Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:31, реферат
Актуальность темы данной работы состоит в необходимости модернизации государственного управления, направленного на повышение эффективности и результативности работы государственных структур, усиление их ответственности за предоставление качественных услуг населению. Это заставляет менять базовую модель менеджмента в государственной службе, которая выполняет основные задачи государственного управления.
Объектом исследования в данном случае выступает государственное управление и самоуправление в России – их особенности и взаимоотношения.
Введение 3
Глава 1. Сущность государственного управления 5
Глава 2. Государственное управление в различных областях 11
2.1. Государственное управление в области обороны 11
2.2. Система органов и организация государственного управления в области безопасности и внутренних дел 16
2.3. Государственное управление в области юстиции 17
2.4. Государственное управление в области иностранных дел 19
Заключение 21
Список использованной литературы 22
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ВОЛЖСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
«Волгоградский
государственный технический
ВПИ (филиал) ВолгГТУ
Кафедра: «ВЭМ»
Реферат
по дисциплине: Государственное и муниципальное управление
на тему: «Государственное управление в административно-политической сфере»
Выполнил:
Студент гр. ВЭЗ-481
Сологубова И. А.
Проверил:
Максимова О. Н.
Волжский 2011г.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Сущность государственного управления 5
Глава 2. Государственное управление в различных областях 11
2.1. Государственное
управление в области обороны 1
2.2. Система
органов и организация
2.3. Государственное
управление в области юстиции 1
2.4. Государственное
управление в области
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Все цивилизованные
государства в современном
В связи с этим особенно актуальным становиться вопрос переосмысления концептуальных основ административной организации, и в частности государственной службы, которая выполняет основные задачи государственного управления.
Государственное управление представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие на общество как на систему по осуществлению государственной власти (целей, задач и функций государства) [1, с. 4]. Это воздействие осуществляется исполнительной и распорядительной работой государственных органов, в основе которых лежит профессиональная деятельность по осуществлению полномочий этих органов, то есть государственная служба.
Актуальность темы данной работы состоит в необходимости модернизации государственного управления, направленного на повышение эффективности и результативности работы государственных структур, усиление их ответственности за предоставление качественных услуг населению. Это заставляет менять базовую модель менеджмента в государственной службе, которая выполняет основные задачи государственного управления.
Объектом исследования в данном случае выступает государственное управление и самоуправление в России – их особенности и взаимоотношения.
Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.
Особую
актуальность данной проблемы на современном
этапе придают следующие
– необходимость преодоления существующей политической напряженности в обществе, возникающей все чаще на почве противоречий между политикой центра и интересами регионов, на почве неэффективности существующей системы политической власти, в рамках которой крайне принижена роль местных управленческих структур. Сильные органы местного самоуправления послужат гарантом от разрушительных потрясений в обозримом будущем, позволят создать стабильную демократическую общественно-политическую ситуацию в обществе;
– потребность в развитой региональной политике. Этого требует и быстрый рост экономического влияния регионов, и острая необходимость решения многих региональных проблем, и важность эффективных межрегиональных связей. Разработка и осуществление такой политики возможны только при широких полномочиях муниципальных органов власти.
Государственное управление – это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности, и эффективности государственного управления выступает социальность – наполненность общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей [5, с. 65].
Свойства государственного управления:
Субъектом государственного управления выступает не аппарат, а государство, как политико-правовая организация общества, совокупность всех граждан и других жителей страны. Государственное управление – это управление в масштабе общества, призванное создавать и закреплять законодательно (или посредством иных юридических актов), поддерживать, обеспечивать и гарантировать практическую реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально-актуального ведения любых видов человеческой деятельности [2, с. 29].
Государственное управление, как сложное социальное явление многоэлементно и многомерно. Государственное управление субъективно, оно плод мыслей и действий людей, с другой стороны объективно, наполнено объективно необходимым содержанием (цели и функции) и имеет объективно целесообразные формы (структура и процесс).
Государственное управление существует, чтобы познавать потребности и интересы управляемых объектов, оценивать и структурировать их, совершать действия по их практическому удовлетворению.
