В
области охраны окружающей
среды:
- обеспечивает
проведение единой государственной политики;
- обеспечивает
разработку и выполнение государственных
программ рационального использования
природных ресурсов и охраны окружающей
среды;
- устанавливает
порядок разработки и утверждения территориальных
комплексных схем рационального использования
природных ресурсов и охраны окружающей
среды и порядок их финансирования;
- устанавливает
лимиты на природопользование;
- устанавливает
порядок ведения государственных кадастров
природных ресурсов, а также порядок государственного
учёта в области охраны окружающей среды;
- устанавливает
порядок ведения Национальной системы
мониторинга окружающей среды в Республике
Беларусь, определяет порядок проведения
мониторинга и использования его данных;
- объявляет
отдельные участки территории Республики
Беларусь зонами экологического риска
и зонами экологического кризиса;
- обеспечивает
формирование экологической культуры,
а также подготовку и переподготовку специалистов
для осуществления деятельности в области
охраны окружающей среды.
В
области гидрометеорологической
деятельности:
- обеспечивает
проведение единой государственной политики;
- утверждает
Схему государственной сети гидрометеорологических
наблюдений;
- принимает
решения о переносе действующих гидрометеорологических
объектов государственной гидрометеорологической
службы;
- определяет
порядок ведения Государственного реестра
производителей гидрометеорологической
информации и выдачи свидетельств о регистрации
в нем производителей гидрометеорологической
информации;
- определяет
порядок осуществления государственного
контроля в области гидрометеорологической
деятельности и перечень должностных
лиц, осуществляющих этот контроль;
- определяет
порядок ведения государственного климатического
кадастра, а также состав данных государственного
климатического кадастра и порядок предоставления
государственным органам, иным организациям
и физическим лицам его данных;
- определяет
состав государственного гидрометеорологического
фонда, а также порядок его ведения и использования.
В
области обеспечения
законности и правопорядка:
- принимает
меры по обеспечению прав и свобод граждан,
защите интересов государства, охране
собственности и общественного порядка,
борьбе с преступностью;
- обеспечивает
защиту личности от любых противоправных
деяний, посягательств на жизнь, здоровье,
имущество, честь и достоинство, а также
защиту гражданина Республики Беларусь
как на территории Республики Беларусь,
так и за её пределами;
- определяет
основные направления правовой работы
в подчинённых ему республиканских органах
государственного управления и иных государственных
организациях;
- руководит
деятельностью подчинённых ему республиканских
органов государственного управления
и иных государственных организаций в
области правового просвещения граждан;
- руководит
деятельностью подчинённых ему республиканских
органов государственного управления
и иных государственных организаций по
обеспечению законности и правопорядка,
реализации государственных программ
по борьбе с преступностью;
- вносит предложения
в Конституционный Суд Республики Беларусь
о проверке конституционности нормативных
правовых актов Республики Беларусь.
В
области обеспечения
национальной безопасности
и обороноспособности
государства:
- принимает
меры по обеспечению национальной безопасности
и обороноспособности, защите независимости
и территориальной целостности Республики
Беларусь;
- осуществляет
контроль за выполнением государственной
программы вооружения;
- организует
разработку и формирование государственного
оборонного заказа, оснащение Вооруженных
Сил, других войск, воинских формирований
и военизированных организаций Республики
Беларусь вооружением, военной техникой
и другими материальными ценностями и
ресурсами по их заказам, а также решает
вопросы строительства и размещения на
территории Республики Беларусь оборонных
объектов;
- определяет
объёмы материальных ценностей и бюджетных
ассигнований на нужды обороны, в том числе
на реализацию государственной программы
вооружения, проведение научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ в области
обороны, обеспечивает создание и сохранность
государственного и мобилизационного
материальных резервов, руководит мобилизационной
подготовкой;
- осуществляет
руководство подготовкой граждан Республики
Беларусь к военной службе, их призывом
на военную службу, службу в резерве и
обеспечивает создание военнообученного
резерва;
- вносит на
утверждение Президенту Республики Беларусь
план накопления материальных ценностей
в государственном материальном резерве
и план накопления материальных ценностей
в мобилизационном материальном резерве;
- осуществляет
руководство гражданской обороной Республики
Беларусь;
- организует
разработку и обеспечивает выполнение
государственных программ в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
- устанавливает
порядок осуществления государственного
контроля за охраной и использованием
территорий радиоактивного загрязнения;
- обеспечивает
проведение единой государственной политики
в области предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера и гражданской обороны;
- определяет
государственную политику в области обеспечения
пожарной, промышленной, ядерной и радиационной
безопасности, ликвидации последствий
катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- осуществляет
общее руководство деятельностью подчиненных
ему республиканских органов государственного
управления и иных государственных организаций,
а также местных исполнительных и распорядительных
органов по противодействию экстремизму,
контроль за этой деятельностью.
