Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование контроля над деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.
Исходя из поставленной цели, можно выделить задачи исследования:
- исследовать понятие, виды и сущность контроля и надзора за деятельностью должностных лиц местного самоуправления;
- выявить необходимость контроля и надзора за деятельностью должностных лиц местного самоуправления;
- изучить прокурорский надзор, как вид контроля над деятельностью должностных лиц;
- рассмотреть судебный контроль;
- исследовать административный контроль и мониторинг.

Содержание

Введение
1 Понятие и значение контроля и надзора за деятельностью должностных лиц местного самоуправления.
1.1 Понятие и виды.
1.2 Сущность контроля.
1.3 Необходимость контроля и надзора за деятельностью должностных лиц МСУ.
Раздел 2. Общая характеристика основных видов контроля и надзора.
2.1 Административный контроль и мониторинг.
2.2 Судебный контроль.
2.3 Прокурорский надзор.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по МУ ромашкина.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

    Орган государственного правового надзора по собственной инициативе или по представлению органов государственного специального надзора обязан опротестовать противоправные решения местных властей, решения органов управления союзов и целевых объединений муниципальных образований и требовать их отмены или изменения. При невыполнении собственных обязательных задач и возложенных задач муниципальных образований или обязательств, при нарушении в выполнении уставных задач союзов и целевых объединений муниципальных объединений орган государственного правового надзора обязан призвать органы местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления, органы управления союзов и целевых объединений муниципальных образований к принятию необходимых мер.

    Местное   самоуправление   может   подавать   судебной власти жалобы на решения исполнительных органов государственной власти, принятые хотя и на основании законов, но повлекшие за собой нарушение права на самоуправление. В этом случае проводится проверка конституционности законов. Если судебный орган при рассмотрении дела в любой инстанции пришел к выводу о несоответствии закона, примененного в рассматриваемом деле, Конституции Российской Федерации, то он обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности данного закона.

    Инициатива  административного контроля необязательно  должна исходить от административных органов. Подвергшиеся дискриминации со стороны действий местной власти физические или юридические лица могут обратиться к административному руководству соответствующего органа местной власти с жалобой на действия местных органов власти, просьбой принять меры к отмене или изменению решения, наносящего ущерб.

    МОЖНО ПРИМЕР

    ВЫВОД ПО ПОДРАЗДЕЛУ 
 
 
 

 

2.2 Судебный надзор.

    Судебный  контроль носит дополнительный характер по отношению к административному контролю. Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными актов органов государственной власти и государственных должностных лиц;  органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;  предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений, нарушающих права местного самоуправления.

    Судебный  контроль необходим для того, чтобы  обезопасить граждан и юридических  лиц от ошибок, от несправедливых решений  административных органов. Особенность  судебного контроля заключается в том, что процедура судебного контроля возбуждается лицом, пострадавшим от незаконных, по его мнению, действий местных властей.

    Судебный контроль в сопоставлении с другими видами контроля носит значительно более узкий характер, так как строится исключительно на правовых аргументах.

    Судебный  контроль является более формализованным, чем другие виды контроля, подробность  процессуальных норм гарантирует беспристрастность и эффективность судебного контроля, хотя их соблюдение дорогостояще и существенно замедляет контроль. Независимый статус судьи призван обеспечить законность, непредвзятость, справедливость и объективность судебного контроля. Судебная форма контроля действий местных властей является самой объективной, но в то же время самой медленной и дорогостоящей. Поэтому судебный контроль нецелесообразно использовать в качестве основного средства контроля.

    ЕЩЕ

    ВЫВОД 

2.3 Прокурорский надзор     

    Прокурорский  надзор – это неотъемлемый компонент механизма обеспечения законности в современной России, надежный ее гарант. Его существование является необходимым условием законного функционирования государственной и местной власти. Без существования такого важного государственного института, как прокурорский надзор, немыслима реальность реализации принципа законности на местном уровне. Прокуратуре необходимо уделять особое внимание в аспекте совершенствования ее деятельности, постоянно развивать ее возможности с целью создания надлежащих условий действенности высшего государственного надзора за соблюдением и исполнением законов на территории Российской Федерации. Это предполагает устранение недостатков правового регулирования, поиск новых подходов в организации прокурорского надзора, совершенствование тактики и методики надзора, внедрение достижений современной науки.

    Законность  – это важнейший принцип функционирования любого правового демократического государства. Основным гарантом обеспечения соблюдения и исполнения законов на территории российского государства является прокуратура РФ, поскольку это ее основная функция.

    Петр I создал прокуратуру с целью надзора  за законностью в системе органов  государственной власти.   Коренные преобразования в политической, экономической, правовой и социальной сферах далеко не одни изменяли приоритеты, полномочия, формы и методы надзорной деятельности прокуратуры. Но на сегодняшний день смысл ее существования остался тем же - осуществление высшего государственного надзора за точным и единообразным исполнением действующих на территории России законов. Прокуратура является мощной опорой государственной власти России, бесповоротно стоящей на пути создания правового демократического государства, где высшая ценность - права и свободы человека и гражданина. 

