Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:19, курсовая работа
Реформа местного самоуправления на современном этапе развития, является одной из важнейших задач развития российской государственности. Не случайно Конституция Российской Федерации относит институт местного самоуправления к основам конституционного строя Российской Федерации наряду с институтом государственной власти, федеральным устройством государства, республиканской формой правления и другими положениями первой главы основного закона.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Местное самоуправление……………………………………..6
1.1 Понятие местного самоуправления………………………………...6
1.2 Положение местного самоуправления в государственном устройстве страны и политической системе общества……………….8
Понятие основных принципов местного самоуправления……….12
Глава 2. Конституционные основы организации местного самоуправления…………………………………………………………14
2.1 Правовая основа местного самоуправления……………………....14
2.2 Территориальная и организационная основа местного самоуправления………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………….21
Список использованных источников и литературы…………………...23
Министерство
Образования и Науки РФ ГОУ ВПО «Ижевский
Государственный Технический Университет»
Факультет
Экономика, право и гуманитарные
науки
Кафедра
«Правовое регулирование
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине
«Муниципальное право России»
Конституционно-правовые
основы местного самоуправления
Выполнила: студентка гр. 3-41-1
Е. Ю. Красноперова
Научный руководитель: к.и.н., доцент
М.В.Тенсин
Ижевск
2011
Оглавление
Введение…………………………………………………
Глава
1. Местное самоуправление……………………………………..
1.1 Понятие
местного самоуправления…………………
1.2 Положение
местного самоуправления в
Глава 2. Конституционные
основы организации местного самоуправления…………………………………………
2.1 Правовая
основа местного
2.2 Территориальная
и организационная основа
Заключение……………………………………………
Список
использованных источников и литературы…………………...23
Введение
Реформа местного самоуправления на современном этапе развития, является одной из важнейших задач развития российской государственности. Не случайно Конституция Российской Федерации относит институт местного самоуправления к основам конституционного строя Российской Федерации наряду с институтом государственной власти, федеральным устройством государства, республиканской формой правления и другими положениями первой главы основного закона. Процесс становления местного самоуправления тормозится рядом нерешенных проблем, главными среди них являются финансово-экономические трудности местного самоуправления, недостаточно развитая нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы функционирования местного самоуправления, проблемы взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления. По мнению аналитиков, слабость законодательства о местном самоуправлении обусловлена следующими причинами: 1) неполнотой федерального и регионального законодательства, в том числе отсутствием нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию ряда норм Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении; 2) отсутствием четкого правового разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления; 3) внутренней несогласованностью и несистемностью федерального и регионального законодательства о местном самоуправлении;
4)
неэффективностью
Глава
1. Местное самоуправление
1.1.
Понятие местного самоуправления
Определение
понятия основ местного самоуправления
следует связывать с
1.2.
Положение местного
самоуправления в
государственном
устройстве страны
и политической
системе общества
Говоря
предельно кратко о сути местного
самоуправления, можно сказать, что
наличие местного самоуправления подразумевает,
что в стране наряду с интересами личности
и интересами государства признаются
и гарантируются еще и местные (муниципальные)
интересы - интересы, связанные с решением
вопросов непосредственного обеспечения
жизнедеятельности населения. При этом
муниципальные интересы рассматриваются
как имеющие самостоятельное значение,
а не как частный случай проявления государственных
интересов. Таким образом, местное самоуправление
является формой народовластия, обеспечивающей
защиту совместных интересов граждан,
проистекающих из проживания на определенной
локальной территории, из необходимости
и неизбежности взаимодействия жителей
этой территории. Местное самоуправление
является важнейшим элементом демократического
государственного устройства, не случайно
положение о гарантированности местного
самоуправления изложено в главе I “Основы
конституционного строя” Конституции
Российской Федерации. Из установления
необходимости существования местного
самоуправления на конституционном уровне
следует признание государственной значимости
местных интересов в качестве официальной
государственной политики России. Проблема
осуществления властных полномочий по
вопросам непосредственного обеспечения
жизнедеятельности населения смыкается
с проблемой осуществления индивидуальных
прав человека и гражданина. Конституция
России (статья 18) установила, что права
и свободы человека и гражданина определяют
деятельность государственной власти
и местного самоуправления. В отношении
местного самоуправления эта норма является
не столько дополнительным требованием,
сколько выражением сути этой формы народовластия.
Европейская Хартия местного самоуправления
(статья 4) говорит о местном самоуправлении,
как о власти, максимально возможно приближенной
к гражданам. Решение вопросов местного
значения, создание условий для обеспечения
повседневных потребностей каждого человека
в отдельности и населения в целом - это
и есть реализация одного из ключевых
прав человека и гражданина в демократическом
обществе - права на достойную жизнь. Уровень
гарантированности этого права вполне
можно рассматривать, как показатель уровня
развития демократии в государстве. Из
подхода к местному самоуправлению, как
к институту, важному с государственной
точки зрения, следует обоснованность
установления гарантий местного самоуправления
со стороны государства. Одной из форм
этих гарантий является обеспечение исполнения
решений, принятых в пределах своей компетенции
органами местного самоуправления, а также
населением муниципальных образований
непосредственно, путем использования
механизмов государственного принуждения,
в частности, через государственные органы
судебной власти, что предусмотрено статьей
133 Конституции Российской Федерации.
