Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 18:16, реферат
Цель данной работы - раскрыть тему местного самоуправления в Российской Федерации, обозначить характерные черты и признаки системы местного самоуправления.
Задачи:
1.проанализировать сущность местного самоуправления;
2.рассмотреть понятие местного самоуправления в Российской Федерации;
3.определить структуру и систему местного самоуправления;
4.выявить полномочия и компетенцию органов местного самоуправления;
5.рассмотреть взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти.
Введение…………….…………………………………………….…… 3
1.Сущность местного самоуправления……….……..………………… 6
2.Понятие местного самоуправления в Российской Федерации…...... 8
3.Структура и система местного самоуправления................................. 11
4.Полномочия и компетенция органов местного самоуправления….. 14
5.Взаимоотношения с органами государственной власти.................... 18
Заключение............................................................................................. 22
Список литературы…………………………………………………… 24
Содержание
Введение…………….…………………………………………
1.Сущность
местного самоуправления……….……..…………………
2.Понятие местного самоуправления в Российской Федерации…...... 8
3.Структура
и система местного самоуправления................
4.Полномочия и компетенция органов местного самоуправления….. 14
5.Взаимоотношения с органами государственной власти.................... 18
Заключение.........
Список литературы……
Введение
Идеи и практика самоуправления зародились в глубокой древности, еще до возникновения государства. Они обеспечивали существование общности людей на основах самоорганизации. Впоследствии самоуправление приобрело более сложные формы, свойственные классовому обществу. Особенности этих форм зависели от социально-экономической и классовой структуры общества, конкретных условий, однако сохранялась и определенная преемственность традиций и форм самоуправления. Изучение их помогает понять суть сложных общественно-политических явлений современности.1
Институт местного самоуправления относится к основам конституционного строя Российской Федерации, является одним из элементов федеративного демократического государства и служит важной гарантией обеспечения прав граждан на участие в управлении государством. Особую роль этот институт играет в процессе формирования гражданского общества. Самоуправление является механизмом формирования гражданского общества и неотъемлемой его частью.
В течение последнего десятилетия в Российской Федерации постепенно формируется современная система местного самоуправления. В Конституции Российской Федерации (ст. 3, п. 2, ст. 12, гл. 8) и федеральных законах закреплены основные принципы и черты российской модели организации местного самоуправления. Многое сделано в плане обеспечения организационно-правовых условий для создания и функционирования органов местного самоуправления. Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления, многие идеи и положения которой положены законодателями в основу концепции построения системы местного самоуправления в нашей стране.2 По мнению экспертов Совета Европы, наш базовый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» вполне соответствует принципам этой Хартии, в которой записано: «Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения».3
Тема управления местными сообществами (их самоуправления) является одной из главных для большинства научных дисциплин: истории, политологии, права, социологии и др.
Однако и среди исследователей, и среди политиков, и среди практиков не прекращаются дискуссии по проблеме местного самоуправления. Возникает множество вопросов: о месте и роли местного самоуправления в иерархической структуре государственной власти, характере его полномочий, степени самостоятельности; об исторических традициях местного самоуправления в России и возможности использования западного опыта на российской почве; о соотношении трех уровней политического управления страной — федерального, субъектного и местного и характере их взаимоотношений и т.д.4
Актуальность данной темы заключается в том, что институт местного самоуправления является прямым воплощением принципа демократизма, закреплённого Конституцией РФ. Именно наличие управления на местах говорит о том, что в нашей стране строится гражданское общество, и нормы конституции имеют своё закрепление в действительности.
Цель данной работы - раскрыть тему местного самоуправления в Российской Федерации, обозначить характерные черты и признаки системы местного самоуправления.
Задачи:
1.проанализировать
сущность местного
2.рассмотреть понятие местного самоуправления в Российской Федерации;
3.определить структуру и систему местного самоуправления;
4.выявить полномочия и компетенцию органов местного самоуправления;
5.рассмотреть
взаимоотношения органов местного самоуправления
с органами государственной власти.
