Критерии местного самоуправления в государственно-правовом анализе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы, опираясь на законы и научные источники раскрыть понятие местного самоуправления, при этом уделить значительное внимание его основным критериям, которые имеют большое значении в понимании этого института народовластия.

В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:

- определить понятие местного самоуправления

- определить этапы становления местного самоуправления

- проследить развитие местного самоуправления на современном этапе

- выявить основные критерии местного самоуправления

Содержание

Введение……………………………………………………………..Стр. 3-4

Глава I.Становление теории местного самоуправления в Российской Федерации………………………………………………………………….Стр. 5-16

Глава II.Критерии местного самоуправления в государственно-правовом анализе……………………………………………………………………..Стр. 17-23

Заключение………………………………………………………….Стр. 24-25

Список используемой литературы………………………………...Стр. 26

Список нормативных правовых актов……………………………..Стр. 27

Работа содержит 1 файл

Щербаков - Сашке.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

Оглавление: 

     Введение……………………………………………………………..Стр. 3-4

     Глава I.Становление теории местного самоуправления в Российской Федерации………………………………………………………………….Стр. 5-16

     Глава II.Критерии местного самоуправления в государственно-правовом анализе……………………………………………………………………..Стр. 17-23

     Заключение………………………………………………………….Стр. 24-25

     Список  используемой литературы………………………………...Стр. 26

     Список  нормативных правовых актов……………………………..Стр. 27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 

  Нынешний  этап развития российского местного самоуправления концентрирует в себе все сложнейшие социально-экономические и политические проблемы страны и отражает всю противоречивость и неопределенность многих процессов и решений.

  Российское  государство объективно заинтересовано в развитии института местного самоуправления. Оно в силу своей природы выступает связующим звеном между населением и государственными структурами. Развитие местного самоуправления содействует укреплению государства, его территориальной целостности; снижению вероятности возникновения социальных и национальных напряжений; формированию адаптированной к местным особенностям экономики.

  Местное самоуправление – это реальный механизм реализации широкого круга наиболее близких населению проблем и удовлетворения наиболее важных потребностей, а так же решения государственных задач силами местных органов власти путем передачи им отдельных государственных полномочий.

     Конституция Российской Федерации закрепляет местное  самоуправление как важнейший элемент  основ конституционного строя, как  самостоятельную форму осуществления народом принадлежащей ему власти. Причем законодательная планка российского местного самоуправления максимально поднята до эталона стран развитой демократии. Однако понадобится значительное время, средства, чтобы в полной мере воплотить в жизнь конституционные принципы местного самоуправления. Развитие местного самоуправления в России - долгий и трудный процесс. А она сегодня еще только - только начинает формироваться и для его успешного осуществления необходима прочная законодательная база. До сих пор многие вопросы местного самоуправления остаются явно недостаточно разработанными не только в теоретической литературе, но и, что более существенно, в нормативных актах. Даже в Конституции России не проработаны до конца общие принципы местного самоуправления, прежде всего их, материально - финансовая основа, принципы формирования муниципальной собственности, структурирования органов власти, что не позволяет в правовом отношении достаточно честно определить механизм реализации уже существующих правовых норм.

     Объектом  исследования выступает понятие местного самоуправления и его основные критерии.

     Предметом исследования данной работы является определить, как развивается местное самоуправление на современном этапе.

     Цель  настоящей работы состоит в том, чтобы, опираясь на законы и научные источники раскрыть понятие местного самоуправления, при этом уделить значительное внимание его основным критериям, которые имеют большое значении в понимании этого института народовластия.

     В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:

     - определить понятие местного  самоуправления

     - определить этапы становления  местного самоуправления

     - проследить развитие местного  самоуправления на современном  этапе

     - выявить основные критерии местного самоуправления 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I  Становление теории местного самоуправления в Российской Федерации. 

Конституция Российской Федерации (ст. 12) закрепляет один из важнейших элементов основ  конституционного строя - местное самоуправление, которое выступает самостоятельной формой осуществления народом принадлежащей ему власти.

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. 2 ст. 3) народ вправе осуществлять свою власть не только через органы государственной власти и непосредственно, но и через органы местного самоуправления. Тем самым на конституционном уровне впервые закреплено существование независимой от государства системы власти народа для решения вопросов местного значения. Именно такой подход к содержанию властных полномочий органов местного самоуправления отражает ст. 130 (п. 1) Конституции Российской Федерации: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12 августа 1995 г. определяет местное самоуправление как признаваемую и гарантируемую Конституцией России самостоятельную деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

     Приведенные выше формулировки позволяют сделать  вывод о том, что основная цель организации местного самоуправления — широкое привлечение местного населения к самостоятельному решению вопросов местного значения, преодоление сложившейся в годы Советской власти традиции решения всех без исключения вопросов только государственными структурами, ликвидация фактического отчуждения народных масс от повседневного осуществления своей воли и интересов.