В
области внутренней
и внешней политики
Республики Беларусь:
- разрабатывает
основные направления внутренней и внешней
политики Республики Беларусь и принимает
меры по их реализации;
- осуществляет
координацию деятельности в области отношений
Республики Беларусь с иностранными государствами
и международными организациями;
- принимает
практические меры по реализации и защите
внешнеполитических интересов Республики
Беларусь;
- заключает
международные договоры по вопросам, относящимся
к его компетенции;
- принимает
меры по обеспечению исполнения международных
договоров Республики Беларусь.
В
области кадровой
политики:
- разрабатывает
и вносит на рассмотрение Президента Республики
Беларусь предложения по осуществлению
кадровой политики, направленной на создание
необходимого резерва высококвалифицированных
руководящих работников системы подчинённых
ему республиканских органов государственного
управления и иных государственных организаций,
а также местных исполнительных и распорядительных
органов, содействует обеспечению их подготовки
и повышения квалификации;
- координирует
и контролирует деятельность подчинённых
ему республиканских органов государственного
управления и иных государственных организаций,
а также местных исполнительных и распорядительных
органов по осуществлению кадровой политики;
- участвует
в формировании кадрового реестра Главы
государства Республики Беларусь;
- утверждает
кадровый реестр Совета Министров Республики
Беларусь.
Совет
Министров осуществляет и иные полномочия,
возложенные на него Конституцией Республики
Беларусь, законами Республики Беларусь
и актами Президента Республики Беларусь.
Совет
Министров обладает правом законодательной
инициативы. По поручению Президента,
по собственной инициативе, а также в случаях,
предусмотренных законами, Совет Министров
организует разработку проектов законов
Республики Беларусь.
С
согласия Президента Правительство
вправе требовать от Палаты представителей
и Совета Республики Национального собрания
принятия решения путём голосования в
целом за весь внесённый Правительством
проект или часть его с сохранением лишь
тех поправок, которые предложены или
приняты Президентом либо Правительством.
Совет Министров по поручению Президента
может требовать принятия Палатой представителей
Национального собрания окончательного
решения, если согласительной комиссией,
созданной в соответствии с Конституцией,
вследствие отклонения Советом Республики
Национального собрания законопроекта
не принят согласованный текст законопроекта.
Совет
Министров в порядке, определённом
законодательством, представляет в палаты
Национального собрания и их органы по
их требованию, а также по собственной
инициативе документы и материалы, связанные
с деятельностью Правительства. Во время
заседаний палат Национального собрания
Республики Беларусь, в том числе закрытых,
Премьер-министр и члены Совета Министров
могут выступать вне очереди записавшихся
для выступления столько раз, сколько
они этого потребуют.
Национальный
банк Республики Беларусь совместно
с Советом Министров обеспечивает
проведение единой денежно-кредитной
политики Республики Беларусь и представляет
Президенту Республики Беларусь для ежегодного
утверждения Основные направления денежно-кредитной
политики Республики Беларусь. Совет Министров
и Национальный банк Республики Беларусь
информируют друг друга о предполагаемых
действиях, имеющих общегосударственное
значение, координируют свою деятельность,
проводят регулярные взаимные консультации.
