Особенность текущего
момента, для которого характерна
нестабильность как системы органов власти,
так и их функций, существенно снижают
эффективность работ по информационному
обеспечению органов исполнительной власти,
что в свою очередь отрицательно сказывается
на процессе принятия политико-административных
решений. [2.12. c.41] Тем не менее, учитывая
тенденции в преобразовании системы органов
исполнительной власти, их структуры и
функции, можно определить общую схему
информационного обеспечения органов
государственной власти и направленность
его развития – как в целом, так и в зависимости
от уровня органа государственной власти.
К процессам,
характерным в настоящее время для
сферы государственного управления и
оказывающим влияние на организацию
информационного обеспечения, можно
отнести следующие:
– децентрализация
управления – перераспределение
полномочий между центральными
и региональными органами государственной
власти в пользу нижестоящих
органов;
– переход
от административных к преимущественно
экономическим методам управления;
– отсечение
оперативных функций от федеральных
исполнительных органов и сохранение
за ними решения стратегических
проблем (многие полномочия министерств
и ведомств передаются на уровень
предприятий, ассоциаций, акционерных
обществ);
– ориентация
новой системы управления на
управление через интерес управляемых,
на расширение сферы действия
координационных методов, а также
кардинальное изменение роли
договора в государственном управлении;
– функциональная
перестройка, касающаяся не только
оптимизации функций, но и
их содержания (планирования, прогнозирования,
контроля и т. д.) [2.22, с. 125].
Информационные
обязанности государства перед
гражданами возрастают. Информация,
собранная на средства налогоплательщиков,
должна быть им доступна. Так,
в целях обеспечения реализации
прав граждан и организаций
на доступ к информации о
деятельности Правительства РФ
и федеральных органов исполнительной
власти 12 февраля 2003 г. Правительство
РФ приняло Постановление N 98 "Об
обеспечении доступа к информации
о деятельности Правительства
РФ и федеральных органов исполнительной
власти" [1.6]. Согласно п. 2 данного
Постановления федеральным органам
исполнительной власти необходимо:
1) обеспечить
доступ граждан и организаций
к информации о деятельности
федеральных органов исполнительной
власти, за исключением сведений,
отнесенных к информации ограниченного
доступа, путем создания информационных
ресурсов в соответствии с перечнем, утвержденным
данным Постановлением;
2) своевременно
и регулярно размещать указанные
информационные ресурсы в
информационных системах общего
пользования, в том числе в
сети Интернет;
3) систематически
информировать граждан и организации
о деятельности федеральных органов
исполнительной власти иными
способами, предусмотренными законодательством
РФ.
Органам
исполнительной власти субъектов
РФ и органам местного самоуправления
рекомендуется принять меры по
обеспечению доступа граждан
и организаций к информации
о своей деятельности с учетом
положений указанного Постановления.
Необходимо
отметить создание российского
сегмента сети Интернет для
органов государственной власти
РФ - Russian Government Internet Network (далее по тексту
- сеть RGIN) - на базе домена GOV.RU сети Интернет,
который является совокупностью территориально
распределенных сетей и серверов доступа,
принадлежащих организациям, имеющим
статус органа государственной власти
РФ. Иерархически структурированная сеть
RGIN предоставляет пользователям доступ
к информационному пространству сообщества
сетей Интернета и размещает на своих
серверах только официальные материалы,
относящиеся к деятельности органов государственной
власти РФ. В настоящее время на сервере
органов государственной власти РФ "Официальная
Россия" содержатся лишь общие сведения,
как о федеральных, так и о региональных
органах государственной власти. Более
подробную информацию можно получить,
используя ссылки на официальные сайты
указанных органов государственной власти.
Например,
официальный сайт исполнительных
органов государственной власти
Камчатского края расположен
в сети Интернет по адресу:
"http://www.kamchatka.gov.ru".
