Местное самоуправление в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 18:16, реферат

Описание работы

Цель данной работы - раскрыть тему местного самоуправления в Российской Федерации, обозначить характерные черты и признаки системы местного самоуправления.
Задачи:
1.проанализировать сущность местного самоуправления;
2.рассмотреть понятие местного самоуправления в Российской Федерации;
3.определить структуру и систему местного самоуправления;
4.выявить полномочия и компетенцию органов местного самоуправления;
5.рассмотреть взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти.

Содержание

Введение…………….…………………………………………….…… 3
1.Сущность местного самоуправления……….……..………………… 6
2.Понятие местного самоуправления в Российской Федерации…...... 8
3.Структура и система местного самоуправления................................. 11
4.Полномочия и компетенция органов местного самоуправления….. 14
5.Взаимоотношения с органами государственной власти.................... 18
Заключение............................................................................................. 22
Список литературы…………………………………………………… 24

Работа содержит 1 файл

Местное самоуправление в РФ (ИГУР).docx

— 46.53 Кб (Скачать)
align="justify">    Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган  муниципального образования), контрольный  орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

    Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного  органа муниципального образования, главы  муниципального образования, местной  администрации является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных  Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    Наименования  представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации  устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

    Органы  местного самоуправления не входят в  систему органов государственной  власти.

    Структура органов местного самоуправления в  случае образования на межселенных  территориях вновь образованного  муниципального образования или  в случае преобразования существующего  муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании  с численностью населения менее 100 человек - на сходе граждан) или  представительным органом муниципального образования и закрепляется в  уставе муниципального образования.

    При отсутствии инициативы граждан о  проведении местного референдума (схода  граждан) структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного  муниципального образования после его избрания. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования. Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение.

    Член выборного органа местного самоуправления - выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах.9

    Статья 131 Конституции РФ указывает, что  структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Причем под структурой органов надо понимать и строение системы основных органов местного самоуправления, наделенных собственной компетенцией, и внутреннее устройство каждого из этих органов. Население вправе, например, определить: будет ли избираться в данном муниципальном образовании глава муниципального образования или здесь станет действовать административный коллегиальный орган; если глава администрации будет избираться населением, то войдет ли он в состав представительного органа; какие создавать подразделения администрации, в частности образовывать ли специальные территориальные органы для управления теми или иными сферами и отраслями; создавать ли в представительном органе комиссии и, если создавать, вводить ли в их состав только депутатов или еще и других граждан, и т.д.

    Согласно  Закону «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» структура и порядок  формирования органов местного самоуправления определяются в уставе муниципального образования, принимаемом либо представительным органом самоуправления, либо населением самостоятельно. Если устав принимается прямым волеизъявлением граждан, нет необходимости специально выносить структуру органов самоуправления на обсуждение и решение жителей муниципального образования. Однако в том случае, когда устав принимается представительным органом, структура органов местного самоуправления должна быть, согласно Конституции, отдельно определена референдумом. Важно при этом учитывать, что конституционное положение о самостоятельном определении населением структуры органов самоуправления необходимо рассматривать в совокупности с другими нормами Конституции, трактующими компетенцию разных органов в определении правового статуса местного самоуправления. Так, в соответствии с ч.1 ст.72 Конституции установление общих принципов организации системы местного самоуправления относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Очевидно, что структура местного самоуправления, определяемая населением, должна соответствовать этим общим принципам. Она не должна также нарушать нормы, которые могут быть установлены органами государственной власти субъектов Федерации.10

 

    

    4.Полномочия и компетенция органов местного самоуправления

    Один  из ключевых вопросов конституционно-правового  регулирования местного самоуправления - определение его компетенций  и полномочий. Никакие меры по совершенствованию  структур местного самоуправления не дадут результатов, если муниципальному образованию не будет предоставлен обширный перечень прав, реализация которых  может существенно влиять на положение  дел соответствующей территории.

    Под компетенцией местного самоуправления понимается круг его предметов ведения, выделенных и удостоверенных федеральными законами, правовыми актами субъектов  РФ и местного самоуправления, а  также права и обязанности  органов местного самоуправления.

