Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2010 в 15:30, курсовая работа
Муниципальное право — одна из отраслей российского права, поскольку призвана регулировать разнообразные общественные отношения в самой многосторонней сфере — в сфере местного самоуправления. В настоящее время местное самоуправление составляет одну из важных и необходимых основ конституционного строя России. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту интересов лиц, совместно проживающих на определенной территории, жители которой неизбежно взаимодействуют друг с другом. Поэтому местное самоуправление является одной из фундаментальных основ российской системы народовластия.
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика компетенции органов местного самоуправления
2. Полномочия органов местного самоуправления……………………………13
2.1. Полномочия представительных органов местного самоуправления
2.2.Полномочия главы муниципального образования………………………...16
2.3.Полномочия местной администрации…..……………………………….....18
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………………………………...25
Курсовая работа
По дисциплине (спецкурсу)
«Конституционные
основы местного самоуправления»
КОМПЕТЕНЦИЯ
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Содержание
Введение
…………………………………………………………………………..
1. Общая характеристика компетенции органов местного самоуправления
2. Полномочия органов местного самоуправления……………………………13
2.1.
Полномочия представительных
2.2.Полномочия
главы муниципального
2.3.Полномочия
местной администрации…..………………………………..
Заключение………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………...
Введение
Муниципальное право — одна из отраслей российского права, поскольку призвана регулировать разнообразные общественные отношения в самой многосторонней сфере — в сфере местного самоуправления. В настоящее время местное самоуправление составляет одну из важных и необходимых основ конституционного строя России. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту интересов лиц, совместно проживающих на определенной территории, жители которой неизбежно взаимодействуют друг с другом. Поэтому местное самоуправление является одной из фундаментальных основ российской системы народовластия.
Органы местного самоуправления- это избираемые непосредственно населением и образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Местное самоуправление признается и гарантируется государством как форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения повседневных потребностей каждого члена общества и населения муниципального образования в целом.
Осуществление
местного самоуправления невозможно без
наличия специально уполномоченных органов,
которым население муниципального образования
доверили право решать вопросы местного
значения. Именно органы местного самоуправления
решают большинство вопросов местного
значения. Крайне затруднительно представить,
чтобы путем непосредственного выражения
населением своей воли решались. Это обусловлено
и значительными финансовыми затратами
на проведение форм прямого волеизъявления
населения, и необходимостью в специальных
познаниях, профессиональной подготовке
для решения ряда управленческих вопросов.
Актуальность нашей курсовой работы является: необходимость исследования понятия компетенции органов местного самоуправления, а также раскрыть сущность деятельности должностных лиц местного самоуправления.
Темой курсовой работы является: «Компетенция органов местного самоуправления».
Цель: раскрыть компетенции органов местного самоуправления.
Объектом являются органы местного самоуправления.
Предметом выступают особенности деятельности органов местного самоуправления.
Для решения поставленных в данной работе задач были использованы работы Усмановой Р.М., Шугриной Е.С., Щепачева В.А., Масловской М.В., Тихомировой Ю.А., Кутафина О.Е., Маликова М.К.
Нормативной базой является Европейская хартия, Конституция РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Наша
курсовая работа состоит из введения,
двух глав, заключения и списка использованной
литературы.
1. Общая характеристика компетенции органов местного самоуправления
Конституция РФ, признавая и гарантируя местное самоуправление, определяя его статус в системе народовластия, использует, в частности, понятия «полномочия местного самоуправления», «права местного самоуправления».
Понятие «полномочия органов местного самоуправления» является новым для отечественного, государствоведения. Впервые данное понятие упоминается в Конституции РФ 1993 г., в соответствии с которой органы местного самоуправления обладают полномочиями по самостоятельному решению вопросов местного значения, а также могут наделяться отдельными государственными полномочиями.
Полномочия местного самоуправления можно определить как закрепляемые нормами муниципального права за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления в конкретных сферах жизнедеятельности на территории муниципальных образований.
Полномочия местного самоуправления можно подразделить на две группы1:
1)
«собственные» полномочия, т.е. те
полномочия, которые признает за
муниципальными образованиями
2)
отдельные государственные
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется согласно закону только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. При этом соответствующим законом определяются условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления данных полномочий.