Основными
задачами сайта являются:
- обеспечение
информационной открытости деятельности
Губернатора Камчатского края, Правительства
Камчатского края и иных исполнительных
органов государственной власти Камчатского
края, доступности открытых государственных
информационных ресурсов для пользователей
сети Интернет с целью повышения эффективности
существующих механизмов осуществления
общественного контроля за деятельностью
Губернатора Камчатского края, Правительства
Камчатского края и иных исполнительных
органов государственной власти Камчатского
края;
- обеспечение
оперативного информирования российского
и международного сообщества о происходящих
в Камчатском крае общественно-политических,
социально-экономических и культурно-нравственных
процессах с целью формирования позитивного
образа региона, повышения его инвестиционной
привлекательности;
- информационное
сопровождение мероприятий по
реализации административной реформы
в Камчатском крае;
- информационное
сопровождение мероприятий по
противодействию коррупции в
Камчатском крае.
Также, имеется
интернет приёмная Губернатора
Камчатского края
и Правительства Камчатского
края.
Порядок
приёма и рассмотрения обращений
в адрес Губернатора Камчатского
края в электронном виде
следующий.
1. Официальный
сайт Правительства Камчатского
края является средством реализации
конституционного права граждан
на обращения в адрес Губернатора
Камчатского края.
2. Обращения,
направленные в электронном
виде через официальный сайт
Правительства Камчатского края,
поступают в отдел по работе
с обращениями граждан Министерства
общественных отношений Камчатского
края и в соответствии с
ФЗ от 2 мая 2006 № 59-ФЗ "О порядке
рассмотрения обращений граждан
РФ" регистрируются и рассматриваются
в порядке, установленном указанным
законом.
3. Ответ
направляется обычной почтой
по почтовому адресу, указанному
в обращении.
4. Длина
текста электронного обращения
не должна превышать 10 тысяч
символов. Электронное обращение
не должно содержать вложенных
файлов. Письма, содержащие тексты
большой длины, копии документов,
фотографии и другие допустимые
вложения, следует направлять обычной
почтой по адресу.
5. Информация
о персональных данных авторов
обращений, направленных в электронном
виде, хранится и обрабатывается
с соблюдением требований
российского законодательства о
персональных данных.
Планируемые
мероприятия по предоставлению
информации о государственных
услугах и в электронной форме
представлено в Приложении.
Таким
образом, объем размещенной
информации, и система навигации требуют
значительных доработок.
В настоящее
время значительная часть
государственных информационных
ресурсов не предусматривает какой бы
то ни было интерактивности. Причиной
этого является отсутствие административных
ресурсов даже для того, чтобы поддерживать
форум (например, портал Минтруда России
(www.mintrud.ru), который задуман как главный
информационный ресурс страны, посвященный
социально-трудовой сфере). Вместе с тем
существуют официальные сайты, например
Верховного Суда РФ (http://www.supcourt.ru), Высшего
Арбитражного Суда РФ (http://www.arbitr.ru), Министерства
юстиции РФ (http://www.minjust.ru) и другие, поддерживающие
интерактивные конференции, содержащие
ссылки на различные органы государственной
власти, специализированные серверы по
законодательству. Особо ценно наличие
в структуре данных сайтов в числе прочих
специальных разделов, предназначенных
для обратной связи и оперативного обмена
информацией с посетителями.
Следует
отметить, что уровень взаимодействия
судебной власти и СМИ, в
том числе Интернета, пока
не соответствует потребностям
общества: "...складываются настороженные,
а иногда и конфликтные отношения".
С одной стороны, это объясняется
позицией судов, склонных к
информационной закрытости, а с
другой - наличием поверхностных
материалов, вытесняющих серьезные
материалы, ориентированные на
анализ вопросов правосудия, развитие
гражданского оборота. Непрозрачность
работы судов для СМИ и граждан,
которые не всегда могут оперативно
и беспрепятственно ознакомиться
с решениями и приговорами,
вынесенными и публично провозглашенными
в судебном заседании, нарушает
важные конституционные принципы
публичности и гласности правосудия.
Вступление
России в Совет Европы накладывает
на страну обязательства, связанные
с достижением международных
стандартов по обмену правовой
информацией (включая судебную) в
электронном виде по сети Интернет.
В целях реализации принципа
гласности судопроизводства в
европейских странах все судебные
процессы транслируются в Интернете
в режиме реального времени
(в прямом эфире). Любой желающий
может следить за ходом разбирательства
через персональный компьютер.
Причем европейцы активно пользуются
такой возможностью, особенно если
это касается дел, получивших
общественный резонанс. Очевидно, что
о скорой реализации этой программы
в России говорить пока не
приходится. Но ориентироваться нужно
на уровень, достигнутый в этом направлении
в наиболее развитых странах.
Таким образом,
учитывая функциональную и
структурную стороны реформирования
системы органов исполнительной
власти, можно определить тенденции
изменения информационного обеспечения
этих органов: структурная сторона
перестройки системы органов
исполнительной власти неизбежно
влечет за собой изменение
направленности потоков информации,
функциональная сторона перестройки
вызывает качественные изменения
в поступающей информации.
Информационное
обеспечение становится настолько
насущным условием функционирования
любого субъекта государственной
власти, что позволяет говорить
об "информационном статусе"
субъектов как части их
общего статуса [2.25.с.97]. Информационный
статус закрепляется нормами
права как на федеральном, так и на республиканском
уровнях и включает в себя содержание,
виды и системы информации, права и обязанности
в информационной сфере и т.д. Однако на
сегодня правовое регулирование информационного
статуса органов государственной власти
весьма недостаточно.
1.3. Технология информационной деятельности
Информационные
технологии - это комплекс объектов,
действий и правил, связанных
с подготовкой, переработкой
и доставкой информации при
персональной, масс-совой и производственной
коммуникации, а также все технологии
и отрасли, интегрально обеспечивающие
перечисленные процессы. Новые информационные
технологии позво-ляют использовать при
работе с информацией компьютерную технику
и телекоммуни-кационные средства связи.
Внедрение НИТ существенно изменяет содержание
различных видов деятельности, прежде
всего управленческой, повышает эффективность
управления, выводит на новый, более высокий
уровень информационное обеспечение процессов
принятия политико-административных решений
в органах государственной власти.
Порядок
создания информационных технологий
частично регулируется Законом
от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 "О правовой
охране программ для электронных
вычислительных машин и баз данных"
[2.26]. Обеспечение защиты интеллектуальной
собственности в сфере использования
информационных технологий осуществляется
следующим образом. В сфере государственного
управления используются программно-технические
средства, имеющие соответствующие лицензии.
Ответственность за выполнение данного
требования несут федеральные органы
государственной власти в соответствии
с законодательством РФ.
Обеспечение
использования лицензионных программно-технических
средств в деятельности федеральных
органов государственной власти должно
осуществляться на основе:
- ускоренной
разработки отечественных программно-технических
средств и их применения
в государственных информационных
системах и ресурсах;
- свободного
распространения типовых решений,
разработанных в рамках создания
государственных информационных
систем и ресурсов за счет
средств федерального бюджета;
- обеспечения
открытости и возможности
анализа кода закупаемого готового
программного обеспечения зарубежного
производства;
- увеличения
финансирования по статьям бюджета,
обеспечивающим возможность лицензионного
сопровождения программно-технических
средств для нужд федеральных органов
государственной власти;
- централизации
проведения закупок в сфере
лицензионного программного обеспечения
в интересах федеральных органов
государственной власти;
- инвентаризации
используемого в федеральных
органах государственной власти
программного обеспечения, результатов
НИОКР, разработанных за счет
средств федерального бюджета
в научно-исследовательских организациях;