Конституция
не устанавливает каких-либо специальных
цензов для избрания на должность Премьер-министра.
Нет требований о необходимости быть депутатом
и др. Важно, чтобы кандидат был гражданином
Республики Беларусь.
Формирование
в целом Правительства осуществляется
Главой государства, который, в принципе,
самостоятелен в своём выборе. На практике
Премьер-министр вносит на рассмотрение
Президенту соответствующие кандидатуры.
Согласно
пункту 3 части 7 статьи 106 Конституции
Премьер-министр обязан в двухмесячный
срок после назначения представить Парламенту
программу деятельности Правительства,
а в случае ее отклонения также в течение
двух месяцев представить повторную программу
деятельности Правительства. Согласно
пункту 5 части 1 статьи 97 Конституции Палата
представителей заслушивает Премьер-министра
о программе деятельности Правительства
и одобряет или отклоняет её. Повторное
отклонение палатой программы означает
выражение вотума недоверия Правительству.
В
случае отклонения программы деятельности
Правительства Палата представителей
определяет в постановлении срок
для заслушивания повторной программы
деятельности Правительства, но не позднее
двух месяцев со дня отклонения программы.
В
Конституции предусмотрено, что
если программа деятельности Правительства
всё же была одобрена, то вопрос об ответственности
Правительства не может быть поставлен
в течение года после её одобрения (пункт
7 статьи 97).
2.3
Срок полномочий
и отставка Правительства
В
Конституции Республики Беларусь срок
полномочий Правительства конкретно не
определяется. В ней лишь сказано, что
оно слагает свои полномочия перед вновь
избранным Президентом. Можно сделать
вывод: в связи с избранием нового Президента
формируется заново и Правительство. Поэтому
допустимо с известными оговорками говорить
о том, что срок полномочий Правительства
такой же, как и срок полномочий Президента.
При этом следует иметь в виду право Палаты
представителей на вотум недоверия Правительству,
право отказать в доверии Правительству
со всеми вытекающими отсюда последствиями,
право Президента на смену членов Правительства
(отправление в отставку и назначение
новых членов Правительства) [7, С. 740].
Как
уже отмечалось, Правительство слагает
свои полномочия перед вновь избранным
Президентом Республики Беларусь. Однако
это должно происходить не после объявления
результатов выборов Президента, а со
вступлением Главы государства в должность,
т.е. после принятия им присяги (статья
83 Конституции).
В
силу того, что необходимо время
для формирования нового состава
Правительства, Президент вправе поручить
прежнему составу Правительства продолжать
выполнение своих обязанностей до сформирования
нового состава Правительства Республики
Беларусь.
В
Конституции не предусмотрена обязанность
Президента получить согласие Палаты
представителей на освобождение Главой
государства Премьер-министра от должности.
Согласно
части 7 статьи 106 Конституции Правительство
или любой член Правительства вправе заявить
Президенту о своей отставке, если считают
невозможным дальнейшее осуществление
возложенных на них обязанностей.
Правительство
заявляет Президенту об отставке в случае
выражения Палатой представителей вотума
недоверия Правительству. Премьер-министр
может поставить перед Палатой представителей
вопрос о доверии Правительству по представленной
программе или по конкретному поводу.
Предложение о рассмотрении вопроса о
доверии Правительству вносится Премьер-министром
на имя Председателя Палаты представителей.
Предварительная подготовка и порядок
включения данного вопроса в повестку
дня сессии осуществляются в порядке,
предусмотренном Регламентом. Решение
о доверии Правительству считается принятым,
если за него проголосовало большинство
от полного состава Палаты представителей.
Такое решение оформляется постановлением.
Если решение о доверии не принято, то
считается отказом Правительству в доверии.
Если Палата представителей в доверии
отказывает, Президент вправе в 10-дневный
срок принять решение об отставке Правительства
или о роспуске Палаты представителей
и назначении новых выборов. При отклонении
отставки Правительство продолжает осуществлять
свои полномочия.
Анализ
части 7 статьи 106 Конституции, позволяет
сделать вывод о том, что у Президента
есть альтернатива - принять решение об
отставке Правительства либо о роспуске
Палаты представителей.
Конституция
предусматривает как коллективную,
так и индивидуальную ответственность
Правительства и его членов.
Глава 3 Компетенция
Совета Министров
Республики Беларусь
Являясь
центральным органом государственного
управления, Правительство наделено широкими
полномочиями, позволяющими ему эффективно
воздействовать на общественные отношения.
Компетенция
Совета Министров определена Конституцией
Республики Беларусь и Законом Республики
Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З «О Совете Министров
Республики Беларусь»
Совет
Министров Республики Беларусь обладает
полномочиями:
В
экономической сфере:
- обеспечивает
проведение единой экономической политики;
- регулирует
деятельность всех отраслей экономики
Республики Беларусь и принимает меры
по их развитию;
- осуществляет
инвестиционную деятельность с учётом
приоритетных направлений социального
и экономического развития Республики
Беларусь;
- обеспечивает
проведение единой государственной политики,
в том числе в области использования и
экономии энергетических и материальных
ресурсов;
- принимает
меры по обеспечению Республики Беларусь
энергетическими и материальными ресурсами;
- устанавливает
меры государственного регулирования
отдельных видов экономической деятельности;
- обеспечивает
разработку и реализацию государственного
прогноза социально-экономического развития
Республики Беларусь, государственных
программ;
- совершенствует
экономический механизм содействия ускорению
научно-технического прогресса, повышения
технического уровня и качества продукции,
создания высокоэффективных, экологически
безопасных технологий;
- выступает
от имени собственника в отношении имущества,
находящегося в собственности Республики
Беларусь, организует управление государственной
собственностью;
- имеет право
создавать, реорганизовывать и ликвидировать
республиканские юридические лица;
- содействует
интеграции экономики Республики Беларусь
и экономики других государств с учётом
интересов Республики Беларусь, вносит
соответствующие предложения Президенту
Республики Беларусь и в Палату представителей
Национального собрания Республики Беларусь;
- осуществляет
государственное регулирование внешнеторговой
деятельности, разработку программ развития
внешнеторговой деятельности;
- обеспечивает
противодействие монополистической деятельности
и развитие добросовестной конкуренции;
- проводит
государственную политику в области защиты
прав потребителей;
- обеспечивает
экономическую самостоятельность Республики
Беларусь.
