Компетенция органов местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2010 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Муниципальное право — одна из отраслей российского права, поскольку призвана регулировать разнообразные общественные отношения в самой многосторонней сфере — в сфере местного самоуправления. В настоящее время местное самоуправление составляет одну из важных и необходимых основ конституционного строя России. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту интересов лиц, совместно проживающих на определенной территории, жители которой неизбежно взаимодействуют друг с другом. Поэтому местное самоуправление является одной из фундаментальных основ российской системы народовластия.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика компетенции органов местного самоуправления
2. Полномочия органов местного самоуправления……………………………13
2.1. Полномочия представительных органов местного самоуправления
2.2.Полномочия главы муниципального образования………………………...16
2.3.Полномочия местной администрации…..……………………………….....18
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

  Местной администрaцией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Принцип единоначалия в деятельности главы администрации предполагает, что он может непосредственно руководить органами и структурными подразделениями местной администрации либо назначает руководителей данных подразделений; издает распоряжения по вопросам организации работы местной администрации (п. 6 ст. 43); определяет структуру местной администрации (хотя она и утверждается представительным органом, см. ч. 8 ст. 37). Вместе с тем глава администрации несет персональную ответственность за деятельность· данного органа. Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

  Исполнительные  органы помимо принятия управленческих решений виде издания большого количества административно-правовых актов осуществляют огромный объем полномочий, связанных  с оказанием непосредственно  управленческого воздействия на объекты управления, обеспечение выполнения установленных правил, проведением в жизнь требования законодательных и иных актов. Реализация мероприятий, связанных с обеспечением исполнения требований законов, других актов, называется исполнительной деятельностью, что и лежит в основе названия этих органов13.

  Местной администрацией руководит глава  местной администрации, который  является главой муниципального образования  либо лицо, назначаемое на должность  по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

  Условия контракта для главы местной  администрации поселения утверждаются представительным органом поселения, а для главы местной администрации  муниципального  района (городского округа) представительным органом муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов честного значения, и законом субъекта Российской Федерации - в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и зaконами субъектов Российской Федерации14.

  В случае, если лицо назначается на должность  главы местной администрации  по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) - уставом муниципального района (городского округа) и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

  Порядок проведения конкурса на замещение должности  главы местной администрации  устанавливается представительным органом муниципального образования.

  Члены  конкурсной комиссии поселения назначаются представительным органом поселения. При формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе (городском округе) две трети ее членов назначаются представительным органом муниципального района городского округа), а одна треть - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

  Лицо  назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

  Контракт  с главой местной администрации  заключается главой муниципального образования.

  В соответствии с ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ» предоставил муниципальным  образованиям полную самостоятельность  в определении структуры и  компетенции исполнительных органов, можно выделить основные черты, присущие подавляющему большинству таких органов \\\\\\\\\\\\\.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

  Реализация  государственной политики в области  развития местного самоуправления в Российской Федерации требует комплексного подхода к решению поставленных задач, поэтапного их выполнения, а также определения приоритетных направлений на соответствующем этапе реализации государственной политики.

  Успешная  реализация государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации должна привести к созданию системы взаимодействия населения, местного самоуправления и государственной власти. Эффективное функционирование этой системы позволит обеспечить: улучшение условий жизни населения в каждом муниципальном образовании; обретение гражданами навыков демократического взаимодействия с формируемыми ими органами местного самоуправления, а также навыков общественного контроля за эффективностью их деятельности устойчивое самостоятельное развитие муниципальных образований.

  Четко определенный объем полномочий и установленная ответственность за их реализацию являются важнейшими признаками любой публичной власти, в том числе и муниципальной. При этом полномочия должны быть разграничены между институтами муниципальной власти. Без конкретного определения объема полномочий, за который должен отвечать каждый вид органов местного самоуправления, эффективное осуществление муниципальной власти невозможно. Поэтому разграничение полномочий между представительным и исполнительнораспорядительным органами местного самоуправления является одним из значимых направлений развития местного самоуправления в Российской Федерации.

  Разграничение компетенции не только позволяет оптимизировать функции, осуществляемые различными органами местного самоуправления, но и не допускает сосредоточения всей власти в каком -либо одном органе, что, в свою очередь, позволяет органам власти эффективно реализовывать свои полномочия, наиболее полно учитывая интересы населения.

  Реализация  указанного принципа обеспечивается нормативным  установлением баланса полномочий различных ветвей власти и осуществляющих ее органов.

  К сожалению, ни Конституция РФ, ни Федеральный закон 2003 г. «06 общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (долее - Закон 2003 г.) не распространяют напрямую принцип разделения властей но уровень местного самоуправления, что нередко приводит к необоснованным действиям как представительного, так и исполнительно-распорядительного органов муниципальной власти, при которых фактически отсутствуют закрепленные законом цивилизованные процедуры разрешения возникающих при этом разногласий.

  Однако  такой подход имеет недостаток, заключающийся в отсутствии его универсальности. Так как многие федеральные законы содержат положения, устанавливающие определенный объем компетенции органов местного самоуправления в той или иной сфере правоотношений, возникает проблема отнесения этих полномочий к компетенции представительного либо исполнительно-распорядительного органов. Данная проблема связана с тем, что в настоящий момент еще не разработан четкий критерий разграничения компетенции между различными органами местного самоуправления с учетом их особенностей, позволяющих наиболее эффективно решать те или иные вопросы.

