Компетенция Совета Министров Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ. Он осуществляет её как непосредственно (на референдуме, при проведении выборов в Парламент и местные Советы депутатов), так и через представительные органы в формах и пределах, установленных Конституцией. Суверенная воля народа является определяющей для выработки и проведения курса внутренней и внешней политики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава I Правовой статус Совета Министров Республики Беларусь……. 5
1.1 Понятие «правительство»……………………………………… 5
1.2 Конституционный статус Правительства…………………….. 6
Глава II Состав и формирование Совета Министров Республики Беларусь………………………………………………………………………
10
2.1 Состав Правительства…………………………………………. 10
2.2 Порядок формирования Правительства……………………. 13
2.3 Срок полномочий и отставка Правительства………………. 15
Глава III Компетенция Совета Министров Республики Беларусь ……. 18
Заключение………………………………………………………………….. 30
Список использованных источников и литературы…………………….

Работа содержит 1 файл

КУР Правительство готовая.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

    Конституция не устанавливает каких-либо специальных  цензов для избрания на должность Премьер-министра. Нет требований о необходимости быть депутатом и др. Важно, чтобы кандидат был гражданином Республики Беларусь.

    Формирование  в целом Правительства осуществляется Главой государства, который, в принципе, самостоятелен в своём выборе. На практике Премьер-министр вносит на рассмотрение Президенту соответствующие кандидатуры.

    Согласно пункту 3 части 7 статьи 106 Конституции Премьер-министр обязан в двухмесячный срок после назначения представить Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения также в течение двух месяцев представить повторную программу деятельности Правительства. Согласно пункту 5 части 1 статьи 97 Конституции Палата представителей заслушивает Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет её. Повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству.

    В случае отклонения программы деятельности Правительства Палата представителей определяет в постановлении срок для заслушивания повторной программы деятельности Правительства, но не позднее двух месяцев со дня отклонения программы.

    В Конституции предусмотрено, что  если программа деятельности Правительства всё же была одобрена, то вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после её одобрения (пункт 7 статьи 97).

     2.3 Срок полномочий  и отставка Правительства 

    В Конституции Республики Беларусь срок полномочий Правительства конкретно не определяется. В ней лишь сказано, что оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Можно сделать вывод: в связи с избранием нового Президента формируется заново и Правительство. Поэтому допустимо с известными оговорками говорить о том, что срок полномочий Правительства такой же, как и срок полномочий Президента. При этом следует иметь в виду право Палаты представителей на вотум недоверия Правительству, право отказать в доверии Правительству со всеми вытекающими отсюда последствиями, право Президента на смену членов Правительства (отправление в отставку и назначение новых членов Правительства) [7, С. 740].

    Как уже отмечалось, Правительство слагает  свои полномочия перед вновь избранным  Президентом Республики Беларусь. Однако это должно происходить не после объявления результатов выборов Президента, а со вступлением Главы государства в должность, т.е. после принятия им присяги (статья 83 Конституции).

    В силу того, что необходимо время  для формирования нового состава  Правительства, Президент вправе поручить прежнему составу Правительства продолжать выполнение своих обязанностей до сформирования нового состава Правительства Республики Беларусь.

    В Конституции не предусмотрена обязанность  Президента получить согласие Палаты представителей на освобождение Главой государства Премьер-министра от должности.

    Согласно  части 7 статьи 106 Конституции Правительство или любой член Правительства вправе заявить Президенту о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них обязанностей.

    Правительство заявляет Президенту об отставке в случае выражения Палатой представителей вотума недоверия Правительству. Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверии Правительству по представленной программе или по конкретному поводу. Предложение о рассмотрении вопроса о доверии Правительству вносится Премьер-министром на имя Председателя Палаты представителей. Предварительная подготовка и порядок включения данного вопроса в повестку дня сессии осуществляются в порядке, предусмотренном Регламентом. Решение о доверии Правительству считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей. Такое решение оформляется постановлением. Если решение о доверии не принято, то считается отказом Правительству в доверии. Если Палата представителей в доверии отказывает, Президент вправе в 10-дневный срок принять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов. При отклонении отставки Правительство продолжает осуществлять свои полномочия.

    Анализ  части 7 статьи 106 Конституции, позволяет сделать вывод о том, что у Президента есть альтернатива - принять решение об отставке Правительства либо о роспуске Палаты представителей.

    Конституция предусматривает как коллективную, так и индивидуальную ответственность Правительства и его членов.

 

     Глава 3 Компетенция  Совета Министров  Республики Беларусь

    Являясь центральным органом государственного управления, Правительство наделено широкими полномочиями, позволяющими ему эффективно воздействовать на общественные отношения.