В
финансовой сфере:
- обеспечивает
проведение единой финансовой политики;
- в соответствии
с бюджетным законодательством Республики
Беларусь ежегодно представляет на рассмотрение
Президенту Республики Беларусь проекты
законов о республиканском бюджете на
очередной финансовый год и об утверждении
отчёта об исполнении республиканского
бюджета за отчётный финансовый год;
- ежегодно
рассматривает и представляет Президенту
Республики Беларусь проекты законодательных
актов о бюджетах государственных внебюджетных
фондов на очередной финансовый год и
об утверждении отчётов об исполнении
бюджетов государственных внебюджетных
фондов за отчётный финансовый год;
- осуществляет
регулирование внутреннего и внешнего
государственного долга Республики Беларусь;
- обеспечивает
привлечение, использование и погашение
внешних государственных займов (кредитов),
формирующих внешний государственный
долг Республики Беларусь;
- выступает
от имени Республики Беларусь при предоставлении
государственных гарантий Республики
Беларусь;
- определяет
меры по обеспечению сбалансированности
денежных доходов и расходов населения,
улучшению финансового состояния отраслей
экономики и использованию кредитных
ресурсов.
В
области науки, образования:
- обеспечивает
проведение единой государственной политики;
- участвует
в формировании и обеспечивает реализацию
государственной научно-технической и
инновационной политики;
- принимает
меры по развитию научного потенциала
Республики Беларусь, повышению эффективности
его использования, более широкому применению
на практике результатов научных исследований,
изобретательства и рационализаторства;
- осуществляет
меры по развитию научных организаций,
подготовке научных работников высшей
квалификации;
- осуществляет
общее управление системой образования;
- принимает
меры по развитию и укреплению сети государственных
учреждений образования;
- обеспечивает
реализацию государственных программ
развития образования в Республике Беларусь;
- принимает
меры по совершенствованию системы профессиональной
ориентации, создаёт условия для получения
профессионально-технического образования,
обучения новым специальностям, переподготовки
и повышения квалификации с учётом общественных
и производственных потребностей;
- осуществляет
меры по формированию и реализации государственной
молодёжной политики;
- обеспечивает
меры по государственной социальной поддержке
обучающихся.
В
области культуры,
в сфере архивного
дела:
- обеспечивает
проведение единой государственной политики
в области культуры;
- проводит
государственную политику, направленную
на сохранение и развитие белорусского
и русского языков, создание надлежащих
условий для развития языков других национальных
общностей, проживающих на территории
Республики Беларусь;
- осуществляет
меры по развитию и улучшению работы организаций
культуры, государственных архивных органов
и учреждений, обеспечивает реализацию
государственной политики в сфере охраны
историко-культурного наследия, умножение
и широкое использование культурных ценностей,
в том числе народного творчества, для
духовного и эстетического воспитания
граждан, повышения их культурного уровня,
а также содействует развитию профессионального
искусства, литературы, национального
книгоиздания и периодической печати;
- создаёт условия
для свободного развития культуры всех
национальных общностей, проживающих
в Республике Беларусь;
- принимает
меры по обеспечению права граждан Республики
Беларусь на свободу вероисповеданий.
В
области здравоохранения:
- обеспечивает
проведение единой государственной политики;
- обеспечивает
разработку и реализацию государственных
программ.
В
области социального
обеспечения, охраны
и оплаты труда:
- обеспечивает
проведение единой государственной политики;
- определяет
государственную политику в области обеспечения
демографической безопасности и обеспечивает
её проведение;
- утверждает
прожиточный минимум, бюджет прожиточного
минимума по основным социально-демографическим
группам и в среднем на душу населения;
- создаёт условия
для поддержания установленного законодательством
Республики Беларусь уровня социального
обеспечения, принимает меры по обеспечению
социальной защиты граждан, совершенствует
систему социальной защиты;
- определяет
и реализует наиболее эффективные пути
повышения доходов семьи, стипендий, пенсий,
пособий, других социальных выплат;
- разрабатывает
и осуществляет социально-экономические
меры по улучшению положения женщин, детей,
укреплению и поддержке семьи, обеспечивает
контроль за соблюдением предоставленных
женщинам прав и гарантий;
- принимает
меры по предупреждению инвалидности
и организации реабилитации инвалидов;
- принимает
меры по реализации гражданами Республики
Беларусь права на труд;
- организует
разработку и реализацию республиканских
целевых программ улучшения условий и
охраны труда;
- разрабатывает
и осуществляет меры по рациональному
размещению производительных сил, проведению
в жизнь соответствующей политики народонаселения;
- устанавливает
размеры минимальной заработной платы
и базовой величины, а также размеры оплаты
труда работников бюджетных организаций
и иных организаций, получающих субсидии,
работники которых приравнены по оплате
труда к работникам бюджетных организаций.