Укрепление
нормативно-правовой базы государственной
службы следует развивать по пути
повышения правового статуса
органов управления государственной
службой и кадровых служб государственных
органов, установления четких правил,
обеспечивающих увязку должностных
перемещений государственных служащих
с результатами труда, обучения и
использования полученных знаний.
Процессы,
происходящие в российском обществе
столь стремительны, что наблюдается
недостаточность правовой базы развития
государственной службы, отсутствие
достаточно полного свода законов
государственной службы, как на федеральном,
так и на региональном уровне. Несмотря
на многочисленность нормативных правовых
актов, регулирующих вопросы государственной
службы, законодательство в этой сфере
имеет значительные пробелы. Так
в частности, требуют правового
регулирования вопросы прохождения
государственной службы, и прежде
всего вопросы, связанные с проведением
квалификационных экзаменов, присвоением
квалификационных разрядов, определением
критериев оценки качества работы государственного
служащего, условиями продвижения
по службе, государственными гарантиями
государственных служащих.
Заключение
Необходимость
существования государственной
службы и ее правового регулирования
обусловлена самим существованием
государства с его задачами и
функциями. Весь мировой опыт и состояние
общественных отношений, даже в странах
с высокой культурой демократии,
показывают, что современное общество
не может нормально функционировать
и развиваться вне государства,
государственного аппарата и определяемых
ими рамок поведения. Для того,
чтобы Российская Федерация стала демократическим,
социальным, правовым государством, вне
всякого сомнения, необходим достаточно
мощный, квалифицированный и нравственный
государственный аппарат, аппарат иных
качеств и свойств, чем существовавший
до проведения радикальных политических,
экономических и социальных реформ.
Государство,
являясь особой организацией публичной
политической власти господствующего
класса (социальной группы, блока классовых
сил всего народа), имеет свои
задачи и функции. Эти задачи и
функции практически реализуются
посредством конкретных действий личного
состава, находящегося на службе у государства
- государственных служащих. Государство
приобретает реальность и силу именно
в этих кадрах, в контингенте его
служащих. Задачи и функции государства
становятся, при их практической реализации,
задачами и функциями набранных
государством служащих. От государственных
служащих зависит работа государства.
Создание
государственной службы в качестве
публичного социально-правового института
есть один из способов институциализации
государственной и общественной
жизни, что, в свою очередь, выступает
условием нормального и надежного
экономического и социального развития.
Непременным
атрибутом формирования новой российской
государственности является становление
и развитие института государственной
гражданской службы, занимающего
приоритетное место в реализации
задач и функций государственной власти.
Данный институт присутствует во всех
ветвях и на всех уровнях власти: в аппаратах
органов представительной и судебной
власти, в органах исполнительной власти,
в том числе военных и правоохранительных,
реализующих от имени государства специальные
цели и задачи с применением военной силы
и мер государственного принуждения.
Государственная
служба представляет собой комплексное
явление, имеет различные аспекты
(политический, организационный, экономический,
нормативный, кадровый, аналитический,
социальный, психологический и другие)
и потому является объектом изучения
многих отраслей науки. Исследование проблем,
возникающих в сфере государственной
службы, представляет сегодня как научный,
так и практический интерес.
Институт
государственной службы, во-первых,
призван обслуживать государство,
обеспечивать исполнение полномочий его
органов, проводить в жизнь законы,
принятые парламентом, и политику, провозглашенную
исполнительной властью, а во-вторых
– обслуживать общество, вносить
порядок и рациональную организацию
в социальное пространство, обеспечивать
права и свободы человека, повышать
качество жизни населения.21
Список
использованных источников
- Нормативно-правовые
акты
- Конституция
Российской Федерации (принята на всенародном
голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изм. и допол.)
// Российская газета. 1993 г. № 237.
- Трудовой
кодекс Российской Федерации от 2007 г. N
197-ФЗ // Справочная система гарант.
