Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 20:57, курсовая работа
Целью работы является попытка проведения всестороннего исследования сущности и содержания прав и свобод гражданина по участию в местном самоуправлении, и характеристики этих прав и свобод; определения их места в системе конституционных прав и свобод граждан, а также выработка предложений оптимальных организационно-правовых форм реализации прав и свобод граждан по участию в местном самоуправлении и разработка практических рекомендаций по совершенствованию законодательства.
В соответствии с поставленной в целью определены следующие задачи:
1. Выявить теоретико-методологические основы участия населения в осуществлении местного самоуправления, изучив отечественный и зарубежный опыт по исследуемой проблеме;
2. Исследовать роль политического участия населения в системе местного самоуправления современной России;
3. Изучить специфику и проблемы вовлечения жителей в социально-политические процессы муниципального уровня на примере города Курска.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В МСУ 6
1.1 Организационные основы политического участия населения в системе местного самоуправления 6
1.2 Исторический опыт политического участия населения в осуществлении местного самоуправления в России 10
1.3. Зарубежный опыт политического участия населения в системе местного самоуправлении 15
ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ В В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 18
2.1. Развитие законодательных основ политического участия населения в системе местного самоуправления современной России 18
2.2. Прямые формы участия граждан в осуществлении МСУ 22
2.3. Формы представительского участия населения в процессе организации МСУ 27
ГЛАВА 3. СПЕЦИФИКА И ПРОБЛЕМЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ МУНИЦИПАЛЬ-НОГО УРОВНЯ 32
3.1. Готовность населения к участию в местном самоуправлении 32
3.2. Становление территорий общественного самоуправления на примере города Курска 34
3.3. Роль Общественного Совета при Главе города Курска в осуществлении местного самоуправлении 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 43
Кроме того, инициативы как сверху, так и снизу гасятся отсутствием финансирования. В целом наиболее высокую готовность среди жителей региональных центров к участию в жизни города проявили жители Томска, которые неоднократно заявляли о своей готовности помочь власти в вопросах благоустройства.
Селяне в значительно большей степени, чем городские респонденты, акцентируют готовность участвовать в местном самоуправлении.
Жители более крупных поселений - бывших районных центров, уже
менее активны.
Таким образом, можно говорить о двух важнейших закономерностях:
1) чем ближе местное самоуправление к людям, чем ниже территориальный масштаб его осуществления, тем более заинтересованы в нем граждане;
2) чем выше ресурсная база местного самоуправления, его возможность влиять на происходящие в городе или селе процессы, а также – чем выше информированность жителей, тем большую муниципальную активность проявляет население.
В региональном разрезе можно говорить о принципиальных различиях в муниципальной активности (а равно, как будет показано ниже, в видении местного самоуправления и восприятия местной власти) двух групп территорий России:
1) Северо-Запад России, Сибирь, Приморье и, отчасти, Урал;
2) Центр (например, Курская область) и Юг России и, отчасти, Поволжье.
«Водораздел» обуславливается здесь двумя основными факторами. Во-первых, различия в менталитете населения обуславливают более высокую активность в регионах с достаточно высоким уровнем свободомыслия жителей и/или региональной элиты (либеральные, модернизационные установки на Северо-Западе; свободомыслие в сочетании со здоровым консерватизмом сибиряков; инициативность и предприимчивость приморцев) в противовес регионам с традиционалистским менталитетом жителей. Во-вторых, по мере удаления региона от центра России, а населенных пунктов – от региональных и местных центров у граждан растут децентрализационные установки, что также повышает востребованность местной власти (Сибирь, Приморье) [13, c. 64].
В наименьшей степени желание участвовать в местном самоуправлении выражено в регионах с традиционалистской политической культурой (Курская область, Краснодарский край, за исключением регионального центра), где местное самоуправление понимается исключительно как деятельность власти по решению проблем населения.
Повышение эффективности участия жителей в работе муниципальных органов - одна из актуальных задач реформы местного самоуправления. В законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» появился термин - «территориальное общественное самоуправление», сокращенно - ТОС. Согласно российскому законодательству, ТОС - это самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения непосредственно самим население или через создаваемые ими органы. Как отмечают специалисты, особую роль ТОСы приобретает в период мирового финансового кризиса, ведь в условиях уменьшения доходной базы муниципальных образований сокращение средств на реализацию полномочий может быть компенсировано активным, добровольным участием граждан в решении вопросов местного значения [14].