В соответствии с законом полномочия местного самоуправления должны реализовываться:
во-первых,
непосредственно населением муниципальных
образований: - именно за населением муниципальных
образований Конституция
во-вторых, полномочия местного самоуправления реализуются органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
Наряду с терминам полномочия в отечественном законодательстве употребляется категория «компетенция».
Понятие «компетенция» произошла от лат. cоmpetia - «добиваюсь, соответствую, подхожу». В юридической литературе нет единого мнения в определении содержания понятия «компетенция». Одни авторы считают, что, компетенция - эта совокупность полномочий или прав. Другие определяют ее как совокупность прав и обязанностей. Третьи утверждают, что, компетенция - это совокупность функций органа, его, прав и обязанностей, основных форм и методов рабаты2.
Таким образам, компетенция органа местного самоуправления является сложной правовой категорией, структура которой складывается из предметов ведения, прав и обязанностей.
Первым составным элементам компетенции являются предметы ведения. Следует отметить, что, термин «предметы ведения» законодательно закрепляется в настоящее время лишь для органов государственной власти. В отношении органов местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ (ст. 130) применена другая конструкция. Сферы общественных отношений, в которых органы местного самоуправления имеют властные полномочия, определяются как «вопросы местного значения»3.
Вторым элементом компетенции, главным ее содержанием являются права и обязанности. Свои функции и задачи органы местного самоуправления реализуют путем осуществления принадлежащих им прав и несения определенных обязанностей. Права и обязанности органов местного самоуправления тесно связаны с предметами их ведения: если с определением предметов ведения органа дается ответ на вопрос, в каких областях жизни он компетентен, то права и обязанности характеризуют пределы возможностей органа в той или иной сфере общественных отношений4.
В Конституции РФ в отношении органов местного самоуправления в ч. 1 ст. 130 гл. 8 «Местное самоуправление» применен термин «вопросы местного значения».
Вопросы местного значения можно определить как круг дел (объектов), решение которых обеспечивает жизнедеятельность муниципального образования и удовлетворение потребностей его жителей. Это вопросы, которые вправе самостоятельно решать местное самоуправление.
В Законе о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 2) под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ с настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В отличие от Закона о местном самоуправлении 1995 г., который в ст. 6 указывал 30 вопросов местного значения, относящихся ко всем без исключения муниципальным образованиям, Закон о местном самоуправлении 2003 г. дифференцированно подходит к решению этого вопроса. В нем определены вопросы местного значения для каждого вида муниципального образования. Так, ст. 14 содержит перечень вопросов местного значения поселения, ст. 15 - перечень вопросов местного значения муниципального района, ст. 16 - перечень вопросов местного значения городского округа.
Положительной чертой Закона о местном самоуправлении 2003 г. является то, что в нем проводится различие между вопросами местного значения и полномочиями органов местного самоуправления по их решению.
Все полномочия органов местного самоуправления можно условно разделить на: полномочия и вопросы, относящиеся к собственной исключительной компетенции органов местного самоуправления; отдельные государственные полномочия, которыми могут законом наделяться органы местного самоуправления с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ст.132 Конституции РФ).
В свою
очередь собственные полномочия органов
местного самоуправления условно можно
разделить на два блока: полномочия по
решению вопросов организации местного
самоуправления (формирования органов
местного самоуправления, территориальной
организации и др.); полномочия по решению
вопросов местного значения.
2. Полномочия органов местного самоуправления
2.1. Полномочия представительных органов местного самоуправления
Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований. Вместе с тем их основу составляют полномочия, закрепленные федеральным законодательством и отнесенные к исключительной компетенции данных органов, т.е. решаемые только представительными органами местного самоуправления. Закрепление ряда вопросов местного значения в исключительной компетенции представительных органов местного самоуправления обеспечивает обязательное участие их депутатов как избранных представителей населения в решении наиболее важных проблем, стоящих перед муниципальными образованиями. Перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции представительных органов местного самоуправления, федеральными законами, как правило, расширяется в уставах муниципальных образований, сократить этот перечень нельзя5.
Информация о работе Компетенция органов местного самоуправления