- Федеральный
закон «О государственной гражданской
службе Российской Федерации» от 27 июля
2004 года N 79-ФЗ. // Справочная система гарант.
- Федеральный
закон «О системе государственной службы
Российской Федерации» от 27 мая 2003 года
N 58-ФЗ // Справочная система гарант.
- Указ Президента
Российской Федерации «Об утверждении
Положения о персональных данных государственного
гражданского служащего Российской Федерации
и ведении его личного дела» от 30 мая 2005
года N 609. // Справочная система гарант.
- Указ Президента
Российской Федерации «О примерной форме
служебного контракта о прохождении государственной
гражданской службы Российской Федерации
и замещении должности государственной
гражданской службы Российской Федерации»
от 16 февраля 2005 года N 159. // Справочная
система гарант.
- Указ Президента
Российской Федерации «О проведении аттестации
государственных гражданских служащих
Российской Федерации» от 1 февраля 2005
года N 110. – Справочная система Гарант.
- Указ Президента
Российской Федерации «О конкурсе на замещение
вакантной должности государственной
гражданской службы Российской Федерации»
от 1 февраля 2005 года N 112. // Справочная система
гарант.
- Указ Президента
Российской Федерации от 10 марта 2009 г.
N 261 "О федеральной программе "Реформирование
и развитие системы государственной службы
Российской Федерации (2009-2013 годы)"
- Научная и
учебная литература
- Архипова
Т.Г. История государственной службы
в России. XIII-XX века / Т.Г. Архипова, М.Ф.
Румянцева, А.С. Сенин. - М.: РГГУ, 2000.-234 с.
- Атаманчук
Г.В. Сущность государственной службы:
История, теория, закон, практика / Г.В.
Атаманчук. - М.: РАГС, 2003. - 272 с.
- Бабелюк Е.Г.
Реформа государственной службы в РФ:
новый этап // Российский юридический журнал.
2009. N 3. С. 35 - 40; Бахрах Д.Н., Кулешов И.В. Государственная
военная и правоохранительная службы
РФ.
- Волошина
В.В. Правовые проблемы регулирования
государственной службы в Российской
Федерации / В.В. Волошина // Система ГАРАНТ.
- Волочкова
М. Табель о рангах, или Положение о чиновничестве
и служащих при Петре I / М. Волочкова. //
Кадровик: Трудовое право для кадровика.
- 2008. - № 3. - С. 76 – 80.
- ГОСТ службы:
Государственные чиновники теперь будут
жить, и работать по закону // РГ. 2004. 29 июля;
"Трудовой кодекс" для чиновника:
Помощник президента Виктор Иванов прокомментировал
новый Закон о государственной гражданской
службе // РГ. 2006. 31 июля.
- Гришковец
А.А. Государственная служба и гражданское
общество: правовые проблемы взаимодействия
(практика России) // Государство и право.
2004. N 1.
- История отечественного
государства и права. В 2 ч. Ч. 1. / под редакцией
О. И. Чистякова. – М.: Юрайт, 2006. – 480 с.
- Коновалов
А.В. Сущность государственной службы:
история, теория, закон, практика. – М.:
Изд-во РАГС, 2005. – с. 115.
- Ноздрачев
А.Ф. Государственная служба. Учебник для
подготовки государственных служащих.
М.: Статут, 1999 г.
- Николаев
А.Г. Проблемы совершенствования государственной
службы в России / А.Г. Николаев // Государственная
власть и местное самоуправление. 2009. №
4. С. 39 – 45.
- Ноздрачев
А.Ф. Преобразования в системе государственной
службы в контексте административной
реформы / А.Ф. Ноздрачев // Законодательство
и экономика. 2006. - № 1-2. – С. 30 – 42.
- Старилов
Ю.Н. Институт государственной службы:
История становления правовой теории,
современное состояние и перспективы
развития / Ю.Н. Старилов // Правоведение.
1995. № 4. С. 52-106.