    Ломка тоталитарной системы советского государства  осуществлялась через реформирование всей общественной жизни, в том числе и властных структур. При этом неизбежна нестабильность законодательства, его противоречивость и «пробельность». Сегодняшняя ситуация в России усугубляется фактом существования развитого правового нигилизма как в обществе, так и среди представителей государства. Недопустимо слаб механизм контроля и надзора за состоянием законности. Имеют место такие негативные явления, как: снижение эффективности осуществления государственной власти и авторитета ее представителей; рост нарушений прав и свобод граждан; деградация экономической и политической жизни общества; падение уровня общественных нравов и т.п.     

    В таких условиях нужна прокуратура  с разветвленными функциями, сильными надзорными полномочиями, позволяющими ей играть роль «компенсатора» в системе государственной власти. Органы прокуратуры оказывают воздействие на происходящие в сфере государственного управления процессы посредством оценки полноты и законности деятельности государственных и местных органов, с учетом  прав, свобод и законных интересов граждан. Прокурорский надзор характеризуется разнообразием поднадзорных объектов и  должен «срабатывать» в каждом случае нарушения закона.     

    В настоящее время российская прокуратура  имеет возможность поддерживать необходимый с точки зрения закона баланс между полномочиями органов местного самоуправления и правами граждан, не допуская злоупотребления правом и иного рода произвол. Специфическое место прокуратуры в системе органов государственной власти позволяет прокурорам беспристрастно ощущать грань дозволенного, руководствуясь только законом, а не иного рода источниками, решительно и бескомпромиссно реагировать на допущенные нарушения.     

    В утвержденных Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1370 Основных положениях государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации указан ряд общих проблем становления местного самоуправления в современных условиях. К ним отнесены :

  • несогласованность и несистематизированность законодательства РФ о местном самоуправлении, наличие актов, противоречащих Конституции РФ;
  • неполное и непоследовательное законодательное регулирование вопросов организации и деятельности местного самоуправления.
  • несоблюдение законодательства РФ о местном самоуправлении;
  • бездействие органов государственной власти субъектов РФ, отсутствие нормативного регулирования вопросов, связанных с осуществлением местного самоуправления;
  • отсутствие четкого разграничения полномочий между органами государственной власти (федеральными и субъектов РФ) и органами местного самоуправления;
  • недостаточное обеспечение финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований;
  • несовершенство механизмов судебной защиты местного самоуправления.

    Следовательно, прокурорский надзор за законностью деятельности органов местного самоуправления  объективно необходим и как ниже будет показано, действительно способен оказывать «компенсирующее» влияние. Он во многом способен ускорить ход правовых реформ, обеспечить законное функционирование органов местного самоуправления.

    Правовое  регулирование сферы местного самоуправления характеризуется многоканальной регламентацией прав и обязанностей местных сообществ. Основные принципы формирования и деятельности муниципальных образований закреплены в Конституции Российской Федерации, которая определяет местное самоуправление как одну из основ конституционного строя, гарантирует территориальную, организационную и финансовую самостоятельность местных сообществ и возлагает на органы и должностных лица местной власти обязанность обеспечивать и защищать права и свободы граждан.

    Органы  прокуратуры осуществляют огромный объем надзорной работы в направлении  обеспечения законности осуществления  местного самоуправления. Однако практика показывает, что состояние законности на местном уровне оставляет желать лучшего.  

    Местные органы своими правовыми актами, решениями  и действиями нередко нарушают нормы  федеральных законов, законов субъектов  федерации. От законности же деятельности органов местного самоуправления, как было выше показано, во многом зависит ход правовых реформ, степень обеспеченности и защищенности прав и свобод граждан.   

    В период местных референдумов, выборов, сходов, для прокуратуры  законность их проведения становится основным направлением ее надзорной работы. От того, насколько глубоко внимание прокурора в этом отношении во многом зависит реальность института народовластия на местном уровне.  

    Прокуроры, возглавляющие территориальные  и специализированные прокуратуры  должны иметь высокий авторитет, не поддаваться влияниям местной власти, руководствоваться лишь «буквой закона».

    Наряду  с проблемами, связанными с осуществлением специальных и обеспечивающих функций, существуют и некоторые организационные  проблемы. Одна из них - это недостаточная  квалификация и профессиональные качества прокуроров, несоответствие их сложившейся криминальной обстановке. Реальность сегодняшнего дня требует от прокуроров твердости и решительности, высокого уровня юридической грамотности и профессионализма. Необходимо усиливать и поддерживать единство, централизацию, независимость органов прокуратуры, искать новые пути получения оперативной информации, совершенствовать координационную работу. Требуется постоянно работать над функционированием «плавающего» предмета общего надзора, основанного на поочередном в зависимости от приоритетности выбором объектов надзора и оптимальном сочетании внутриорганизационных принципов деятельности прокуратуры.

    Прокуроры вправе самостоятельно принимать окончательное  решение лишь по узкому кругу вопросов. В большинстве же случаев они дают лишь квалификационную прокурорскую оценку в форме требования, обязательного для рассмотрения, в итоге предполагающую принятие соответствующего решения  должностным лицом судебной или исполнительной власти, принятие им соответствующих мер.  Но прокурорами широко используются предусмотренные законодательством судебные и внесудебные процедуры, и в итоге они добиваются значительных успехов в деле борьбы за законность. 
 

    ЗАЧЕМ ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ?

    ВЫВОД

    НЕТ В РАБОТЕ НИ ОДНОЙ ССЫЛКИ НА НОРМАТИВНЫЕ  АКТЫ, ПОЧЕМУ?

Информация о работе Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления Российской Федерации