Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является попытка проведения всестороннего исследования сущности и содержания прав и свобод гражданина по участию в местном самоуправлении, и характеристики этих прав и свобод; определения их места в системе конституционных прав и свобод граждан, а также выработка предложений оптимальных организационно-правовых форм реализации прав и свобод граждан по участию в местном самоуправлении и разработка практических рекомендаций по совершенствованию законодательства.
В соответствии с поставленной в целью определены следующие задачи:
1. Выявить теоретико-методологические основы участия населения в осуществлении местного самоуправления, изучив отечественный и зарубежный опыт по исследуемой проблеме;
2. Исследовать роль политического участия населения в системе местного самоуправления современной России;
3. Изучить специфику и проблемы вовлечения жителей в социально-политические процессы муниципального уровня на примере города Курска.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В МСУ 6
1.1 Организационные основы политического участия населения в системе местного самоуправления 6
1.2 Исторический опыт политического участия населения в осуществлении местного самоуправления в России 10
1.3. Зарубежный опыт политического участия населения в системе местного самоуправлении 15
ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ В В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 18
2.1. Развитие законодательных основ политического участия населения в системе местного самоуправления современной России 18
2.2. Прямые формы участия граждан в осуществлении МСУ 22
2.3. Формы представительского участия населения в процессе организации МСУ 27
ГЛАВА 3. СПЕЦИФИКА И ПРОБЛЕМЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ МУНИЦИПАЛЬ-НОГО УРОВНЯ 32
3.1. Готовность населения к участию в местном самоуправлении 32
3.2. Становление территорий общественного самоуправления на примере города Курска 34
3.3. Роль Общественного Совета при Главе города Курска в осуществлении местного самоуправлении 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 43

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

Кроме того, инициативы как сверху, так и снизу гасятся отсутствием финансирования. В целом наиболее высокую готовность среди жителей региональных центров к участию в жизни города проявили жители Томска, которые неоднократно заявляли о своей готовности помочь власти в вопросах благоустройства.

Селяне в значительно большей степени, чем городские респонденты, акцентируют готовность участвовать в местном самоуправлении.

Жители более крупных поселений - бывших районных центров, уже

менее активны.

Таким образом, можно говорить о двух важнейших закономерностях:

1) чем ближе местное самоуправление к людям, чем ниже территориальный масштаб его осуществления, тем более заинтересованы в нем граждане;

2) чем выше ресурсная база местного самоуправления, его возможность влиять на происходящие в городе или селе процессы, а также – чем выше информированность жителей, тем большую муниципальную активность проявляет население.

В региональном разрезе можно говорить о принципиальных различиях в муниципальной активности (а равно, как будет показано ниже, в видении местного самоуправления и восприятия местной власти) двух групп территорий России:

1) Северо-Запад России, Сибирь, Приморье и, отчасти, Урал;

2) Центр (например, Курская область) и Юг России и, отчасти, Поволжье.

«Водораздел» обуславливается здесь двумя основными факторами. Во-первых, различия в менталитете населения обуславливают более высокую активность в регионах с достаточно высоким уровнем свободомыслия жителей и/или региональной элиты (либеральные, модернизационные установки на Северо-Западе; свободомыслие в сочетании со здоровым консерватизмом сибиряков; инициативность и предприимчивость приморцев) в противовес регионам с традиционалистским менталитетом жителей. Во-вторых, по мере удаления региона от центра России, а населенных пунктов – от региональных и местных центров у граждан растут децентрализационные установки, что также повышает востребованность местной власти (Сибирь, Приморье) [13, c. 64].

В наименьшей степени желание участвовать в местном самоуправлении выражено в регионах с традиционалистской политической культурой (Курская область, Краснодарский край, за исключением регионального центра), где местное самоуправление понимается исключительно как деятельность власти по решению проблем населения.

 

3.2. Становление территорий общественного самоуправления на примере города Курска

 

Повышение эффективности участия жителей в работе муниципальных органов - одна из актуальных задач реформы местного самоуправления. В законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» появился термин - «территориальное общественное самоуправление», сокращенно - ТОС. Согласно российскому законодательству, ТОС - это самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения непосредственно самим население или через создаваемые ими органы. Как отмечают специалисты, особую роль ТОСы приобретает в период мирового финансового кризиса, ведь в условиях уменьшения доходной базы муниципальных образований сокращение средств на реализацию полномочий может быть компенсировано активным, добровольным участием граждан в решении вопросов местного значения [14].

