Функции местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Согласно статье 1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Но для того, чтобы понять, как реализуется данный институт власти, прежде всего необходимо знать, какие функции он осуществляет. Именно поэтому цель настоящей работы состоит в том, чтобы раскрыть понятие и сущность функций российского местного самоуправления, выявить их характерные черты и особенности. Достижение данной цели предполагает разрешение определенных задач, таких как поиск и анализ необходимых правовых документов; работа с научной литературой по данной теме; изучение политических, социальных, финансово-экономических, охранных основ организации местного самоуправления.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Понятие функций местного самоуправления 4
1.Понятие функций местного самоуправления
4
2.Законодательное оформление функций местного самоуправления
6
Глава 2 Основные функции местного самоуправления 10
2.1 Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения 10
2.2 Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления. 13
2.3 Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования. 16
2.4 Удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований. 17
2.5 Охрана общественного порядка. 20
2.6 Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. 23
Заключение 25
Библиографический список источников 26

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2 курс.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

    В целях социальной защиты граждан  органы местного самоуправления формируют фонды социальной защиты населения. Например, целью создания фонда социальной поддержки населения города Иркутска является оказание денежной и натуральной помощи наименее социально защищенным слоям населения, которыми в первую очередь являются дети, инвалиды, одинокие престарелые граждане, пенсионеры. Поэтому основные направления расходования средств фонда это, например финансирование мероприятий по социальной поддержке детей

 

    2.5 Охрана общественного порядка.

    Общественный  порядок - это составная часть  правопорядка в обществе, важный элемент правовой основы жизнедеятельности граждан. Поэтому успешное осуществление данной функции выступает одним из условий решения общегосударственной задачи обеспечения законности, укрепления правопорядка в Российской Федерации. Общественный порядок характеризует состояние местной жизни муниципального образования, уровень правовой культуры и правосознания муниципальных служащих, граждан, их объединений. Важное значение для упрочения общественного порядка имеет урегулированность вопросов местной жизни.20

    В статье 132 Конституции РФ закреплено, что органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка. В соответствии со статьей 6  Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся охрана общественного опрядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью.21

    В настоящее время охрана общественного  порядка обеспечивается органами местного самоуправления с помощью милиции общественной безопасности, которая согласно Закону РФ "О милиции" (1991 г.) является составной частью милиции Российской Федерации и входит в структуру Министерства внутренних дел РФ. 22

    Следует отметить, что милиция общественной безопасности (местная милиция), действующая  на основании Закона РФ от 18 апреля 1991 г. №1026-1 «О милиции» (в ред. от 9 мая 2005 г.) и Указа Президента РФ от 12 февраля 1993 г. №209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» (в ред. От 2 декабря 1998 г.) является составной частью органов внутренних дел, то есть органом государственной власти. Это достаточно существенно ограничивает права органов местного самоуправления по руководству и взаимодействию с местной милицией.23

    В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям  органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами местного самоуправления. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в соответствии с законами указанных субъектов Российской Федерации осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

    На  основании Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред от 22 августа 2004 г.) органы местного самоуправления самостоятельно:

    содействуют устойчивому функционированию организаций  в чрезвычайных ситуациях межмуниципального  и регионального характера;

    1) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

    2) принимают решения о проведении  эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

    3) осуществляют финансирование мероприятий  в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении;

    4)при  недостаточности собственных сил  и средств обращаются за помощью  к органам исполнительной власти  субъектов Российской Федерации;

    5) содействуют устойчивому функционированию  организаций в чрезвычайных ситуациях;  создают при органах местного  самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

    При исполнительных органах местного самоуправления  функционируют комиссии по делам несовершеннолетних. Положение Комиссии по делам несовершеннолетних утверждено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. (в ред. От 23 февраля 1993 г.). Главными задачами комиссий по делам несовершеннолетних являются организация работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, устройство и охрана прав несовершеннолетних, координация усилий государственных органов и общественных организаций по указанным вопросам, рассмотрение дел о правонарушениях несовершеннолетних и осуществление контроля за условиями содержания и проведением воспитательной работы с несовершеннолетними в учреждениях Министерства внутренних дел СССР и специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждениях.24

 

     2.6 Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

    Осуществление населением местного самоуправления предполагает защиту интересов и прав муниципальных  образований, их жителей, местного самоуправления как важнейшего элемента демократической системы построения и функционирования власти в государстве на разных уровнях государственного управления, в государственных и международных организациях.

    Реализация  данной функции преследует цель обеспечить учет мнения населения муниципальных образований, гарантируемых государством интересов и прав местного самоуправления при выработке и осуществлении государственной политики в различных сферах общественной жизни, при решении важнейших вопросов государственной и общественной жизни. При этом следует учитывать, что защита прав местного самоуправления - важная сторона государственной деятельности. В Российской Федерации действует система государственных гарантий местного самоуправления, включая право на судебную защиту. Однако, как показывает практика, нередко права и законные интересы местного самоуправления нарушаются и ущемляются, в том числе и государственными органами.

