким контролем за деятельностью образования. Центральное Правительство в лице своих представителей на местах – префекта и супрефекта - может приостановить исполнение решений муниципального совета в случае, если они противоречат законам Республики.
Действующее законодательство
также предусматривает
Таким образом, Коммуны имеют широкие полномочия, в частности, в сфере услуг для населения, часть из которых связана с ролью мэра как представителя государства на местном уровне:
-Гражданское состояние: регистрация рождений, браков и смертей.
-Выборы: организация выборов, ведение избирательных списков.
-Социальная помощь: ясли, помощь пожилым людям, некоторые дома престарелых, поддержка общественных организаций. Коммунальный Центр Социальной Помощи собирает заявки, анализирует потребности и работает на местном уровне. Он тесно сотрудничает с департаментом.
-Образование: строительство, оборудование, управление детскими садами и начальными школами.
-Обустройство и эксплуатация: застройка (разработка планов застройки, выдача разрешений на строительство), создание и эксплуатация рекреационных зон, содержание местного дорожного фонда, уличного освещения, зеленых насаждений, общественных зданий коммуны, общественного транспорта.
-Полномочия в сфере водоснабжения, оздоровления окружающей среды и уборки мусора.
-Защита общественного порядка при существовании, в отдельных случаях, муниципальной полиции.
-Культура: оборудование культурного и спортивного назначения .
-Поддержка жилого фонда, экономики и туризма.
-Муниципальные архивы.
-В некоторых коммунах: международная деятельность.
б) Департамент.
В рамках департамента действует орган общей администрации в лице перфекта, назначаемого Президентом Республике в Совете министров по представлению министра внутренних дел. Официально он импенуется комиссаром Республики. Департамент также образует самоуправляющийся территориальный коллектив.
Представительный орган Департамента - генеральный совет, члены которого именуются генеральными советниками и избираются на основе всеобщего прямого и тайного голосования. Применяется мажоритарная система выборов в два тура. Избирательным округом на выборах является кантон, отсюда и само название этих выборов - «кантональные». Генеральные советники избираются на шесть лет, состав совета обновляется наполовину каждые три года.
Функции исполнительного органа выполняет председатель генерального совета, в ведении которого находятся все местные административные службы, содержащиеся за счет департаментского бюджета.
В департаменте имеется представитель Правительства в лице префекта. Он руководит работой всех местных должностных лиц, отделений , управлений и агентств.
Таким образом, в компетенцию департаментов входит: Социальная помощь, санитарный контроль, обустройство и содержание территории, образование, культура поддержка экономики, сельского хозяйства и туризма помощь коммунам (софинансирование).
в) Регионы. Вся территория Франции делится на 20 регионов, каждый из которых является одновременно самоуправляющимся территориальным коллективом. Цели создания регионов и их статус определены Законом от 2 марта 1982 года. В соответствии с этим Законом главным назначением региона является обеспечение экономического, социального , культурного и научного развития.
Регионы обладают собственным бюджетом, разрабатывают собственные планы развития.
Главным представительным органом региона является региональный совет, члены которого избираются путем всеобщих и прямых выборов, которые проводятся по департаментам. Применяется пропорциональная избирательная система. Каждый департамент образует многомандатный округ.
Региональный совет работает в сессионном порядке, его собранитя должны проводиться не реже одного раза в квартал. В период между сессиями функции регионального совета частично осуществляет бюро, избираемое членами советами состоящее из председателя совета и его заместителей.
Функции органа исполнительной власти осуществляет председатель регионального совета. Региональный комиссар Республики сохраняет только полномочие по контролю за законностью решения регионального совета.
Следует отметить наличие на региональном уровне ещё одного важного органа, который отсутствует у других территориальных коллективов. Это экономический и социальный комитет региона. Получение его заключения в соответствующих областях является обязательным для регионального совета, хотя само заключение обязательной силы не имеет.
Таким образом, Регионы включают в себя территорию нескольких департаментов. В их компетенцию входит следующее:
-Экономическое развитие (основная область работы): экономическая помощь, поддержка исследований и развития, разработка и согласование с коммунами, сообществами коммун и департаментами региональной схемы экономического развития на пятилетку.
-Развитие территории: основной субъект диалога с государством, ведение совместных проектов (см. плановый контракт между государством и регионом); разработка регионального плана обустройства и развития территории.
-Транспорт: разработка регионального плана инфраструктуры и транспорта; организация регионального железнодорожного сообщения.
-Образование: строительство, содержание и оборудование лицеев; набор и управление техническим и вспомогательным персоналом лицеев; участие в финансировании университетов, хотя эта функция и относится к компетенции государства.
-Профессиональное образование: формирование и реализация региональной политики профессиональной подготовки и начального профессионального художественного образования
-Культура и спорт: региональные музеи, региональное спортивное оборудование, общая инвентаризация культурного наследия, содержание и управление некоторыми памятниками, преданными в их ведение.
-Здравоохранение.
-Помощь коммунам и департаментам (совместное финансирование).
-В большинстве случаев: международные отношения.
Германия как единое государство существует сравнительно недолгий исторический срок.
Германия — демократическое, со
Германия имеет федеративное ус
Кроме классического разделения
властей по горизонтали – на законодательную,
исполнительную и судебную, власть
в ФРГ разделена «по вертикали»
- существуют федеральные органы управления,
органы управления 16 федеральных земель,
органы власти районов (в ФРГ их представляют
крупные административно-
Местное самоуправление в
Германии – это вопрос компетенции
субъекта федерации. Каждая федеральная
земля вправе решать этот вопрос по-своему,
а федеральный центр не вправе
вмешиваться в вопросы
Основной закон не содержит
подробных постановлений о
Объединения общин также обладают правом самоуправления. В округах и общинах должны создаваться представительные органы путем всеобщих, прямых, свободных, равных и тайных выборов.
Каждая земля самостоятельно определяет структуру и полномочия органов местного самоуправления.
Большинство земель ФРГ в административном отношении делятся на округа, уезды и общины; большая часть новых земель – только на уезды и общины. Крупные города приравниваются к уездам.
Города- земли Берлин, Бремен и Гамбург имеют свои особенности административного устройства. Берлин делится на районы, которые пользуются самоуправлением, но не обладают правами общин: они не принимают собственный устав и не обладают финансовой самостоятельностью.
Бремен состоит из двух общин, являясь одновременно землей и объединением общин. Гамбург- одновременно земля и община, подразделяющаяся на городские районы.
Система местного самоуправления создается в округах. Она формируется представительственными учреждениями, действует по их прямым указаниям и подчиняется им по всей своей деятельности.
Органами управления в округе является правительственный президент, назначаемый правительством или премьер-министром земли и подчиняющийся министру внутренних дел земли.
При правительственном президенте образуется правительственный президиум.
Правительственным президентом
подчинены главы местной
Информация о работе Местное самоуправление в зарубежных странах