В некоторых городах, например, Москве, Тюмени и др., уже есть достаточно большой опыт организации территориального общественного самоуправления. В Курске, несмотря на то, что Решение «О территориальном общественном самоуправлении» было принято еще 22 ноября 2007 года, первые ТОСы официально зарегистрировали лишь в конце августа 2009 года.

«Территориальное общественное самоуправление призвано привлечь население города к выработке решений по вопросам, которые затрагивают интересы граждан. Например, наведение чистоты, проведение ремонтов, работа с населением, взаимодействие с администрацией города в решении различных проблем». ТОС может быть организован в подъезде многоквартирного дома, жилом микрорайоне, группе домов. Это может быть одна или несколько улиц, переулки, проезды и т.д.

Границы ТОСов утверждены решением Курского городского Собрания. При установлении границ могут учитываться исторические, культурные, социально-экономические, иные признаки целостности территории.
Порядок создания ТОСа утвержден специальным Положением [4]. Согласно ему, для того чтобы организовать ТОС, необходимо собрать инициативную группу граждан (не менее семи человек в возрасте не моложе 16 лет), проживающих на одной территории. Затем устанавливаются границы ТОСа (подъезд, дом, группа домов, улица, несколько улиц), выполняется схема границ, согласованная с администрацией округа. Организация ТОС осуществляется на собрании граждан, проживающих на территории, где предполагается осуществлять ТОС. При этом, чтобы решение имело законную силу, на собрании должно присутствовать не менее 50% от числа жителей, достигших 16-летнего возраста. Протокол собрания затем прилагается к заявлению в администрацию города о регистрации Устава ТОСа. К деятельности по созданию ТОС привлекаются и депутаты Курского городского Собрания.

В частном секторе ТОСы, как правило, создаются на базе уличкомов, имеющих большой опыт работы с населением в решении вопросов уборки территории, вывоза мусора, организации мероприятий по благоустройству и поддержанию порядка.

Таким образом, ТОС как таковой мало чем отличается от уличных комитетов: он выполняет те же функции по обустройству территории и социально-бытовому обслуживанию населения, правда еще и берет на себя обязательства по профилактике правонарушений, содействию правоохранительным органам, работе с детьми и подростками, проведению культурно-массовых и спортивных мероприятий, акций милосердия.
Но с точки зрения взаимодействия с городской администрацией ТОС более эффективен. Дело в том, что у нас в стране нет правого документа, регламентирующего деятельность уличкомов. А в Решении «О территориальном общественном самоуправлении в г. Курске» четко прописана ответственность городской власти перед ТОСом. Например, обращения ТОСов подлежат обязательному рассмотрению чиновников, к компетенции которых относятся данные вопросы. Кроме того, предусмотрено поощрение и стимулирование руководителей ТОСа, а также выделение средств на необходимую хозяйственную деятельность по обустройству территории.

 

 

3.3. Роль Общественного Совета при Главе города Курска в осуществлении местного самоуправлении

 

В целях обеспечения взаимодействия граждан, общественных объединений с органами местного самоуправления города Курска, развития институтов гражданского общества, учета интересов населения города Курска при выработке и реализации муниципальной политики был создан Общественный совет при Главе города Курска.

Целью создания общественного Совета явилось согласование интересов жителей города, общественных объединений и органов власти при принятии решений по наиболее важным для населения вопросам экономического и социального развития, выработке рекомендаций и предложений органам местного самоуправления [5].

В состав Общественного совета могут входить жители города Курска, представители политических партий, общественных, национальных и религиозных объединений, спортивных, профессиональных, творческих и молодежных союзов, наделенные полномочиями представлять свои организации в Общественном совете, а также видные представители общественности города Курска: деятели науки и культуры, почетные граждане города Курска, ветераны Великой Отечественной войны и труда, изъявившие желание принять участие в работе Общественного совета.

Общественный совет при Главе города Курска является независимым органом, призванный обеспечивать взаимодействие граждан, общественных объединений с органами местного самоуправления города Курска, способствовать развитию институтов гражданского общества, учету интересов населения города Курска при выработке и реализации муниципальной политики.

Общественный совет создается в целях обеспечения открытого гласного обсуждения важнейших проблем общественного развития, содействия развитию институтов гражданского общества, демократических принципов функционирования органов местного самоуправления города Курска, обеспечения взаимодействия граждан и их объединений с органами местного самоуправления города Курска в целях принятия согласованных решений по наиболее важным для населения города Курска вопросам экономического, социально-политического и культурного развития, укрепления правопорядка и общественной безопасности, защиты основных прав и свобод человека и гражданина.

