Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 22:18, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть понятие «Государственная селективная поддержка регионов».
Задачи курсовой работы:
• Раскрыть теоретические основы государственной селективной поддержки регионов;
• Дать характеристику государственной поддержки Удмуртской Республики;
• Дать предложения по оптимизации государственной поддержки Удмуртской Республики.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы государственной селективной поддержки регионов 5
1.1 Цели и принципы государственной селективной поддержки регионов 5
1.2 Селективная региональная политика как самостоятельный тип 6
региональной политики государства 6
1.3 Финансовая помощь регионам 14
Глава 2 Государственная поддержка Удмуртской Республики 20
2.1 Формы государственной селективной поддержки территорий 20
2.2 Виды финансовой помощи регионам 24
2.3 Финансовая поддержка Удмуртской Республики 25
Глава 3 Предложения по оптимизации государственной поддержки Удмуртской Республики 29
3.1 Повышение налогового потенциала 29
3.2 Повышение уровня межбюджетных трансфертов из федерального бюджета 30
3.3 Повышение эффективности бюджетных расходов 31
Заключение 33
Список литературы 34
дополнительная финансовая поддержка депрессивных регионов. Это "самый молодой" вид помощи субъектам Российской Федерации; он впервые предусмотрен законом о федеральном бюджете на 1998 г. (статья 26) в размере 1500 млн. рублей, которые были распределены по постановлению Правительства РФ от 19 сентября 1998 г. (№ 1112) между 28 субъектами Российской Федерации. В утвержденной Правительством методике в основу расчета положена бюджетная обеспеченность доходами расходов по социально значимым статья с учетом средств, не обеспеченных источниками финансирования за отчетный финансовый год, а также кредиторской задолженности. Основным критерием для определения депрессивности региона служит расчетное превышение расходов над доходами, которое определяется по специальной формуле;
федеральные целевые программы решения региональных проблем. Эти программы являются традиционной формой государственного регулирования территориального развития. Реализуя их, государство осуществляет селективную поддержку регионов, направленную на ускоренное развитие в них преоритетных отраслей, стимулирование предпринимательской деятельности, экспортного потенциала и решение других проблем, оказывающих существенное влияние на развитие экономики как региона, так и России в целом. Несмотря на недостаток бюджетных средств число федеральных региональных программ постоянно увеличивается. Они разрабатываются по все более широкому кругу регионов, имеющих особо важное, иногда геополитическое, значение для всей России, и призваны решать такие задачи общефедерального значения, которые не под силу самому региону и расположенным там предприятиям.
бюджетные инвестиции. Этот все более часто используемый вид государственной поддержки регионов заключается в осуществлении на территории определенных регионов конкретных инвестиционных проектов (например, строительство промышленных предприятий, железнодорожных линий и т.п.), которые обеспечивают для этих регионов рост занятости, увеличение налогооблагаемой базы, реструктуризацию экономического потенциала, решение социальных проблем и т.д. Начиная с 1998 г. в федеральном бюджете предусматривается так называемый бюджет развития, специально предназначенный для финансирования инвестиционных проектов. Тем самым в федеральном бюджете появился еще один своеобразный фонд финансовой поддержки регионов, но поступающей не прямо в их бюджеты, а косвенно через рост налогового потенциала территорий;
передача в собственность субъектов Российской Федерации находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, образованных в процессе приватизации. В результате таких действий региональные бюджеты в принципе получают дополнительные неналоговые поступления (дивиденды по акциям), а региональные власти - возможность воздействовать на деятельность предприятий в интересах территориального развития. Однако реальным поводом для указанного перераспределения прав собственности в настоящее время служат, отнюдь не поддержка территорий, а, как правило, проблемы взаимных расчетов между федеральным и региональными бюджетами;
жилищные субсидии, предоставляемые из федерального бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которых расположены районы Крайнего Севера, с целью обеспечения переселения граждан из закрывающихся городов и поселков. Данный вид поддержки затрагивает, однако, не только "северные" регионы, но и сказывается на территориях, расположенных в климатически благоприятных регионах, где приобретается и строится жилье для переселенцев;
товарные кредиты, предоставляемые за счет федерального бюджета субъектам Российской Федерации для финансирования поставок горюче-смазочных материалов и комбикормов сельскохозяйственным товаропроизводителям;
федеральное содействие развитию региональных рынков труда, услуг здравоохранения, образования и других секторов социальной сферы. Как правило, федеральные меры закрепляются в соответствующих специализированных федеральных целевых программах (например, содействия занятости населения и т.п.) или путем принятия индивидуальных решений по конкретным регионам (например, "О мерах содействия снижению социальной напряженности на рынке труда в Ивановской области");
федеральные гарантии по кредитам коммерческих банков, привлекаемым субъектами Российской Федерации для авансирования текущих расходов региональных бюджетов по обеспечению социальных гарантий населению;
финансовая помощь регионально-отраслевым промышленным комплексам, которая оказывается предприятиям, расположенным на определенной территории (например, угледобывающим предприятиям Печорского угольного бассейна), в целях повышения их конкурентоспособности (т.е. прибыльности), а следовательно, и для увеличения занятости, налоговых отчислений в бюджет региона и внебюджетные фонды;
финансовая поддержка за счет федерального бюджета важнейших отраслей экономики - угольной промышленности, военно-промышленного комплекса, аграрно-промышленного производства и др. Осуществляя поддержку соответствующих предприятий, федеральная власть способствует и решению социально-экономических проблем тех территорий, где расположены эти предприятия;
финансирование доставки в районы Крайнего Севера нефтепродуктов, топлива, продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости и медикаментов, обеспечение так называемого северного завоза;
финансовая поддержка ряда южных районов Сибири и Дальнего Востока, а также Европейской части России, связанная с переездом туда населения из районов Крайнего Севера в рамках программы снижения социально-экономической нагрузки на северные территории. Эта поддержка выражается в стимулировании строительства необходимого жилья, а значит и развития инвестиционно-строительных комплексов указанных территорий;
поддержка регионов через внебюджетные фонды - занятости, пенсионный, социального страхования и др., по каналам которых происходит перераспределение средств и дотирование "проблемных" регионов;
установление
особых организационно-правовых режимов на территории отдельных субъектов
Российской Федерации, для которых предусматриваются
дополнительные налоговые и иные стимулы
развития или специальные меры по предупреждению
возникновения и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия
природного или техногенного характера).
В данном случае речь идет о свободных
экономических зонах, закрытых административно-
Прямая финансовая помощь регионам осуществляется в виде дотаций, субсидий, субвенций.
Дотация — межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.
Субсидия — выплаты потребителям, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, государственным и местным органам власти. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ следует различать два вида субсидий:
Основные свойства субсидии:
Прямые субсидии используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров. С одной стороны, субсидии могут поощрять развитие перспективных отраслей, с другой — поддерживать нерентабельные, но стратегически важные предприятия (со всеми последствиями вмешательства государства в рыночную экономику). Сельскохозяйственное производство же дотируется через компенсационные выплаты.
Косвенное субсидирование
осуществляется средствами налоговой и денежно-кредитной политики.
Государство применяет льготное налогообложение прибы
Субвенция — вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; в отличие от дотации подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные ранее сроки.
Бюджетным кодексом РФ предусмотрено предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (в совокупности формирующих Федеральный фонд компенсаций), а также местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации (в совокупности формирующих региональный фонд компенсаций)
В Законе Удмуртской Республики от 24.12.2012 г. № 75-РЗ «О бюджете Удмуртской Республики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» [4] на 2013 год предусмотрены безвозмездные перечисления из федерального бюджета в размере 4 553 878,5 тыс. руб. (таблица 2.1). Это всего лишь около 11% всех доходов бюджета УР. Однако часть межбюджетных трансфертов из федерального бюджета это субвенции и субсидии (около 57,5%). И лишь 42,5% от всех межбюджетных трансфертов занимают дотации. Всего же дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов составляют около 4,6% от всех доходов бюджета. В условиях дефицита бюджета УР в размере около 10 млрд., данные виды дотаций не обеспечивают надлежащего эффекта и выполнения вопросов, отнесенных к сфере деятельности региона.
Таблица 2.1 – Доходы бюджета Удмуртской Республики на 2013 год. | ||
Код |
Наименование |
Сумма, тыс. руб. |
1 00 00000 00 0000 000 |
НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
36 830 968 |
2 00 00000 00 0000 000 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ, в том числе |
4 553 878,5 |
2 02 01001 02 0000 151 |
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности |
911 822,7 |
2 02 01003 02 0000 151 |
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов |
1 022 272,3 |
2 02 02005 02 0000 151 |
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на оздоровление детей |
63 477,3 |
2 02 02047 02 0000 151 |
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения |
36 252,3 |
2 02 03001 02 0000 151 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан |
1 248 369,9 |
2 02 03003 02 0000 151 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния |
72 969,7 |
2 02 03004 02 0000 151 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награждённых знаком «Почётный донор СССР», «Почётный донор России» |
45 966,1 |
2 02 03005 02 0000 151 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию, регулирование и охрану водных биологических ресурсов |
109,4 |
2 02 03006 02 0000 151 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на охрану и использование охотничьих ресурсов |
202,5 |
Продолжение таблицы 2.1
2 02 03010 02 0000 151 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на перевозку несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений |
192,0 |
2 02 03011 02 0000 151 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской
Федерации на государственные единовременные
пособия и ежемесячные денежные
компенсации гражданам при |
200,0 |
2 02 03012 02 0000 151 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской
Федерации на выплаты инвалидам
компенсаций страховых премий по
договорам обязательного |
557,8 |
2 02 03015 02 0000 151 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской
Федерации на осуществление первичного
воинского учёта на территориях,
где отсутствуют военные |
25 195,9 |
2 02 03018 02 0000 151 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений |
161 139,8 |
2 02 03019 02 0000 151 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий в области водных отношений |
19 923,5 |
2 02 03020 02 0000 151 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишённых родительского попечения, в семью |
12 257,6 |
2 02 03025 02 0000 151 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию полномочий Российской Федерации по осуществлению социальных выплат безработным гражданам |
633 802,9 |
2 02 03031 02 0000 151 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на охрану и использование объектов животного мира (за исключением охотничьих ресурсов и водных биологических ресурсов) |
52,1 |
2 02 03032 02 0000 151 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации в области охраны и использования охотничьих ресурсов по контролю, надзору, выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов и заключению охотхозяйственных соглашений |
4 931,6 |
2 02 03053 02 0000 151 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячного пособия на ребёнка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву |
28 962,8 |
2 02 03054 02 0000 151 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области охраны здоровья граждан |
2 251,2 |
Информация о работе Государственная селективная поддержка регионов