    Компетенция Совета Министров определена Конституцией Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З «О Совете Министров Республики Беларусь»

    Совет Министров Республики Беларусь обладает полномочиями:

    В экономической сфере:

  • обеспечивает проведение единой экономической политики;
  • регулирует деятельность всех отраслей экономики Республики Беларусь и принимает меры по их развитию;
  • осуществляет инвестиционную деятельность с учётом приоритетных направлений социального и экономического развития Республики Беларусь;
  • обеспечивает проведение единой государственной политики, в том числе в области использования и экономии энергетических и материальных ресурсов;
  • принимает меры по обеспечению Республики Беларусь энергетическими и материальными ресурсами;
  • устанавливает меры государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;
  • обеспечивает разработку и реализацию государственного прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, государственных программ;
  • совершенствует экономический механизм содействия ускорению научно-технического прогресса, повышения технического уровня и качества продукции, создания высокоэффективных, экологически безопасных технологий;
  • выступает от имени собственника в отношении имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;
  • имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать республиканские юридические лица;
  • содействует интеграции экономики Республики Беларусь и экономики других государств с учётом интересов Республики Беларусь, вносит соответствующие предложения Президенту Республики Беларусь и в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь;
  • осуществляет государственное регулирование внешнеторговой деятельности, разработку программ развития внешнеторговой деятельности;
  • обеспечивает противодействие монополистической деятельности и развитие добросовестной конкуренции;
  • проводит государственную политику в области защиты прав потребителей;
  • обеспечивает экономическую самостоятельность Республики Беларусь.

    В финансовой сфере:

  • обеспечивает проведение единой финансовой политики;
  • в соответствии с бюджетным законодательством Республики Беларусь ежегодно представляет на рассмотрение Президенту Республики Беларусь проекты законов о республиканском бюджете на очередной финансовый год и об утверждении отчёта об исполнении республиканского бюджета за отчётный финансовый год;
  • ежегодно рассматривает и представляет Президенту Республики Беларусь проекты законодательных актов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и об утверждении отчётов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчётный финансовый год;
  • осуществляет регулирование внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь;
  • обеспечивает привлечение, использование и погашение внешних государственных займов (кредитов), формирующих внешний государственный долг Республики Беларусь;
  • выступает от имени Республики Беларусь при предоставлении государственных гарантий Республики Беларусь;
  • определяет меры по обеспечению сбалансированности денежных доходов и расходов населения, улучшению финансового состояния отраслей экономики и использованию кредитных ресурсов.

    В области науки, образования:

  • обеспечивает проведение единой государственной политики;
  • участвует в формировании и обеспечивает реализацию государственной научно-технической и инновационной политики;
  • принимает меры по развитию научного потенциала Республики Беларусь, повышению эффективности его использования, более широкому применению на практике результатов научных исследований, изобретательства и рационализаторства;
  • осуществляет меры по развитию научных организаций, подготовке научных работников высшей квалификации;
  • осуществляет общее управление системой образования;
  • принимает меры по развитию и укреплению сети государственных учреждений образования;
  • обеспечивает реализацию государственных программ развития образования в Республике Беларусь;
  • принимает меры по совершенствованию системы профессиональной ориентации, создаёт условия для получения профессионально-технического образования, обучения новым специальностям, переподготовки и повышения квалификации с учётом общественных и производственных потребностей;
  • осуществляет меры по формированию и реализации государственной молодёжной политики;
  • обеспечивает меры по государственной социальной поддержке обучающихся.
 
 

    В области культуры, в сфере архивного дела:

  • обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры;
  • проводит государственную политику, направленную на сохранение и развитие белорусского и русского языков, создание надлежащих условий для развития языков других национальных общностей, проживающих на территории Республики Беларусь;
  • осуществляет меры по развитию и улучшению работы организаций культуры, государственных архивных органов и учреждений, обеспечивает реализацию государственной политики в сфере охраны историко-культурного наследия, умножение и широкое использование культурных ценностей, в том числе народного творчества, для духовного и эстетического воспитания граждан, повышения их культурного уровня, а также содействует развитию профессионального искусства, литературы, национального книгоиздания и периодической печати;
  • создаёт условия для свободного развития культуры всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь;
  • принимает меры по обеспечению права граждан Республики Беларусь на свободу вероисповеданий.

    В области здравоохранения:

  • обеспечивает проведение единой государственной политики;
  • обеспечивает разработку и реализацию государственных программ.

    В области социального  обеспечения, охраны и оплаты труда:

  • обеспечивает проведение единой государственной политики;
  • определяет государственную политику в области обеспечения демографической безопасности и обеспечивает её проведение;
  • утверждает прожиточный минимум, бюджет прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам и в среднем на душу населения;
  • создаёт условия для поддержания установленного законодательством Республики Беларусь уровня социального обеспечения, принимает меры по обеспечению социальной защиты граждан, совершенствует систему социальной защиты;
  • определяет и реализует наиболее эффективные пути повышения доходов семьи, стипендий, пенсий, пособий, других социальных выплат;
  • разрабатывает и осуществляет социально-экономические меры по улучшению положения женщин, детей, укреплению и поддержке семьи, обеспечивает контроль за соблюдением предоставленных женщинам прав и гарантий;
  • принимает меры по предупреждению инвалидности и организации реабилитации инвалидов;
  • принимает меры по реализации гражданами Республики Беларусь права на труд;
  • организует разработку и реализацию республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда;
  • разрабатывает и осуществляет меры по рациональному размещению производительных сил, проведению в жизнь соответствующей политики народонаселения;
  • устанавливает размеры минимальной заработной платы и базовой величины, а также размеры оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.

Информация о работе Компетенция Совета Министров Республики Беларусь