Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:19, курсовая работа
Реформа местного самоуправления на современном этапе развития, является одной из важнейших задач развития российской государственности. Не случайно Конституция Российской Федерации относит институт местного самоуправления к основам конституционного строя Российской Федерации наряду с институтом государственной власти, федеральным устройством государства, республиканской формой правления и другими положениями первой главы основного закона.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Местное самоуправление……………………………………..6
1.1 Понятие местного самоуправления………………………………...6
1.2 Положение местного самоуправления в государственном устройстве страны и политической системе общества……………….8
Понятие основных принципов местного самоуправления……….12
Глава 2. Конституционные основы организации местного самоуправления…………………………………………………………14
2.1 Правовая основа местного самоуправления……………………....14
2.2 Территориальная и организационная основа местного самоуправления………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………….21
Список использованных источников и литературы…………………...23
– местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций; изменение границ таких территорий
– допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий;
– органы местного самоуправления имеют самостоятельные полномочия по решению вопросов местного значения (управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, осуществления охраны общественного порядка и др.), а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств;
– местному самоуправлению гарантируется право на судебную защиту;
– местному самоуправлению гарантируется компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;
– устанавливается запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Правовую (нормативную) основу местного самоуправления в России образуют:
- общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью российской правовой системы. Весьма важное значение в регулировании местного самоуправления в Российской Федерации имеет Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. Россия, подписав вышеназванную хартию 28 февраля 1996 г., а 20 марта 1998 г. ратифицировав ее, взяла на себя обязательство соблюдать следующие положения в сфере местного самоуправления:
- обеспечение права и реальной способности органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения;
- основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются Конституцией или законом;
- органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив;
- осуществление государственных полномочий должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам;
- предоставляемые органам местного самоуправления полномочия должны быть полными и исключительными. Они могут быть поставлены под сомнение или ограничены иным центральным или региональным органом власти только в пределах, установленных законом и т.д.1.
– федеральные Конституционные законы и федеральные законы (Федеральный закон от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 8 декабря 2003 г.); Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. №138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (с изм. и доп. от 21 июля 2005 г.); Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) и др.).
– федеральные нормативные правовые акты подзаконного характера: Указы и Распоряжения Президента РФ; Постановления и Распоряжения Правительства РФ, ведомственные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
– Конституции
(Уставы), законы и иные нормативные
правовые акты
1- Костюкова
А.Н., Копысова С.Г. Муниципально-
субъектов
РФ (в настоящее время
– муниципальные
правовые акты: уставы муниципальных
образований, решения, принятые на местных
референдумах и сходах граждан и
др. Муниципальные правовые акты могут
приниматься населением муниципального
образования непосредственно
Особые права законодательство закрепило за сходами граждан, проживающих в сельских населенных пунктах и поселках. Если прежде сходы граждан действовали наряду с местными органами власти, то сегодня в небольших городских и сельских поселениях собрания, сходы граждан все чаще выступают в качестве органов населения и вместе с выборным главой местного самоуправления осуществляют все функции местного самоуправления, в рамках которого представительные органы не образуются.
2.2 Территориальная и организационная основа местного самоуправления
Федеральный
закон 2003 года №131-ФЗ предусматривает
кардинальное изменение принципов
территориальной организации
Территориальную основу местного самоуправления составляют территории муниципальных образований. В России насчитывается более 150 тыс. населенных пунктов. Не все они являются муниципальными образованиями, однако в результате реформы местного самоуправления органы местного самоуправления максимально приближены к населению в целях качественного и своевременного оказания всем гражданам социальных и бытовых услуг. Вместо 12 тыс. муниципальных образований, существовавших в 2003 г., в 2006 г. уже было более 24 тыс. муниципальных образований, в том числе более 19 тыс. сельских поселений2. Именно территория муниципального образования определяет пространственный предел осуществления местного самоуправления, действия муниципальных правовых актов.
Закон предусматривает следующие виды муниципальных образований: городское поселение, сельское поселение, муниципальный район, городской
2- Сборник Законов Российской Федерации. 2003. №40. ст.3822 (с изм. и доп.).
округ, внутригородская территория города федерального значения.
Границы
территорий муниципальных образований,
а также основания для их объединения,
разделения, изменения статуса
1) территория субъекта РФ разграничивается между поселениями;
2) территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов;
3) территорию
поселения составляют
4) в состав
территории поселения входят
земли независимо от форм
5) в состав
территории городского
6) в состав
территории сельского
7) сельский
населенный пункт с
8) статусом
сельского поселения может
9) на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения, и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте;
10) административным
центром муниципального района
может считаться город (
11) границы
сельского поселения
12) территория
населенного пункта должна
13) территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;
14) территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;
15) границы
муниципального района
16) территория
поселения должна полностью
Заключение
Подводя
итог я хочу сказать, что в своей
курсовой работе я попыталась провести
исследование состояния конституционно-
Местное самоуправление составляет одну из основ демократического строя. Создание эффективной системы местного самоуправления является необходимым условием становления правового демократического государства в России.
Местное самоуправление создает условия для приближения власти к населению, для гибкой системы управления на местах, хорошо приспособленной к местным особенностям. Оно способствует развитию инициативы и самодеятельности граждан и, в конечном счете, развитию муниципальной демократии.
Местное
самоуправление укрепляет основы народовластия,
создает условия для
Муниципальная власть наиболее приближена к гражданам и занята, прежде всего, решением их повседневных, самых неотложных проблем. Она прямо заинтересована в сильной в правовом отношении федеральной власти, способной обеспечить более высокие социальные стандарты жизни граждан и пресекать своеволие региональных властей.