Общественный совет реализует следующие задачи:

      привлечение граждан и их объединений к формированию и реализации муниципальной политики в городе Курске;

      выдвижение и поддержка гражданских инициатив, имеющих городское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и их объединений;

      проведение общественной экспертизы наиболее важных проектов решений Курского городского Собрания и иных муниципальных правовых актов города Курска;

      осуществление общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления города Курска [5].

Основными формами работы Общественного совета являются заседания Общественного совета. Заседания Общественного совета проводятся по мере необходимости, как правило, не реже одного раза в полгода.

В ряду функций, которыми наделен совет – обсуждение и анализ проблем экономического и социального характера, взаимодействие с общественными религиозными организациями, политическими партиями и движениями, творческими, научными и спортивными союзами, подготовка предложений по разработке и реализации перспективных комплексных планов и программ социально-экономического развития города, сбор, обработка и анализ информации об инициативах граждан РФ и общественных объединений, имеющих общегородское значение, рассмотрение вопросов совершенствования местного самоуправления, организация общественной оценки проектов муниципальных правовых актов, внесение замечаний и предложений, участие в проведении социологических исследований, взаимодействие со СМИ и др.

Таким образом, по итогам главы можно сделать следующие выводы:

      Чем ближе местное самоуправление к людям, чем ниже территориальный масштаб его осуществления, тем более заинтересованы в нем граждане;

      Чем выше ресурсная база местного самоуправления, его возможность влиять на происходящие в городе или селе процессы, а также – чем выше информированность жителей, тем большую муниципальную активность проявляет население;

      ТОС - это самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения непосредственно самим население или через создаваемые ими органы;

      В целях обеспечения взаимодействия граждан, общественных объединений с органами местного самоуправления города Курска, развития институтов гражданского общества, учета интересов населения города Курска при выработке и реализации муниципальной политики был создан Общественный совет при Главе города Курска.

 

 

 

 

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Процесс становления местного самоуправления должен быть неизбежен в рамках формирования правового государства и гражданского общества в России, а поэтому необходим поиск путей, юридических и организационных форм и определенных кадровых решений для того, чтобы процесс местного самоуправления развивался нормально и в законных рамках упрочил систему демократической власти, как на уровне Федерации, так и в ее субъектах. В целом, изучив подробно материал по вопросу местного самоуправления, я могу сказать, что в целом местное самоуправление в нашей стране развивается положительно, и перспективы его дальнейшего развития можно также оценить позитивно.

В ходе работы были выявлены теоретико-методологические основы участия населения в осуществлении местного самоуправления, изучив отечественный и зарубежный опыт по исследуемой проблеме, исследована роль политического участия населения в системе местного самоуправления современной России, изучена специфика и проблемы вовлечения жителей в социально-политические процессы муниципального уровня.

Таким образом, пришла к следующим выводам:

      Организационные основы местного самоуправления можно определить как совокупность норм, регулирующих реализацию права граждан на местное самоуправление через формы непосредственного народовластия, органы местного самоуправления и иные выборные органы;

      В Конституции РФ закрепляется две основные группы форм реализации народом своего суверенного полновластия: формы непосредственного народовластия и формы опосредованного народовластия через системы органов власти;

      В Европе были сформированы две основные модели местного самоуправления, которые в том или ином сочетании распространились по всему миру – англосаксонская и  континентальная.

      В основе нормативно-правового регулирования местного самоуправления лежат Конституция РФ и Европейская Хартия местного самоуправления.

      В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

      Органы местного самоуправления и их должностные лица, также как органы государственной власти и их должностные лица, обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления.

      Во многом успех местного самоуправления связан именно с активностью населения, с тем, удастся или нет вовлечь наиболее инициативную его часть в решение вопросов местного значения.

      Чем ближе местное самоуправление к людям, чем ниже территориальный масштаб его осуществления, тем более заинтересованы в нем граждане;

      Чем выше ресурсная база местного самоуправления, его возможность влиять на происходящие в городе или селе процессы, а также – чем выше информированность жителей, тем большую муниципальную активность проявляет население;

      ТОС - это самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения непосредственно самим население или через создаваемые ими органы;

Информация о работе Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления