Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 10:28, реферат
Современная Испания - это одно из самых старых политических образований Европы, отличительной особенностью которого является этническое, культурно - языковое и социально - экономическое многообразие ее исторических областей и отдельных провинций.
Испании — Королевство Испания — государство на юго-западе Европы. Страна занимает боольшую часть Пиренейского полуострова. Согласно одной из версий, название страны происходит от финикийского выражения «и-шпаним» — «берег кроликов»
Реферат по теме: «Местное управление и самоуправление в Испании»
Введение
Современная Испания - это одно из самых старых политических образований Европы, отличительной особенностью которого является этническое, культурно - языковое и социально - экономическое многообразие ее исторических областей и отдельных провинций.
Испании — Королевство Испания — государство на юго-западе Европы. Страна занимает боольшую часть Пиренейского полуострова. Согласно одной из версий, название страны происходит от финикийского выражения «и-шпаним» — «берег кроликов»
Граничит с:
Португалией на западе Пиренейского полуострова;
Британским владением Гибралтар на юге Иберийского полуострова;
Марокко в северной Африке (полуанклавы Сеута и Мелилья);
Францией и Андоррой на севере.
Испания омывается Атлантическим океаном на севере и западе, а также Средиземным морем на юге и востоке.
В Испании действует континентальная модель местного самоуправления, которая предполагает:
сочетание местного самоуправления и местных администраций (органов государственной власти местного уровня), выборности и назначаемости; определенная иерархия системы управления, в которой местное самоуправление является нижестоящим звеном по сравнению с вышестоящим государственным;
ограниченная автономия местного самоуправления; наличие на местах специальных государственных уполномоченных, контролирующих органы местного самоуправления.
Испания считается унитарным децентрализованным государством, однако многие специалисты по - разному подходят к понимаю ее территориальной организации.
Административно-
Испания относится к унитарному государству. Конституция Испании исходит из неделимости государства, но вместе с тем гарантирует право на самоуправление административным подразделениям, сложившимся на основе национальных, региональных и исторических критериев.
Основное деление в соответствии со статьёй 137 испанской Конституции предполагает наличие автономных сообществ, провинций и коммун.
Основной административно-
Андалусия (исп. Andalucía) – Севилья
Арагон (исп. Aragón)- Сарагоса
Астурия (исп. Principado de Asturias) -Овьедо
Балеарские острова (исп. Islas Baleares, кат. Illes Balears) – Пальма
Страна Басков (исп. País Vasco, баск. Euskadi) – Бильбао
Валенсийское сообщество (исп. Comunidad Valenciana) – Валенсия
Галисия (исп. Galicia, галис. Galiza) – Сантьяго-де-Компостела
Канарские острова (исп. Islas Canarias) – два центра: Санта-Крус-де-Тенерифе и Лас-Пальмас
Кантабрия (исп. Cantabria) – Кантабрия
Кастилия-Ла-Манча (исп. Castilla-La Mancha) – Толедо
Кастилия-и-Леон (исп. Castilla y León) – Вальядолид
Каталония (исп. Cataluña, кат. Catalunya) – Барселона
Мадрид (на правах автономной области) (исп. Madrid) – Мадрид
Мурсия (исп. Región de Murcia) – Мурсия
Наварра (исп. Navarra, баск. Nafarroa) – Памплона
Риоха (исп. La Rioja) – Логроньо
Эстремадура (исп. Extremadura) – Мерида
Образование автономных сообществ закреплено Конституцией 1978 года, их границы, обычно, совпадают с границами провинций, входящих в исторические области, но некоторые регионы, например — Мадрид и Риоха, стали развивать свою идентичность только после перехода к демократии. Автономные сообщества сами разрабатывают свои собственные уставы; правительства сообществ разделяют власть с центральным правительством.
Каталония, Страна Басков и Галисия образованы по национальному принципу на территории проживания соответствующих коренных народов — каталонцев, басков, галисийцев. Эти сообщества обладают наиболее высокой степенью автономии по сравнению со всеми остальными. Там узаконено использование местных языков, в частности, на них ведется телевещание. Однако баски настаивают на предоставлении более полной автономии, причем эти требования в ряде случаев сопровождаются вооруженными столкновениями с полицией и террористическими актами.
Сегодня, как считают многие аналитики, у басков — самая автономная автономия в мире, практически негласная независимость. Однако они требуют полной и гласной. И ради этого самые боевитые из них приносят все новые жертвы на алтарь призрачной свободы.
Согласно статусу (одобрен на референдуме в октябре 1979) каждое автономное сообщество имеет собственный парламент (законодательную ассамблею), президента, избираемого парламентом, и правительство с широкими полномочиями на региональном уровне в области землепользования, строительства, транспорта и общественных работ, экономического развития, туризма, культуры, здравоохранения и образования. Президент парламента одновременно является высшим представителем региона на государственном уровне. Однако в случае возникновения конфликтных ситуаций государственные интересы превалируют над региональными. Парламенты автономных сообществ избираются сроком на 4 года на пропорциональной основе по партийным спискам.
Автономные сообщества, в свою очередь делятся на провинции (по исп. provincias). В Испании насчитывается 52 провинции, с учетом так называемых двух автономных городов (по исп. ciudades autonomas) на северо-африканском побережье – Сеута и Мелилья. Представительными органами провинций являются провинциальные депутации (Diputación provincial), исполинительными органами — управы правительства (Junta de Gobierno), каждая из которых состоит из председателя (Presidente) и вокалов (Vocal). После 1997 года в каждой из пятидесяти провинций муниципальный совет возглавляет уполномоченный (делегадо), которого назначает региональная власть. Крупнейшие города: Мадрид, Барселона (1,6 млн жителей), Лас Пальмас (897 тыс.), Санта Крус де Тенерифе (819), Валенсия (739), Севилья (701), Сарагоса (604), Малага (531), Бильбао (354 тыс. жителей). Девять других испанских городов — Сантьяго де Компостела, Гранада, Саламанка, Авила, Сеговия, Куэнка, Касерес, Толедо, Кордовы — признаны ЮНЕСКО достоянием человечества (больше, чем в какой-либо другой стране мира).
Провинции делятся на комарки, а комарки, в свою очередь, делятся на муниципии (вплоть до отдельных селений и даже кварталов в рамках населенных пунктов). Муниципия является низшей административной единицей Испании. Сейчас в Испании около 8114 муниципий Представительным органом муниципия является — айунтамиенто (Ayuntamiento), исполнительным — управа местного правительства (Junta de Gobierno Local), каждая из которых состоит из алькальда (alcalde) и вокалов (Vocal). Необходимо отметить, что комарка — общее название района в Испании по различным системам районирования. Обычно в комарки объединяются муниципалитеты. Комарки представляют собой надмуниципальные общины или другие образования, которые объединяют различные коммуны, имеющие общие интересы, требующие отдельного управления или предоставления услуг, покрывающих данную зону. В Испании нет единой системы районирования. В ряде провинций комарки — административные единицы с собственной администрацией, подчиняющейся провинциальному управлению и объединяющей муниципалитеты. В некоторых провинциях такие административные районы существовали ранее, но были упразднены.
Муниципалитеты
Территорию Испании составляют, помимо континентальной части, Балеарские острова (Средиземное море), Канарские острова (Атлантический океан) и несколько малых анклавов (северное побережье Африки).
Территориально в основе испанских муниципалитетов лежат древние поселения. Многие из них возникли после ухода мавров или установлены на основании законов переселении. Впоследствии границы поселений формировались под влиянием географических и экономических факторов, по мере развития городов и других изменений в структуре общества. В настоящее время в стране насчитывается более 8000 муниципалитетов.
Ожидается, что правовой статус муниципалитетов будет окончательно сформирован лишь тогда, когда автономные общины в полной мере смогут регулировать деятельности местных органов власти, хотя основные элементы их единообразной системы уже заложены в Законе о местном управлении 1985г Штейнберг Д.С. Шашкова А.Н. Местное самоуправление в России и Испании: сравнительный анализ. Российская юстиция.- 1999.-N12.-С.51-52.. Каждый муниципалитет формирует свой Совет в составе от 5 человек для муниципалитетов с численностью 250 жителей и менее до 25 человек для муниципалитетов с численностью 100000 жителей, с последующим включением в состав Совета еще одного члена от следующих 100000 жителей. Кроме того, при четном количестве членов Совета в него включается еще один. Члены Совета избираются прямым тайным голосованием на основе всеобщего избирательного права и пропорциональной системы представительства на четырехлетний период. Мэр избирается из состава Совета; им становится, как правило, лидер фракции, обладающей большинством голосов. При отсутствии такой фракции местный орган власти возглавляет та политическая группировка, которая обладает наибольшим числом мандатов. Возможны и прямые выборы мэра.