В некоторых городах, например, Москве, Тюмени и др., уже есть достаточно большой опыт организации территориального общественного самоуправления. В Курске, несмотря на то, что Решение «О территориальном общественном самоуправлении» было принято еще 22 ноября 2007 года, первые ТОСы официально зарегистрировали лишь в конце августа 2009 года.
«Территориальное общественное самоуправление призвано привлечь население города к выработке решений по вопросам, которые затрагивают интересы граждан. Например, наведение чистоты, проведение ремонтов, работа с населением, взаимодействие с администрацией города в решении различных проблем». ТОС может быть организован в подъезде многоквартирного дома, жилом микрорайоне, группе домов. Это может быть одна или несколько улиц, переулки, проезды и т.д.
Границы ТОСов утверждены решением Курского городского Собрания. При установлении границ могут учитываться исторические, культурные, социально-экономические, иные признаки целостности территории.
Порядок создания ТОСа утвержден специальным Положением [4]. Согласно ему, для того чтобы организовать ТОС, необходимо собрать инициативную группу граждан (не менее семи человек в возрасте не моложе 16 лет), проживающих на одной территории. Затем устанавливаются границы ТОСа (подъезд, дом, группа домов, улица, несколько улиц), выполняется схема границ, согласованная с администрацией округа. Организация ТОС осуществляется на собрании граждан, проживающих на территории, где предполагается осуществлять ТОС. При этом, чтобы решение имело законную силу, на собрании должно присутствовать не менее 50% от числа жителей, достигших 16-летнего возраста. Протокол собрания затем прилагается к заявлению в администрацию города о регистрации Устава ТОСа. К деятельности по созданию ТОС привлекаются и депутаты Курского городского Собрания.
В частном секторе ТОСы, как правило, создаются на базе уличкомов, имеющих большой опыт работы с населением в решении вопросов уборки территории, вывоза мусора, организации мероприятий по благоустройству и поддержанию порядка.
Таким образом, ТОС как таковой мало чем отличается от уличных комитетов: он выполняет те же функции по обустройству территории и социально-бытовому обслуживанию населения, правда еще и берет на себя обязательства по профилактике правонарушений, содействию правоохранительным органам, работе с детьми и подростками, проведению культурно-массовых и спортивных мероприятий, акций милосердия.
Но с точки зрения взаимодействия с городской администрацией ТОС более эффективен. Дело в том, что у нас в стране нет правого документа, регламентирующего деятельность уличкомов. А в Решении «О территориальном общественном самоуправлении в г. Курске» четко прописана ответственность городской власти перед ТОСом. Например, обращения ТОСов подлежат обязательному рассмотрению чиновников, к компетенции которых относятся данные вопросы. Кроме того, предусмотрено поощрение и стимулирование руководителей ТОСа, а также выделение средств на необходимую хозяйственную деятельность по обустройству территории.
В целях обеспечения взаимодействия граждан, общественных объединений с органами местного самоуправления города Курска, развития институтов гражданского общества, учета интересов населения города Курска при выработке и реализации муниципальной политики был создан Общественный совет при Главе города Курска.
Целью создания общественного Совета явилось согласование интересов жителей города, общественных объединений и органов власти при принятии решений по наиболее важным для населения вопросам экономического и социального развития, выработке рекомендаций и предложений органам местного самоуправления [5].
В состав Общественного совета могут входить жители города Курска, представители политических партий, общественных, национальных и религиозных объединений, спортивных, профессиональных, творческих и молодежных союзов, наделенные полномочиями представлять свои организации в Общественном совете, а также видные представители общественности города Курска: деятели науки и культуры, почетные граждане города Курска, ветераны Великой Отечественной войны и труда, изъявившие желание принять участие в работе Общественного совета.
Общественный совет при Главе города Курска является независимым органом, призванный обеспечивать взаимодействие граждан, общественных объединений с органами местного самоуправления города Курска, способствовать развитию институтов гражданского общества, учету интересов населения города Курска при выработке и реализации муниципальной политики.