    Под предметом ведения следует понимать те сферы (области) жизнедеятельности  населения муниципального образования, на которые распространяется его  юрисдикция. Причем в данном случае речь идет именно о различных областях местной жизни, вопросах местного значения. Если определение предметов ведения  органа дает ответ на вопрос, в каких  областях местной жизни он в принципе компетентен, то права и обязанности  характеризуют пределы возможностей органа в той или иной сфере  муниципальных отношений.

    Полномочия  местного самоуправления - это строго очерченный и закрепленный нормами  муниципального права (Конституцией РФ, федеральным законодательством, правовыми  актами субъектов РФ и органов  местного самоуправления) за населением, выборными и иными органами местного самоуправления перечень конкретных прав и обязанностей, необходимых для  реализации задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных  образований.

    Компетенции органов местного самоуправления, которые  устанавливаются законодательными актами, в частности Конституцией РФ, федеральным законом о самоуправлении, должны обеспечивать возможность самостоятельно решать все вопросы местного значения, затрагивающие интересы жителей муниципального образования и влияющие на повседневную жизнь, а также отдельные государственные вопросы, которые могут возлагаться на органы местного самоуправления. Из компетенции органов местного самоуправления выпадают лишь те сферы деятельности, которые государство в соответствии с Конституцией РФ специально оставило за собой (например, вопросы войны и мира, обороны и безопасности; внешняя политика и международные отношения; судоустройство, прокуратура; финансовое, валютное, кредитное и таможенное регулирование и др.). Этот принцип установления собственной компетенции местного самоуправления соответствует формуле Европейской Хартии о местном самоуправлении.11

    Согласно  Федеральному закону «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения отнесены практически все сферы (области) непосредственного обеспечения  жизнедеятельности населения муниципального образования:

    1.принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;

    2.владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

    3.местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;

    4.комплексное социально - экономическое развитие муниципального образования;

    5.содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;

    6.организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

    7.организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

    8.охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

    9.регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

    10.создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

    11. контроль за использованием земель на территории муниципального образования.

    Муниципальные образования вправе принимать к  своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а  также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению  других муниципальных образований  и органов государственной власти.

    Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации  с одновременной передачей необходимых  материальных и финансовых средств.12

    К исключительным полномочиям представительных органов власти в соответствии с  федеральным законом относятся:

    1.принятие актов нормативного характера, устанавливающих общие нормы, обязывающих и регулирующих действия определенного круга граждан (физических лиц) и юридических лиц по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

    2.назначение местных референдумов, выборов, других актов прямого волеизъявления населения;

    3.принятие планов (в том числе и градостроительных) и программ социально-экономического развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

    4.утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

    5.установление местных налогов и сборов;

    6.установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

    7.контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

    Конкретные  полномочия представительных органов  местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований.13 

 

    

    5.Взаимоотношения с органами государственной власти

    Государственное управление подразумевает не только управляющее воздействие, но и организационное  сотрудничество государства и его  субъектов с местным самоуправлением, обеспечивающее целенаправленное  и эффективное функционирование  муниципальных образований. В прямых связях основными являются управляющие  воздействия. В обратных связях на первое место выдвигаются моменты сотрудничества и взаимодействия,  инициативы снизу, восприятия и результативность прямых связей. В системе государственного управления важное значение имеет оптимальное сочетание прямых и обратных связей.

    Взаимодействие  органов государственной власти и местного самоуправления подразумевает, что они как партнеры, по крайней  мере, равны в отношении главного объекта управления, и оно осуществляется ради достижения общей цели – повышения  уровня и качества жизни населения  каждого муниципального образования  и региона в целом.

    Проблема  взаимодействия местного самоуправления с органами государственной власти имела и имеет место практически  на всех этапах развития местного самоуправления как в России, так в других странах.

    Конституция России закрепила организационную  обособленность местного самоуправления от органов государственной власти, но на практике эффективное управление во всех сферах жизни общества невозможно без четко отлаженного механизма  их взаимодействия. Большинство наших  неудач в экономике, социальной сфере  связано именно с тем, что этот механизм дает сбои.

Информация о работе Местное самоуправление в РФ