Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:31, контрольная работа
В России все более укрепляются основы демократического устройства. Свидетельством этого является переориентация законодательства на четкое разграничение полномочий между уровнями власти (федеральной, региональными, местными), проведение и успешное завершение конституционной и бюджетной реформ, начало и проведение административной реформы, определение ответственности каждого органа власти и органа местного самоуправления за надлежащее исполнение возложенных полномочий.
Федеральный закон о местном
самоуправлении также предусматривает
особенности осуществления
Существенным изменениям подверглись и организационные основы местного самоуправления. Если Федеральным законом о местном самоуправлении 1995 г. допускалось существование десятков возможных схем организации муниципальной власти, то ныне действующий закон ограничивает возможности муниципальных образований в данной сфере. Так, например, закон подробно регулирует систему органов местного самоуправления, вплоть до определения численности представительных органов местного самоуправления и порядка занятия должности главы местной администрации.
В связи с этим можно отметить, что Федеральный Закон о местном самоуправлении 2003 г. фактически не соответствует названию «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку закрепляет не «общие принципы», а по сути, все вопросы организации местного самоуправления.
Непосредственно в развитие
Федерального Закона о местном самоуправлении
2003 г. приняты следующие федеральные
законы: «О государственной регистрации
уставов муниципальных
Следует иметь в виду,
что полномочия органов местного
самоуправления в различных сферах
общественной жизни содержатся во многих
отраслевых законодательных актах,
в том числе и
На федеральном уровне
регулирование местного самоуправления
осуществляется и другими нормативными
актами. Так, например, обе палаты Федерального
Собрания РФ принимали постановления,
затрагивающие вопросы
Среди указов Президента РФ
можно назвать следующие: «О Конгрессе
муниципальных образований
Правительством РФ по вопросам
местного самоуправления был также
принят ряд постановлений, среди
которых можно назвать
Кроме того, вопросы реализации
полномочий органов местного самоуправления
в различных сферах урегулированы
в самых различных актах
4. Региональное законодательство
В соответствии с п. 2, 4, 6 ст.
76 Конституции РФ, субъекты федерации
вправе самостоятельно за рамками общероссийского
законодательства определять принципиальные
устои местного самоуправления на своей
территории. Эти акты должны соответствовать
положениям общероссийского
Субъекты РФ должны признавать для себя обязательными нормы Конституции РФ и федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и соизмерять с ними свои законодательные акты. На базе норм конституций республик в составе РФ, уставов других субъектов, посвященных регулированию местного самоуправления, принимаются законодательные акты субъектов Федераций.
5. Муниципальные правовые акты
Муниципальный правовой акт
или акт местного самоуправления
– это «решение по вопросам местного
значения или по вопросам осуществления
отдельных государственных
Из статьи 43 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 узнаем, что в систему муниципальных правовых актов входят:
1) устав муниципального образования;
2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
3) правовые акты главы
муниципального образования,
Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.
Иные должностные лица
местного самоуправления издают распоряжения
и приказы по вопросам, отнесенным
к их полномочиям уставом
Таким образом, муниципальные правовые акты – нормативные установления, прямо регулирующие общественные отношения на локальном уровне в сфере местного самоуправления и исходящие, прежде всего, от самих муниципальных образований (путем местного референдума).
6. Договорные источники
Определенное место в
системе источников муниципального
права занимают нормативные договоры.
В 90-е годы XX в. активно заключались
договоры и соглашения между органами
государственной власти Российской
Федерации и органами государственной
власти субъектов Федерации о
разграничении предметов
Однако в настоящее
время практика заключения таких
договоров и соглашений в связи
с негативным отношением к ним
федерального центра пошла на убыль.
Наблюдается процесс
Договорная форма используется муниципальными образованиями для создания союзов (ассоциаций) муниципальных образований, решения иных вопросов (11).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Источниками муниципального права являются правовые акты, в которых устанавливаются, изменяются или отменяются правовые нормы, направленные на регулирование муниципальных отношений. К важнейшим источникам муниципального права РФ относится Европейская Хартия местного самоуправления и другие международно-правовые акты, касающиеся местного (муниципального) самоуправления.
Внутрироссийская система источников муниципального права включает в себя три иерархически взаимосвязанных уровня нормативно-правовых актов.
К первому уровню относятся нормативно-правовые акты федерального уровня, содержащие нормы муниципального права.
Среди них важнейшее значение
принадлежит действующей
Следующую группу источников муниципального права федерального уровня составляют федеральные законы и федеральные конституционные законы, содержащие нормы муниципального права.
Среди этих законов первостепенное значение имеет Федеральный Закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Наряду с ФЗ № 131 к источникам муниципального права относятся также другие федеральные законы, содержащие отдельные муниципальные нормы.
К источникам муниципального права федерального уровня относятся также:
Ко второму уровню источников
муниципального права относятся
нормативные правовые акты субъектов
РФ, содержащие нормы муниципального
права. Это: конституции и уставы
субъектов РФ, законы субъектов РФ
о местном самоуправлении, о выборах
депутатов представительных органов
местного самоуправления, глав муниципальных
образований, о муниципальной службе
и другие. Главное требование к
этой группе нормативно-правовых актов
состоит в том, чтобы они не
противоречили Конституции РФ (федеральным
законам в части, касающейся общих
принципов организации и
Наконец, к третьему уровню
источников муниципального права относятся
локальные (местные) нормативные правовые
акты, содержащие нормы муниципального
права. Речь идет о нормативных установлениях,
прямо регулирующих общественные отношения
на локальном уровне в сфере местного
самоуправления и исходящие, прежде
всего, от самих муниципальных