Совет
Министров в целях учёта интересов
Республики Беларусь и её административно-территориальных
единиц в соответствии с законодательством
определяет вместе с местными Советами
депутатов степень и порядок их участия
в выполнении общегосударственных программ,
совместных проектов, рассматривает предложения
этих Советов.
В
области отношений
с местными исполнительными
и распорядительными
органами Совет Министров:
- руководит
деятельностью местных исполнительных
и распорядительных органов по вопросам,
входящим в компетенцию Совета Министров
Республики Беларусь;
- организует
контроль за исполнением местными исполнительными
и распорядительными органами Конституции
Республики Беларусь, законов Республики
Беларусь, актов Президента Республики
Беларусь, постановлений Совета Министров
Республики Беларусь, распоряжений Премьер-министра
Республики Беларусь, получает информацию
и заслушивает по этим вопросам их отчёты,
принимает соответствующие решения;
- создаёт условия
для подготовки, переподготовки и повышения
квалификации руководящих работников
и специалистов местных исполнительных
и распорядительных органов;
- содействует
местным исполнительным и распорядительным
органам в организации их деятельности;
- регулирует
вопросы взаимодействия между местными
исполнительными и распорядительными
органами и подчинёнными Совету Министров
Республики Беларусь республиканскими
органами государственного управления
и иными государственными организациями,
определяет порядок и степень их участия
в выполнении государственных и региональных
программ, мероприятий по ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций, регулирует вопросы
выделения им финансовых и материальных
средств;
- передаёт
при необходимости свои отдельные полномочия
местным исполнительным и распорядительным
органам;
- реализует
полномочия, которые в установленном порядке
могут передавать Совету Министров Республики
Беларусь местные исполнительные и распорядительные
органы.
Итак,
являясь центральным органом государственного
управления, Правительство наделено широкими
полномочиями, позволяющими ему эффективно
воздействовать на общественные отношения.
Таким образом, основной задачей Правительства
является исполнение принятых нормативных
правовых актов и руководство подчинёнными
ему государственными органами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правительство
занимает важное место в системе
органов государственной власти. Совет
Министров – Правительство Республики
Беларусь – является коллегиальным центральным
органом государственного управления
Республики Беларусь, осуществляющим
в соответствии с Конституцией Республики
Беларусь исполнительную власть в Республике
Беларусь и руководство системой подчинённых
ему республиканских органов государственного
управления и иных государственных организаций,
а также местных исполнительных и распорядительных
органов.
Совет
Министров Республики Беларусь в
пределах своей компетенции действует
на основе самостоятельного решения вопросов,
отнесённых к его ведению. Совет Министров
организует исполнение Конституции, законов,
декретов, указов и распоряжений Президента
Республики Беларусь, осуществляет систематический
контроль за их соблюдением подчинёнными
ему органами государственного управления
и другими органами исполнительной власти
Республики Беларусь, физическими и юридическими
лицами.
Правительство
осуществляет ряд полномочий во многих
сферах и областях, в частности, в экономической
сфере, в области финансов и бюджета, в
социально-культурной сфере, в области
обеспечения законности и правопорядка,
в области обеспечения национальной безопасности
и обороны, в кадровой сфере, в области
охраны и улучшения окружающей среды,
руководит деятельностью республиканских
органов государственного управления,
местных исполнительных и распорядительных
органов, активно взаимодействует по ряду
вопросов, прежде всего, в законодательной
сфере, в исполнении законов с Национальным
собранием, а также местными Советами
депутатов.
Проведённое
в курсовой работе исследование очертило
широкий круг проблем теоретического
и практического характера, которые связаны
с совершенствованием исполнительной
власти в Республике Беларусь. При разработке
программы законодательного совершенствования
системы органов исполнительной власти,
а именно Правительства, необходимо исходить
из преемственности в системе государственного
управления и обеспечения государственной
стабильности.