Общественный совет создается в целях обеспечения открытого гласного обсуждения важнейших проблем общественного развития, содействия развитию институтов гражданского общества, демократических принципов функционирования органов местного самоуправления города Курска, обеспечения взаимодействия граждан и их объединений с органами местного самоуправления города Курска в целях принятия согласованных решений по наиболее важным для населения города Курска вопросам экономического, социально-политического и культурного развития, укрепления правопорядка и общественной безопасности, защиты основных прав и свобод человека и гражданина.
Общественный совет реализует следующие задачи:
привлечение граждан и их объединений к формированию и реализации муниципальной политики в городе Курске;
выдвижение и поддержка гражданских инициатив, имеющих городское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и их объединений;
проведение общественной экспертизы наиболее важных проектов решений Курского городского Собрания и иных муниципальных правовых актов города Курска;
осуществление общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления города Курска [5].
Основными формами работы Общественного совета являются заседания Общественного совета. Заседания Общественного совета проводятся по мере необходимости, как правило, не реже одного раза в полгода.
В ряду функций, которыми наделен совет – обсуждение и анализ проблем экономического и социального характера, взаимодействие с общественными религиозными организациями, политическими партиями и движениями, творческими, научными и спортивными союзами, подготовка предложений по разработке и реализации перспективных комплексных планов и программ социально-экономического развития города, сбор, обработка и анализ информации об инициативах граждан РФ и общественных объединений, имеющих общегородское значение, рассмотрение вопросов совершенствования местного самоуправления, организация общественной оценки проектов муниципальных правовых актов, внесение замечаний и предложений, участие в проведении социологических исследований, взаимодействие со СМИ и др.
Таким образом, по итогам главы можно сделать следующие выводы:
Чем ближе местное самоуправление к людям, чем ниже территориальный масштаб его осуществления, тем более заинтересованы в нем граждане;
Чем выше ресурсная база местного самоуправления, его возможность влиять на происходящие в городе или селе процессы, а также – чем выше информированность жителей, тем большую муниципальную активность проявляет население;
ТОС - это самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения непосредственно самим население или через создаваемые ими органы;
В целях обеспечения взаимодействия граждан, общественных объединений с органами местного самоуправления города Курска, развития институтов гражданского общества, учета интересов населения города Курска при выработке и реализации муниципальной политики был создан Общественный совет при Главе города Курска.
Процесс становления местного самоуправления должен быть неизбежен в рамках формирования правового государства и гражданского общества в России, а поэтому необходим поиск путей, юридических и организационных форм и определенных кадровых решений для того, чтобы процесс местного самоуправления развивался нормально и в законных рамках упрочил систему демократической власти, как на уровне Федерации, так и в ее субъектах. В целом, изучив подробно материал по вопросу местного самоуправления, я могу сказать, что в целом местное самоуправление в нашей стране развивается положительно, и перспективы его дальнейшего развития можно также оценить позитивно.
В ходе работы были выявлены теоретико-методологические основы участия населения в осуществлении местного самоуправления, изучив отечественный и зарубежный опыт по исследуемой проблеме, исследована роль политического участия населения в системе местного самоуправления современной России, изучена специфика и проблемы вовлечения жителей в социально-политические процессы муниципального уровня.
Таким образом, пришла к следующим выводам:
Организационные основы местного самоуправления можно определить как совокупность норм, регулирующих реализацию права граждан на местное самоуправление через формы непосредственного народовластия, органы местного самоуправления и иные выборные органы;
В Конституции РФ закрепляется две основные группы форм реализации народом своего суверенного полновластия: формы непосредственного народовластия и формы опосредованного народовластия через системы органов власти;
В Европе были сформированы две основные модели местного самоуправления, которые в том или ином сочетании распространились по всему миру – англосаксонская и континентальная.
В основе нормативно-правового регулирования местного самоуправления лежат Конституция РФ и Европейская Хартия местного самоуправления.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления и их должностные лица, также как органы государственной власти и их должностные лица, обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления.
Во многом успех местного самоуправления связан именно с активностью населения, с тем, удастся или нет вовлечь наиболее инициативную его часть в решение вопросов местного значения.
Чем ближе местное самоуправление к людям, чем ниже территориальный масштаб его осуществления, тем более заинтересованы в нем граждане;
Чем выше ресурсная база местного самоуправления, его возможность влиять на происходящие в городе или селе процессы, а также – чем выше информированность жителей, тем большую муниципальную активность проявляет население;
ТОС - это самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения непосредственно самим население или через создаваемые ими органы;
Информация о работе Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления