Местное самоуправление в Ростовской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 12:41, доклад

Описание работы

Высшим исполнительным постоянно действующим органом государственной власти Ростовской области является администрация области.
Избранный Глава Администрации (Губернатор) области возглавляет исполнительную государственную власть и является высшим должностным лицом области.

Работа содержит 1 файл

Местное самоуправление в Ростовской области.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

В Ростовской области в различных  вариантах существуют две основные модели формирования органов местного самоуправления. Они определяются способом избрания глав муниципальных образований:

- избирается представительным  органом местного самоуправления  из своего состава;

- избирается населением непосредственно  на основе всеобщего, равного,  прямого избирательного права  при тайном голосовании.

В Морозовском и Родионово-Несветаевском районах Ростовской области органы местного самоуправления формируются в соответствии с первой моделью. Представительным органом местного самоуправления в этих районах является районное Собрание депутатов, обладающее правом представлять интересы всего населения района. В Морозовском районе оно состоит из 23 депутатов, а в Родионово-Несветаевском - 22 депутатов. Деятельность органов местного самоуправления возглавляет и координирует глава района, который избирается из числа депутатов представительного органа тайным голосованием. По второй модели построена структура органов местного самоуправления остальных муниципальных образований, расположенных на территории Ростовской области. Однако среди них можно выделить целый ряд особенностей.

В городе Ростове-на-Дону представительным органом местного самоуправления, обладающим, согласно Уставу города, правом представлять интересы всего населения и принимать  от его имени обязательные для  муниципального образования решения, является городская Дума, ее количественный состав - 22 депутата. Высшим должностным лицом муниципального образования, возглавляющим деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления, является мэр города, который входит в состав городской Думы, председательствует на ее заседаниях с правом решающего голоса. В статье 47 Устава г. Ростова-на-Дону установлено, что администрация города реализует исполнительно-распорядительные полномочия городского самоуправления под руководством и контролем мэра как главы администрации города.

Аналогичная структура органов  местного самоуправления существует в  городах: Азове, Батайске, Гуково, Донецке, Новошахтинске.

В Неклиновском районе представительным органом местного самоуправления является районное Собрание депутатов, работу которого организует председатель, а в его отсутствие - два заместителя председателя Собрания. Права и обязанности председателя и заместителей определяются «Положением о районном Собрании депутатов». В этой связи оригинальным выглядит вариант структуры органов местного самоуправления, при котором по действующему Уставу Неклиновского района глава района входит в состав районного Собрания депутатов.

Иная структура органов муниципального образования закреплена в Уставе города Таганрога. Представительные полномочия местного сообщества осуществляются выборным органом - городской Думой, которая из своего состава избирает тайным голосованием председателя Думы и его заместителя, реализующих свои функции на штатной основе. Дума для выполнения своих задач имеет аппарат. Высшим должностным лицом муниципального образования является глава городского самоуправления (мэр), который входит в состав Думы, может председательствовать на ее заседаниях, назначает главу администрации, заместителей главы администрации по согласованию с представительным органом местного самоуправления.

В городе Новочеркасске, Белая Калитва, Красном Сулине представительными  органами местного самоуправления являются городские думы, работу которых организуют председатели, избираемые из числа  депутатов. Мэры городов наделены высшей исполнительно-распорядительной властью на территории города, являются высшими должностными лицами муниципальных образований, входят в состав городских дум с правом решающего голоса. Структуры органов местного самоуправления некоторых муниципальных образований Ростовской области подверглись в течение последних лет корректировке. Изменения в уставы внесены в городах Ростове-на-Дону, Волгодонске, Донецке, Каменск-Шахтинском.

Реальное обеспечение прав и  свобод граждан в муниципальных  образованиях во многом зависти от того, насколько эффективна та или иная структура органов местного самоуправления, организована работа в этих органах, какими деловыми качествами обладают избранные представители муниципальных сообществ. А наличие делегированной самостоятельности власти предполагает ее повышенную ответственность. Поэтому не исключена ситуация, при которой результаты их деятельности могут повлечь за собой не только положительные, но и отрицательные последствия. В связи с этим появляется необходимость использования в системе местного самоуправления института ответственности перед населением как глав муниципальных образований, так и депутатов представительных органов местного самоуправления. В подавляющем большинстве уставов муниципальных образований Ростовской области существует право отзыва избранных представителей непосредственно населением. Причем в некоторых городах и районах Ростовской области в уставах посвящены отдельные главы ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

В действующих уставах установлено, что порядок отзыва определяется в соответствии с Областным законодательством. Вместе с тем, законодательство Ростовской области не создало правового  механизма отзыва. Для Ростовской области дискуссии на эту тему нехарактерны, в то время как реализация этих процедур является очень редким случаем.

Любой из вариантов структуры местных  органов власти не является для всех одинаково убедительным и бесспорным. Речь не идёт о навязывании какой-либо идеальной структуры, так как такой модели нет. Или о том, чтобы привести различные подходы к единой позиции, которая в одинаковой мере устраивала бы всех. Наиболее оптимальная система может быть определена исключительно на компромиссной основе, путём согласования несовпадающих интересов различных элитарных групп, органов и должностных лиц. Муниципальные образования должны иметь соответствующую их специфике условий существования систему организации местной власти, что исключит целесообразность полной унификации структур органов местного самоуправления.

Реальная коррекция либо предпринимаемые  попытки изменения структур органов  местного самоуправления некоторых  муниципальных образований свидетельствуют  о том, что в Ростовской области  идет поиск наиболее эффективных форм организации местного самоуправления с учетом местного хозяйственного уклада, исторического опыта и других условий. Обусловлено это и заметной сменяемостью глав муниципальных администраций и местного депутатского корпуса. Так, во время выборов 2000-2001 годов избрано 19 новых руководителей муниципальной исполнительной власти и 654 депутата. В связи с этим можно сделать два вывода. Во-первых, местная власть, несмотря на многочисленные утверждения о ее бесправности и несостоятельности, берет на себя немалую часть вопросов. Осознание этого повышает привлекательность выборных должностей в территориях. Во- вторых, население, имея очень небольшой опыт реального избрания органов местного самоуправления, мудреет год от года, уже понимая, что выборы, а значит, и каждый конкретный голос влияет на состав «местной власти». Это побуждает избирателей более трезво оценивать предвыборные обещания и способствует повышению ответственности власти перед народом.

17-18 ноября 1990 г. состоялся I Большой  Круг, на котором официально был учрежден Союз казаков Области войска Донского, в его основу была положена военно-административная модель управления, имевшая место в XIX веке. Была восстановлена роль Большого казачьего круга, закреплены права Совета атаманов, стали действовать канцелярия при войсковом атамане, атаманское правление, отраслевые отделы. Начиная с 1992 г. казачье движение на Дону вступило в новый этап своего развития, заметно политизировалось, стало использовать выборы в местные органы власти для участия в управлении. Благодаря поддержке Администрации Ростовской области, государственная служба донских казаков стала реальностью. В Устав Ростовской области была внесена глава 9 «Казачество». Устав области признал казачество не только субъектом общественно-политической жизни области, но и предоставил возможность казачьим обществам реально включаться в управление на областном и муниципальном уровнях.

27 октября 1996 г., на Большом Объединенном  Круге в г. Новочеркасске, казаки  Дона учредили Войсковое казачье  общество «Всевеликое Войско Донское» как объединение субъектов казачьего самоуправления. Атаманом общества был избран В.Ф. Хижняков. 12 июля 1997 г. он был назначен заместителем Главы Администрации Ростовской области. Позже на этой должности его сменил В.П. Водолацкий. Губернатору Ростовской области В.Ф. Чубу было присвоено звание Почетного атамана «Всевеликого Войска Донского». Современное донское казачество, являясь преемником демократических традиций своих предков, играет заметную роль в общественно-политической жизни региона и страны в целом.


Информация о работе Местное самоуправление в Ростовской области