Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 21:04, курсовая работа
Согласно статье 1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Но для того, чтобы понять, как реализуется данный институт власти, прежде всего необходимо знать, какие функции он осуществляет. Именно поэтому цель настоящей работы состоит в том, чтобы раскрыть понятие и сущность функций российского местного самоуправления, выявить их характерные черты и особенности. Достижение данной цели предполагает разрешение определенных задач, таких как поиск и анализ необходимых правовых документов; работа с научной литературой по данной теме; изучение политических, социальных, финансово-экономических, охранных основ организации местного самоуправления.
Введение 3
Глава 1 Понятие функций местного самоуправления 4
1.Понятие функций местного самоуправления
4
2.Законодательное оформление функций местного самоуправления
6
Глава 2 Основные функции местного самоуправления 10
2.1 Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения 10
2.2 Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления. 13
2.3 Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования. 16
2.4 Удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований. 17
2.5 Охрана общественного порядка. 20
2.6 Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. 23
Заключение 25
Библиографический список источников 26
Участие
населения в осуществлении
Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения включает в себя несколько аспектов. Основными из них являются создание условий для участия населения в решении местных вопросов и информированность населения о работе муниципальных органов с дальнейшей возможностью оказания влияния на деятельность выборного или иного органа местного самоуправления в целях повышения эффективности решения ими задач, стоящих перед местным самоуправлением.
Государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица органов местного самоуправления обязаны принимать все необходимое для реализации населением права на осуществление местного самоуправления10.
В соответствии со статьей 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Очевидно, что приведенный перечень является открытым. Аналогичный вывод можно сделать из анализа норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Однако в названном Законе содержится уже более подробный перечень форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Анализируя внешние проявления реализации населением права на местное самоуправление, можно выделить следующие формы участия населения в местном самоуправлении:
Из вышеперечисленного следует выделить местный референдум и местные выборы, так как они, согласно ст. 3 Конституции Российской Федерации, являются высшим непосредственным выражением власти народа. Назначение муниципальных выборов и местного референдума относится к компетенции представительного органа местного самоуправления. Так, при поступлении в представительный орган муниципального образования документов о выдвижении инициативы проведения местного референдума представительный орган обязан назначить его в течение 30 дней. Если референдум не был назначен в течение установленного законно срока, вопрос о назначении референдума решается в судебном порядке.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления должны обеспечивать исполнение решений, принятых на сходе граждан, рассматривать проекты нормативных правовых актов, внесенных в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, определять порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета территориальному общественному самоуправлению и т.д.12
2.2 Управление муниципальной собственностью и финансовыми средствами местного бюджета
Каждое муниципальное образование в соответствии со ст. 1 Закона об общих принципах организации местного самоуправления имеет муниципальную собственность и местный бюджет.
Свое социальное предназначение местное самоуправление может оправдать, лишь эффективно управляя муниципальным имуществом, формируя и рационально используя местные финансы. Государство признает за местным самоуправлением право самостоятельно решать эти вопросы. Поэтому население муниципального образования, осуществляя местное самоуправление, принимает на себя ответственность за эффективность управления муниципальным имуществом и местными финансовыми ресурсами.
Задачи, связанные с управлением муниципальной собственностью и финансовыми средствами местного самоуправления, решаются прежде всего органами местного самоуправления, а также населением муниципальных образований.13
Статьи 48 и 125 ГК РФ устанавливают, что органы местного самоуправления являются юридическими лицами и действуют от своего имени самостоятельно. Приобретение, осуществление имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей от имени муниципальных образований возлагается только на органы местного самоуправления. Закон от 28 августа 1995 г. предусматривал, что в случаях, предусмотренных законами, уставами муниципальных образований, права собственника в отношении муниципального имущества может реализовывать население муниципального образования. Закон от 6 октября 2003 г. такого положения уже не содержит.
Органы местного самоуправления могут передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим или юридическим лицам на возмездной или безвозмездной основе, сдавать их в аренду, отчуждать. Если на территории муниципальных образований имеются не задействованные в местном хозяйственном обороте объекты, то эти объекты могут сдаваться в аренду или продаваться в целях пополнения доходной части бюджета.
Устанавливают порядок управления распоряжения муниципальной собственностью, порядок и условия приватизации муниципальной собственности общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования, затрагивающие вопросы управления муниципальной собственностью, утверждают местный бюджет и отчет об его исполнении, устанавливают местные налоги и сборы представительные органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления осуществляют права собственника и в отношении местных финансов. Закон от 6 октября 2003 г. предусматривает самостоятельное осуществление органами местного самоуправления формирования. Утверждения и исполнения местных бюджетов.14
Статья 39 Закона об общих принципах организации местного самоуправления предусматривает, что само население или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан для финансирования вопросов местного значения.
Вопросы,
связанные с управлением
Население в соответствии с уставом муниципального образования вправе в порядке реализации народной правотворческой инициативы вносить проекты правовых актов по вопросам управления муниципальным хозяйством, местными финансовыми средствами в органы местного самоуправления, которые их обязаны рассмотреть.
Несомненно, что реализация полномочий, связанных с осуществлением рассматриваемой функции, должна осуществляться в интересах населения муниципального образования, служить удовлетворению его потребностей.
Население муниципального образования должно получать информацию об управлении и распоряжении муниципальной собственностью, финансовыми ресурсами в целях осуществления действенного контроля за этой стороной муниципальной деятельности. Уставы муниципальных образований должны предусматривать соответствующие формы контроля населения, граждан за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления в этой сфере.15
2.3 Обеспечение комплексного развития территории муниципального образования
Муниципальные
образования - города, поселки, станицы,
районы (уезды), сельские округа и другие
- представляют собой своеобразные территориально-
Функция комплексного социально-экономического развития муниципального образования осуществляется прежде всего посредством планирования. Представительные органы местного самоуправления принимают планы и программы развития муниципального образования, а также контролируют их реализацию, утверждая отчеты об их исполнении. При этом органы местного самоуправления не должны допускать перекосов в развитии производственной и социальной инфраструктур, добиваясь их гармонического сочетания. Планы и программы развития муниципального образования должны быть направлены на обеспечение оптимальных пропорций в развитии разных сфер местной жизни, рационального использования природных и иных ресурсов. Осуществляя данную функцию, органы местного самоуправления должны учитывать и интересы развития территории субъекта Федерации.
Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципальных образований предполагает сбор, обработку и обобщение необходимой информации. Поэтому должна получить развитие муниципальная статистика, муниципальная информационная служба16.
2.4 Удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований.
К
основным целям муниципальной
Обеспечивая удовлетворение потребностей населения в жизненно важных услугах, органы местного самоуправления организуют, содержат, развивают соответствующие муниципальные предприятия, учреждения, организации и службы.17 Право органов местного самоуправления на создание предприятий, учреждений и организаций закрепляет статья 51 Закона об общих принципах, согласно которой органы местного самоуправления создают муниципальные предприятия и учреждения, участвуют в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Муниципальные
органы обязаны создавать условия
для жилищного и социально-
Общеизвестно, что местным бюджетам финансируется почти 100% расходов на среднее образование, 85 – на здравоохранение, 60% - на содержание жилья, детских садов, коммунальные услуги18.
В
программе социальных реформ в Российской
Федерации на период 1996-2000 годов
отмечалось, что экономическая ситуация
диктует необходимость
Основной
акцент предполагалось сделать на повышении
эффективности использования