Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:51, курсовая работа
Источники муниципального права
Источник права можно определить как форму выражения правовой нормы. Источником муниципального права являются акты, содержащие муниципально-правовые нормы.
В соответствии со статьей 4 нового Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации - ''Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты''.
Вопрос 1. Источники муниципального права. 3
Вопрос 2. Гарантии местного самоуправления. 15
Вопрос 3. Представительные органы местного самоуправления. 23
Список использованных источников и литературы.. 35
На региональном уровне, гарантия права на судебную защиту, находит закрепление в Уставах муниципальных образований, так в «Положении о территориальном общественном самоуправлении населения в городе Омске» в главе 7. «Гарантии территориального общественного самоуправления населения», в статье 42, гарантируется, что «Органы территориального общественного самоуправления в случае нарушения их прав и прав и законных интересов граждан вправе обратиться в суд с требованием о восстановлении нарушенных прав».
Принципиальное значение имеет предоставление права обращения в суд гражданам. Причем это право не ограничено условиями, при которых гражданин может обратиться в суд лишь в том случае, если нарушение прав местного самоуправления затрагивает его личные интересы. В данном случае личный и общественный интересы тесно сочетаются, поскольку нарушение прав местного самоуправления означает и нарушение (непосредственно или в конечном счете) прав граждан на самоуправление.
Охраняя права местного самоуправления, Закон не допускает прекращения полномочий органов местного самоуправления без участия суда. Причем прекращение полномочий органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления законодательным (представительным) органом субъекта Федерации возможно только в случае установленных судом нарушений Конституции РФ, устава субъекта Федерации, федерального закона, акта субъекта Федерации или устава муниципального образования.
В ст. 132 Конституции установлено
правило, в соответствии с которым
наделение органов МС государственными
полномочиями должно сопровождаться передачей
необходимых для их осуществления
средств. Однако возможна ситуация, когда
и без передачи полномочий органы
государственной власти (федеральные
или субъектов Федерации) принимают
решения, не обязательно адресованные
органам местного самоуправления, но
вынуждающие последних
Безусловно, органу местного самоуправления должен быть компенсирован ущерб в случае отчуждения в государственную собственность объектов муниципальной собственности и т.п. Сам порядок такой компенсации, перечень ее условий должны быть определены законом.
Существенная гарантия прав
местного самоуправления - запрет на ограничение
прав местного самоуправления, установленных
Конституцией РФ и федеральными законами.
Эта норма адресована, с одной
стороны, федеральным органам
Таким образом, Конституция
РФ и федеральные законы, принимаемые
в рамках предметов ведения Российской
Федерации и совместного
Вопрос 3. Представительные органы местного самоуправления
Согласно Конституции
РФ (ст. 130), местное самоуправление осуществляется
гражданами путем референдума, выборов,
других форм прямого волеизъявления,
через выборные и другие органы МС.
Местное самоуправление в РФ –
это система организации и
деятельности граждан, представляющая
собой совокупность организационных
форм и институтов прямого волеизъявления,
а также выборных и других органов
МС, посредством которых
Наиболее массовой формой
прямого народного
Согласно действующему законодательству, выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц МС осуществляются гражданами РФ, постоянно проживающими на территории соответствующих муниципальных образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Депутатом представительного органа МС, выборным должностным лицом МС может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года, постоянно проживающий на территории соответствующего муниципального образования. Не имеют права избирать и быть избранными депутатами представительных органов МС и выборными должностными лицами МС граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Депутаты представительных
органов МС избираются по одномандатным
избирательным округам, одному или
нескольким многомандатным избирательным
округам, образуемым на территории муниципального
образования на основе единой нормы
представительства. Право выдвижения
кандидатов принадлежит избирательным
объединениям и непосредственно
избирателям. Кандидаты могут быть
также выдвинуты в порядке
самовыдвижения. При этом избирательное
объединение – общественное объединение,
а также его региональные и
местные отделения, которые в
соответствии с законодательством
имеют право выдвигать
Голосование проводится в день выборов с 8 до 22 ч. по местному времени. Избранным признается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равенстве голосов избранным признается кандидат, зарегистрированный раньше.
Какой бы ни была форма и
модель организации МС в конкретном
муниципальном образовании, в структуру
органов местного самоуправления входят
представительный орган муниципального
образования, глава муниципального
образования, местная администрация
(исполнительно-
Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Особый порядок предусмотрен для формирования представительных органов муниципальных районов. Они либо избираются на основе прямого, всеобщего волеизъявления избирателей, при этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района., либо составляются из глав поселений, расположенных в границах муниципального района, и из депутатов представительных органов этих поселений. Второй способ усиливает контакты муниципальных образований разных уровней, но может осложнить выполнение функции представительства, ослабить связи с избирателями. Поэтому Закон отдает предпочтение первому из названных способов, ограничивая применение второго рядом условий.
Наименования
Каждый из органов МС имеет свои цели, функции, обладает определенными специфическими связями с другими органами МС и населением. Рассмотрим особенности представительного органа МС.
В связи с фактическим
ростом числа жителей поселений
и сложностью осуществлять процесс
принятия решений непосредственно
всеми жителями возникла потребность
во введении института представительства.
Появилось понятие
1) избрание непосредственно
населением на основании
2) представление интересов
жителей соответствующей
Согласно ст. 35 ч. 6 Нового
Закона «Об общих принципах местного
самоуправления в Российской Федерации»
численность депутатов
10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;
15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;
20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;
25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;
35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.
Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.
Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.
Наименования
Согласно ст. 35 Нового Закона, в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:
1) принятие устава
2) утверждение местного
бюджета и отчета о его
3) установление, изменение
и отмена местных налогов и
сборов в соответствии с
4) принятие планов и
программ развития
5) определение порядка
управления и распоряжения
6) определение порядка
принятия решений о создании,
реорганизации и ликвидации
7) определение порядка
участия муниципального
8) определение порядка
материально-технического и
9) контроль за исполнением
органами местного
Иные полномочия представительных
органов муниципальных