К функциям государственного управления относятся конкретные виды властных, целеорганизующих и регулирующих воздействий государства и его органов на общественные процессы. Функции объективны, так как исходят из сущности государства и выражают его управленческое и социальное воздействие. Различают функции государственного управления по: предмету (что), содержанию (зачем), способу хранения или преобразования управленческих компонентов (как).
По критерию содержания, характера и объема воздействия функции государственного управления можно разделить на общие и специфические. Общие функции отражают основные, объективно необходимые взаимосвязи: организация, планирование, регулирование, кадровое обеспечение и контроль. Специфические функции отражают особенное содержание отдельных воздействий государства: финансирование, налогообложение, лицензирование, регулирование труда и заработной платы, кредитование. Особую подгруппу специфических функций управления составляют внутренние управленческие функции государственных органов: обучение законности, подготовка и повышение квалификации [1, с. 20].
Организационная
структура государственного управления
заключает в себе определенный состав,
организацию и устойчивую взаимосвязь
человеческих ресурсов, технических
и других средств, выделяемых и затрачиваемых
обществом на формирование и реализацию
государственных управляющих
Государственное
управление является повседневным и
оперативным видом
Например,
законодательные органы осуществляют
такие функции государственного
управления, как утверждение
Органы
государственного управления обеспечивают
организацию как внутреннюю, так
и внешнюю, в своей сфере деятельности,
по предметам ведения и в объеме
компетенции и их решения, а также
обеспечиваются мерами государственного
принуждения. Так, судебные органы рассматривают
и принимают решения о
Органы исполнительной власти, государственного управления и значительная часть органов местного самоуправления (реализующих в основном государственные функции) осуществляют непосредственную, повседневную и практическую организацию общественных процессов в государстве и обществе [8, с. 37].
Для успешной реализации функций управления субъекты государственного управления наделяются распорядительными полномочиями по выработке и принятию односторонних властных актов, которые обеспечиваются различными мерами государственного принуждения.
Государственное управление также частично осуществляют руководители учреждений, организаций и предприятий государственной формы собственности как нижнее звено организации управления в административно-политической сфере, межотраслевом комплексе, а также административно-правового регулирования экономической и социально-культурной деятельностью.
Место и роль государственного управления в механизме «разделения труда» определялись следующими характеристиками:
- государственное управление – конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти;
- государственное
управление – деятельность исполнительно-
- государственное управление – прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти или же органы государственного управления;
- государственное управление – исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Непосредственность такого руководства обусловлена тем, что именно в ведении (организационном подчинении) органов государственного управления находилась основная масса объектов собственности, выражая тем самым качество государства как собственника основных средств производства;
- государственное управление – подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона»; она вторична по отношению к законодательной деятельности.
Такова обобщенная характеристика государственного управления, к которой можно добавить и некоторые иные специфические его признаки, в числе которых:
- вертикальность (субординарность, иерархичность) системы исполнительно-распорядительных органов;
- реализация принадлежащих этим субъектам юридически властных полномочий в административном, то есть во внесудебном порядке;
- предусмотренная действующим законодательством возможность административного правотворчества (сочетание правоприменения с правоустановлением);
- включение в механизм (систему) государственного управления не только исполнительно-распорядительных органов, но и всех иных звеньев управленческого аппарата (например, администрации государственных предприятий).
В таком
понимании органы государственного
управления рассматривались в качестве
исполнительного аппарата государственной
власти или государственной
Исполнительно-распорядительную деятельность практически осуществляли не все государственные органы, а лишь те, которые конституционно обозначались как органы государственного управления (специальный субъект). В общегосударственном масштабе эти органы осуществляли государственную власть (государственно властные полномочия) в форме исполнительной и правоприменительной функций. Здесь виден специфический вариант проявления государственной власти, которому отводилось особое (самостоятельное) место в механизме «разделения труда» (функций). Приоритетность сохранялась при этом за законодательной (правотворческой) деятельностью.
Информация о работе Государственное управление в административно-политической сфере