    Осуществлению функции защиты интересов и прав местного самоуправления способствует деятельность Совета по местному самоуправлению в Российской Федерации, Совета руководителей органов местного самоуправления по проблемам социально-экономической реформы при Правительстве Российской Федерации, а также советов по местному самоуправлению, создаваемых субъектами Российской Федерации.

    Совет по местному самоуправлению в Российской Федерации образован в соответствии с Указом Президента РФ от 29 мая 1997 г Положение о Совете утверждено Указом Президента РФ от 13 ноября 1998 г., состав Совета - Указом Президента РФ от 25 сентября 1999 г25. Совет является координационным центром при Президенте РФ, обеспечивающим рассмотрение важнейших вопросов развития местного самоуправления и подготовку соответствующих предложений Президенту РФ.

    Основными задачами Совета являются:

        а) разработка государственной политики в области местного самоуправления и мер по ее реализации;

        б) обеспечение взаимодействия федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления при реализации государственной политики в области местного самоуправления;

        в) рассмотрение проектов федеральных  законов, а также проектов указов и распоряжений Президента РФ по вопросам местного самоуправления;

        г) рассмотрение федеральных программ, затрагивающих вопросы местного самоуправления;

        д) подготовка ежегодных докладов о  положении дел в области местного самоуправления и направлениях его  развития, о соблюдении федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации Конституции РФ, об исполнении этими органами федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений Правительства РФ по вопросам местного самоуправления и др.

    После вступления Российской Федерации в  Совет Европы российская делегация  принимает участие в работе Конгресса региональных и местных властей Европы. Этот орган Совета Европы имеет две палаты: палату регионов и палату местных властей. В палате местных властей имеют свое представительство и муниципальные образования Российской Федерации. На четвертой сессии Конгресса (3-5 июня 1997 г.) обсуждался вопрос о местной демократии и федерализме в России и была принята рекомендация, которая содержит предложения федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Федерации по обеспечению прав местного самоуправления.

    Заключение.

    Являясь одним из элементов конституционного строя Российской Федерации, местное самоуправление, имеет большое значение для формирования новой российской государственности. Сейчас становится всё более очевидным, что с имеющимися многочисленными проблемами наше общество не справится, если не будет подлинного местного самоуправления, действительного выполнения всех его функций, только тогда задачи по организации территориального управления будут решаться наиболее полно. И потому сейчас так важно государству, его соответствующим органам видеть и анализировать опыт функционирования местного самоуправления на местах, определять тенденции его развития, ошибки и проблемы становления и, в связи с этим корректировать свою политику в вопросах местного самоуправления. Ведь в основном практика показывает, что участие населения в решении вопросов местного значения ограничивается походом на выборы представительных органов и должностных лиц местного самоуправления, а реализация народной  власти путем референдумов, собраний, сходов, так и остается фикцией на бумаге. Зачастую в бюджете муниципального образования дефицит средств, что в свою очередь приводит к ухудшению жизни населения, проблемам в бытовой сфере – в полной не удовлетворяются первоочередные потребности граждан в жилье, водо-, электро-, тепло- снабжении. Страдает и социально-культурная сфера. А вопрос защиты интересов и прав местного самоуправления не теряет своей актуальности и по сей день.

    Я считаю, что для решения данной проблемы прежде всего необходимо активное участие населения в решении вопросов местного значения, осознание нами своих прав и обязанностей, инициативность в достижении собственных интересов. 
 
 
 

    Библиографический список источников

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Европейская хартия местного самоуправления.
  3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  4. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. (в ред. От 23 февраля 1993 г.)
  5. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. №1026-1 «О милиции» (в ред. от 9 мая 2005 г.)
  6. Указ Президента РФ от 12 февраля 1993 г. №209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» (в ред. От 2 декабря 1998 г.)
  7. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред от 22 августа 2004 г.)
  8. Конституция Российской Федерации: Науч.-практ. Комментарий. М., 1991.
  9. О.Е.Кутафин, В.И. Фадеев. Муниципальное право Российской Федерации. М:Юристъ, 1997.
  10. \
  11. М:Проспект, 1999.
  12. Овчинников И.И. Финансы местного самоуправления  // Гражданин и право. 2003 № 4, 5
  13. Муниципальное право: учебно-методический комплекс/под ред. Н.М. Конина. М., 2006.
  14. О.Е.Кутафин, В.И. Фадеев. Муниципальное право Российской Федерации. М:Юристъ,2007,
  15. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации. М:Проспект , 2009.

Информация о работе Функции местного самоуправления