  Федеральный закон 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вообще не устанавливал разграничения компетенции между органами местного самоуправления. Более того, не предусматривалось обязательности создания исполнительно-распорядительного органа, Закон устанавливал обязательность создания только представительного органа местного самоуправления (ст. 14, 15).

  Необходимо  отдать должное Закону 2003 г., в котором закрепг:ен ряд положений, выполняющих роль отдельных элементов системы сдержек и противовесов в отношениях между представительным органом местного самоуправления и исполнительно-распорядительным органом.

  Во-первых, Законом 2003 г. предусмотрены в качестве обязательных органов местного самоуправления и предстовительный орган, и исполнительно-распорядительный орган местного сомоуправл'8НИЯ - местная администрация, наделенная исполнительно-распорядительныlV,И полномочиями (ст. 34).

  Во-вторых, дано начало разграничению предстовительных и исполнительно-распорядительных функций. Ток, в п. 4 ч. 2 ст. 36 Закона 2003 г. закреплен запрет на совмещение исполнения полномочий председотеля предстовительного органа муниципального образования и полномочий главы местной администрации. В дополнение к этому в ч. 6 ст. 40 Закона 2003 г. установлен запрет на совмещение полномочий муниципальных служащих и депутатов представительных органов местного самоуправления.

  В качестве элемента системы сдержек  и противовесов имеет определенное значение роль представительного органа в формировании исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления. Так, условия контракта для главы местной администрации, порядок проведения конкурса, число членов конкурсной комиссии утверждаются представительным органом муниципального образования, сами члены конкурсной комиссии назначаются также представительным органом. Кроме этого, представительным органом утверждается структура местной администрации (ст. 37 Закона 2003 г.).

  То  есть из анализа вышеназванных норм можно утверждать, что в Законе 2003 г. принцип разделения властей действует в форме разграничения полномочий исполнительных и представительных органов власти местного самоуправления, по признаку их функционального различия.

  Тем не менее полного разграничения  компетенции представительного органа и исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления но уровне Закона 2003 г. не происходит, определяющая роль при этом отводится уставу муниципального образования, в котором, согласно п. 5 ч. 1 ст. 44 донного Закона, и должен быть закреплен конкретный объем полномочий каждого органа местного самоуправления конкретного муниципального образования.

  Тем не менее не во всех уставах муниципальных  образований четко закреплен  критерий разграничения компетенции между представительным и исполнительно-распорядительным органами местного самоуправления, который бы в полной мере обеспечивал реализацию принципа разделения властей.

  Это зачастую приводит к «пересечению компетенций». Здесь основная причина кроется в неясной постановке данного вопроса на уровне федерального законодательства. А именно в отсутствии в Законе 2003 г. единого универсального критерия разграничения компетенции между представительными и исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления.

  Без универсального критерия вообще теряет смысл всякое разграничение, которое становится просто механическим разделением, не привносящим в организацию деятельности органов местного самоуправления никакой упорядоченности.

  Данный  критерий должен быть определен в  Законе 2003 г. именно по функциональному признаку: представительная власть формулирует общие правило по вопросам местного значения, обязательные для исполнения но территории муниципального образования, а исполнительно-распорядительная власть - обеспечивает их проведение в жизнь.

  Ток будет в полной мере обеспечен  баланс полномочий, нормальное взаимодействие и сотрудничество всех ветвей муниципального уровня публичной власти, что, несомненно, положительно отразится но результатах совместной деятельности органов местного самоуправления каждого муниципального образования нашей страны.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  использованной литературы

  1. Бакушев В. В., Ивановский В. А., Молчанова Л.А. Городское управление    и самоуправление в России: эволюция столичного опыта. - М., 1998.
  2. Барабашев Г.В. Местное самоуправление.- М., 1996.
  3. Бахрах Д.Н. Административное право.- М., 1996. С.27.
  4. Васильев В.И. Местное самоуправление. - М., 1999.
  5. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. - М., 1999.
  6. Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. - М., 1990.
  7. Градовский А.Д. Начало русского государственного права. Т.3. - Спб., 1883. С.9
  8. Данилина И.Е. Муниципальное право. - М., 2004. С.153.
  9. Еремян В.В., Федоров М.В. Местное самоуправление в России  (XII—начало XX вв.): Учеб. пособие.- М., 1998.
  10. Институты самоуправления: историко-правовое исследование. - М., 1995.
  11. Казанчев Ю.Д., Писарев А.Н. Муниципальное право России: Учебник.- М., 1998.
  12. Комментарий к Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. -М., 1999.
  13. Кулушева М.А. Конституционно-правовое регулирование местного самоуправления в Российской Федерации. - Саратов, 2001. С.13.
  14. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. - М., 2000.
  15. Кутафин О.Е.; Шеремет К.Ф. Компетенция местных Советов.- М., 1982. С.26.
  16. Маликов М.К. Концепция государственной власти. - Уфа, 1997. С.97
  17. Свешников М.И. Основы и пределы самоуправления. - Спб., 1892. С.163-169.
  18. Усманова Р.М. Конституционные основы местного самоуправления. -Уфа, 2007. С.260.
  19. Штейн Л.Учение об управлении и право управления со сравнением литературы и законодательством. - Спб., 1874. С.594.

Информация о работе Компетенция органов местного самоуправления