1.Сущность местного самоуправления
Становление института местного самоуправления связано с переходом от феодализма к буржуазному обществу (хотя само местное самоуправление появилось гораздо раньше - европейские города средневековья имели уже достаточно разветвленную систему гильдейского и муниципального самоуправления). Определяющее значение имело формирование гражданского общества и правового государства как самостоятельных, хотя и тесно взаимосвязанных феноменов. Причем теоретической предпосылкой для утверждения системы местного самоуправления послужила идея разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. На этой идее и была обоснована необходимость децентрализации властных полномочий.
Значительную роль в становлении и утверждении системы местного самоуправления сыграло появление национального государства и связанной с ним теории национального, или народного, суверенитета, в соответствии с которой главным и единственным источником и носителем власти является народ данной страны. Соответственно народ вправе определять любые формы власти, которые он сочтет наиболее подходящими для реализации своих интересов. Постепенно, особенно в контексте возникновения федеративной формы государственного устройства, сформировалась концепция вертикального разделения власти в зависимости от уровня ее реализации - федерального, регионального и местного.
Институты местного самоуправления возникали либо «снизу» в результате самосохранения изначально существовавших органов управления территориальных единиц, объединявшихся в централизованные государства (США, Великобритания, Швейцария, Новая Зеландия и др.), в этом случае города, общины, графства, области делегировали центральным органам этих государств часть своих полномочий, либо органы местного самоуправления формировались «сверху» путем предоставления центральными властями местным органам самоуправленческих функций (Франция, Бельгия, Португалия, Россия и др.). В ряде стран имело место комбинирование обоих путей (Австрия, Германия, ряд стран Латинской Америки).
С одной стороны, местное управление является обособленной частью единой государственной администрации, тем не менее зависимой от центра по оказанию услуг населению в соответствии с общенациональными стандартами и политическим курсом центрального правительства. Особенно очевидна эта зависимость в плане финансовой поддержки центром муниципальных образований прямо или через региональные администрации субъектов Федерации. Вместе с тем органы местного самоуправления имеют собственную легитимность, так как формируются путем волеизъявления самого населения. Они обладают определенной самостоятельностью, в том числе и в финансовой сфере, поскольку располагают собственной налоговой базой, муниципальной собственностью и людскими ресурсами.
Если
говорить о России, то исторический
опыт свидетельствует, что здесь практически
не существовало местного самоуправления
в чистом виде, оно всегда взаимодействовало
с государством путем сочетания функций
и полномочий и контролировалось государственной
властью.5
2.Понятие местного самоуправления в Российской Федерации
Термин «самоуправление» не имеет вполне точного и единого научного значения. В разных странах и разными авторами он понимается различно. Наиболее полное и широкое толкование названному термину было дано еще в XVII столетии в Англии, откуда он и был заимствован в 50-х годах прошлого века Германией и в 60-х годах - Россией.
Определяют
самоуправление также различно. Имеется
более 30-и различных определений.
Одним из распространенных в европейской
литературе является определение известного
германского ученого Г.
В
современном российском законодательстве,
прежде всего в Конституции Российской
Федерации и Федеральном законе
«Об общих принципах
Началом становления современного института местного самоуправления в системе публичной власти Российской Федерации можно считать 1993 г. Принятая российская Конституция отразила новые процессы, происходящие в обществе и государстве. Одновременно в ней провозглашались нормы, принципы и гарантии осуществления местного самоуправления:
а)местное самоуправление в России признается и гарантируется;
б)местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно;
в)органы
местного самоуправления не входят в
систему органов
Также был принят 12 августа 1995г. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
В
ФЗ «Об общих принципах
Порядок
организации и осуществления
территориального общественного самоуправления
определяется уставом муниципального
образования в соответствии с
законами субъекта Российской Федерации
и нормативными правовыми актами
органов местного самоуправления.8
3.Структура и система местного самоуправления