Местное самоуправление - это неотъемлемая
часть общегосударственной системы сдержек
и противовесов. Упомянутая система нередко
понимается исключительно как механизм
взаимоотношений Президента и Парламента
России или их аналогов уровня субъектов
Российской Федерации, позволяющий согласовывать
позиции различных политических сил, стоящих
у власти, не допускать ее необоснованной
концентрации в одних руках. Но наряду
с сочетанием различных интересов на государственных
уровнях Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации необходим баланс
интересов государственного уровня (всероссийских
или региональных) и интересов местных,
то есть интересов каждого отдельно взятого
города, села, станицы, аула, района, волости
и т.д. Роль выразителя местных интересов
и призвано играть местное самоуправление.
Чтобы эта роль была действенной, необходимо
наличие у местного самоуправления полномочий
на самостоятельное решение вопросов
защиты интересов жителей, а именно, интересов,
обусловленных фактом совместного проживания
на соответствующей территории (вопросов
местного значения), а также полномочий
на участие в подготовке решений органов
государственной власти, затрагивающих
интересы этих жителей. Еще одним аспектом
местного самоуправления, как элемента
государственного устройства, является
использование муниципальных властей
в качестве структуры, позволяющей оптимизировать
использование государственных ресурсов.
Местное самоуправление в странах, где
оно развито, осуществляет свою деятельность
в значительной мере за счет государственного
финансирования, но при этом оно экономически
выгодно государственной власти. Обеспечение
гарантированного минимума текущих потребностей
граждан является задачей государственного
значения и, следовательно, должно обеспечиваться
за счет государственных средств независимо
от наличия или отсутствия местного самоуправления.
А местное самоуправление, будучи властью,
создаваемой населением муниципальных
образований из своего состава, из людей,
знающих все нюансы проблем своей территории,
объективно является наилучшей властью
с точки зрения способности решения вопросов
местного значения в формах экономически
наиболее эффективных в конкретных условиях
каждого отдельно взятого муниципального
образования. Именно из данного отношения
к местному самоуправления исходят страны
Западной Европы, проводя реформы децентрализации,
предусматривающие передачу полномочий
по обеспечению жизнедеятельности граждан
на уровень, максимально возможно приближенный
к населению, хотя при этом местные бюджеты
и состоят на 40-70 % из государственных дотаций.
Таким образом развитое местное самоуправление
освобождает органы государственной власти
от “текучки”, позволяет им сконцентрироваться
на решении проблем, которые иначе, как
на национальном или, соответственно,
региональном уровне решены быть не могут,
способствует оптимизации государственного
управления.
1.3.
Понятие основных
принципов местного
самоуправления
Принципы местного самоуправления — это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.
В принципах местного самоуправления находят отражение требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти. Для них характерно следующее:
1. Принципы предопределяют построение и функционирование муниципальной власти.
2. Выступая теоретической
основой муниципального
3. Принципы выступают в качестве критерия оценки действующей системы местного самоуправления: насколько она отвечает началам и идеям, выраженным в принципах местного самоуправления.
4. Принципы местного самоуправления, отражая сущностные признаки и черты местного самоуправления, способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления.
Принципы местного самоуправления получили свое правовое закрепление в Европейской Хартии о местном самоуправлении, которая служит правовым фундаментом для муниципального законодательства стран—членов Совета Европы.
Конституция
Российской Федерации, Федеральный
закон “Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации”, основываясь
на положениях Европейской Хартии о
местном самоуправлении, закрепляют
общие принципы местного самоуправления,
присущие всей системе местного самоуправления
в Российской Федерации. В рамках данных
принципов осуществляется регулирование
особенностей организации местного самоуправления
в приграничных территориях, закрытых
административно-
Реализация принципов местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве, уставах муниципальных образований, но и системой соответствующих данным принципам организационных форм и методов муниципальной работы.
К общим принципам местного самоуправления относятся:
а) самостоятельность решения населением вопросов местного значения;
б) организационное
обособление местного самоуправления,
его органов в системе
в) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;
г) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;
д) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;
е) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
ж) законность в организации и деятельности местного самоуправления;
з) гласность деятельности местного самоуправления;
и) коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления;
к) государственная
гарантия местного самоуправления.
Глава
II. Конституционные
основы организации
местного самоуправления
2.1
Правовая основа
местного самоуправления
Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития правовой базы.
Правовая база местного самоуправления – это система законодательных и иных нормативных актов, на основе которых оно функционирует (Приложение Д).
Правовому регулированию местного самоуправления в Конституции Российской Федерации посвящена гл. 8 «Местное самоуправление» (ст. 130-133). На основе конституционных норм можно определить следующие параметры правового пространства местного самоуправления:
– население муниципального образования самостоятельно решает вопросы местного значения;
– экономической основой местного самоуправления является муниципальная собственность, право и бремя владения, пользования и распоряжения которой принадлежит населению муниципального образования;
– система
местного самоуправления включает институты
непосредственной и представительной
демократии, при этом система осуществления
местного самоуправления через представителей
не исчерпывается выборными органами,
а включает в себя и иные органы (исполнительно-