Советы в муниципалитетах, насчитывающих не менее 5000 жителей, могут создавать свои правления, состоящие из мэра и назначаемых им членов на все время пребывания мэра в должности. В состав правления могут входить до одной трети общей численности Совета. Для изучения и подготовки вопросов, представляющих общественный интерес в Советах создаются комиссии, однако право принятия окончательного решения принадлежит сессии Совета. Мэр созывает заседания Совета, составляет повестку дня и председательствует на них. Он, кроме того, готовит бюджет, санкционирует расходования средств и представляет балансовый отчет. Мэр защищает интересы муниципалитета по всем правовым вопросам, выполняет решения Совета и руководит повседневной работой муниципальных служащих.
Для оказания содействия мэру в работе, главным образом в контроле за деятельностью служащих, в муниципалитетах назначается секретарь. Он выбирается из так называемого национального контингента служащих, которые, прежде чем быть в него включенными, проходят конкурсный отбор. В состав этого контингента входят также кандидаты на должности муниципальных контролеров, казначеев и др.
Полномочия муниципалитетов сформулированы в законах в столь общем виде, что теоретически муниципалитеты могут предпринять любое действие, которое специально не оговорено как относящееся исключительно к компетенции государства. На практике эта свобода ограничена размерами финансовой помощи, которая поступает от вышестоящих правительственных органов.
Муниципалитеты ответственны за поддержание чистоты и состояние водопровода и канализации, освещение, содержание парков и садов, управление муниципальной собственностью, обеспечение похоронных услуг и содержание кладбищ, городской общественный транспорт, городскую дорожную полицию, проведение соревнований и выставок и др. Совместно с вышестоящими органами власти муниципалитеты занимаются городским планированием и жилищным строительством, вопросами спорта, образования и культуры, гражданской обороны, туризмом, содержат музеи и памятники, пляжи, в их ведении находятся сберегательные кассы.
Основные источники доходов муниципалитетов:
1. это налог на коммерческую деятельность - начисляется с учетом местоположения и объемов "дела" на прибыль и собственность (этот источник первоначально находился в руках правительства);
2. отчисления от стоимости индивидуальных услуг;
3. государственные дотации, которые носят общий характер;
4. другие поступления - доходы от собственности, займы, в основном под капитальные затраты и др.
Система налогообложения постоянно совершенствуется.
Отражением самостоятельности местных органов власти является тот факт, что решения муниципалитета требуют вышестоящего одобрения или согласия в исключительно редких случаях. Например, должно быть одобрено правительством решение Совета о проведении референдума. Правительство вправе приостановить осуществление решения Совета в том случае, если оно противоречит закону или затрагивает национальные интересы. Окончательное суждение по такому решению выносит административный суд.
В соответствии с положениями нового закона о местном управлении с целью содействовать контактам, координации действий и сотрудничеству между центральными и местными властями создан Совет местных властей Испании. Он имеет правовой статус, счет. Его руководящие органы состоят из представителей государственных властей, автономных общин и местных властей. Среди поставленных перед этим Советом задач такие, как: выработка мнения относительно законов и распоряжений о местных властях, подготовка предложений правительству, проведение исследований и практической работы по реформе системы местного управления, а также выработка критериев, в соответствии с которыми предоставляется помощь местным властям.
В ряде регионов страны муниципалитеты по сложившейся традиции подразделены на обособленные коллективные поселения. Корни этой традиции лежат в спонтанном расселении людей в том или ином муниципалитете. Такие поселения имеют свои характерные признаки и названия. Коллективные поселения представляют собой как бы промежуточное звено между отдельными поселениями и муниципалитетами. Эти "подмуниципальные" административные единицы имеют правовой статус. Каждой из них управляет Совет (или ассамблея), состоящий из мэра и избранных членов.
Информация о работе Испания: местное управление и самоуправление