     Институт  местного самоуправления является демократичным, т.к. вовлекает граждан в управление делами общества. В Конституции РФ впервые закреплены нормы, касающиеся народовластия и местного самоуправления. Так, ч. 1 ст. 3 Конституции РФ закрепляет принципиальное положение о том, что многонациональный народ является единственным источником власти в России. А в ч. 2 ст. 3 Конституции РФ говорится о том, что осуществление народовластия происходит в различных формах - непосредственно, через органы государственной власти, через органы местного самоуправления. В тексте Конституции РФ неоднократно упоминается о местном самоуправлении (ст. 18, ч. 2 ст. 24, СТ.32, ст. 33).

     Следует отметить, что современная организация  местного самоуправления создается  в нашей стране не на пустом месте. Впервые местное самоуправление было сформировано в ходе реализации городских реформ Петра 1 (1699-1702 гг.). Принципиальные начала городского самоуправления были закреплены в Грамоте Екатерины II на права и выгоды городам Российской империи (1785 г.) и получили свое дальнейшее развитие в Городовом положении 1870 г. Самоуправление, осуществлявшееся традиционно в России на уровне сельских общин, получило законодательное оформление при проведении земской реформы. В Положении о губернских и уездных земских учреждениях (1864 г.) достаточно последовательно реализовывалась идея решения населением многих задач губернского и уездного значения. К сожалению, местное самоуправление не было создано на низовом уровне — волости, а потому не достигло в конечном итоге своей цели. Положения Конституции РСФСР 1918 г., закрепившие полновластие Советов на всех уровнях, вплоть до села и поселка, разрушили, по существу, систему Российского самоуправления. И лишь в июле 1993 г. с принятием закона «О местном самоуправлении в Российской Федерации» стали складываться правовые основы современного механизма самоуправления. Они были дополнены положениями указа Президента России от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации».

     Местное самоуправление в России, его система,  принципы организации и деятельности должны формироваться в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом, призванным установить общие принципы организации системы органов местного самоуправления, что в соответствии с п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

     Существенный  вклад в возрождение местного самоуправления, регламентацию его сущности, организационных форм и полномочий внесла Конституция России 1993 г. и принятый в развитие ее норм Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

     Указанный закон определил, прежде всего, систему  местного самоуправления в России. Такая система включает в себя, на наш взгляд, законодательную регламентацию и практическое осуществление:

- территориальных  пределов местного самоуправления, его разновидностей;

- механизма  местного самоуправления;

- основных  принципов местного самоуправления;

- полномочий  органов и должностных лиц  местного самоуправления;

- гарантий  осуществления местного самоуправления.

     Принципиальным  положением Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» является указание на то, что его система базируется на территориальной основе, в пределах территорий муниципальных образовании. Под муниципальными образованиями (Закон ст. 1) понимает городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Одновременно закон указывает на основные разновидности субъектов местного самоуправления. Ими могут быть:

— городские  и сельские поселения;

— части  указанных поселений (районы городов, микрорайоны,

кварталы, улицы и т. п.);

— совокупности поселений, объединяемых общей территорией

(районы, уезды, сельские округа — волости,  сельсоветы и т. д.).

     Именно  эти перечисленные виды территорий, отличающиеся во многом от официальных, административно-территориальных, образований, призваны способствовать населению в решении многообразных вопросов местного значения. Закон (ст. 1) устанавливает, что к такого рода вопросам относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения соответствующего муниципального образования. Понятно, что подобные вопросы могут быть решены как в рамках городов, районов, населенных пунктов, так и внутри и вне пределов этих территорий, но в складывающихся муниципальных образованиях.

     Понятие "местное   самоуправление" отражает комплексное и многообразное явление. Существуют следующие подходы к его определению.

1. Местное  самоуправление можно рассматривать  в качестве основополагающего принципа осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления демократического правового государства.

Европейская Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года, в  статье 2 устанавливает, что принцип  местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны. Российская Конституция признает и гарантирует местное самоуправление, закрепляет его в качестве одной из демократических основ системы управления Российской Федерации (ст. 3, 12, гл. 8). 

Признание местного самоуправления в качестве одного из принципов организации и осуществления власти в обществе и государстве предполагает установление централизованной системы управления, закрепление иных (чем в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений центра и мест, центральных и местных органов.

2. Местное  самоуправление - это и право граждан, местного сообщества (населения данной территории) на самостоятельное ведение местных дел. Признавая это право, государство признает самостоятельность

Местного  самоуправления в пределах его полномочий, 'берет на себя обязанность создавать необходимые условия для их осуществления. Данное право, принадлежащее населению городских и сельских поселений и реализуемое им непосредственно, а также через органы местного самоуправления, обеспечивается судебной защитой, иными гарантиями, закрепленными Конституцией РФ и федеральным законодательством.

3. Местное  самоуправление можно охарактеризовать  и как форму, способ организации  и осуществления населением власти  на местах, которое обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни с учетом исторических и иных местных традиций. Данная форма реализации власти на местах означает также, что граждане и формируемые ими органы местного самоуправления берут на себя ответственность за управление местными делами. Именно в этом суть местного самоуправления.

Таким образом, местное самоуправление - это  система организации деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное (под свою ответственность) решение  населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

Информация о работе Критерии местного самоуправления в государственно-правовом анализе