Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является попытка проведения всестороннего исследования сущности и содержания прав и свобод гражданина по участию в местном самоуправлении, и характеристики этих прав и свобод; определения их места в системе конституционных прав и свобод граждан, а также выработка предложений оптимальных организационно-правовых форм реализации прав и свобод граждан по участию в местном самоуправлении и разработка практических рекомендаций по совершенствованию законодательства.
В соответствии с поставленной в целью определены следующие задачи:
1. Выявить теоретико-методологические основы участия населения в осуществлении местного самоуправления, изучив отечественный и зарубежный опыт по исследуемой проблеме;
2. Исследовать роль политического участия населения в системе местного самоуправления современной России;
3. Изучить специфику и проблемы вовлечения жителей в социально-политические процессы муниципального уровня на примере города Курска.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В МСУ 6
1.1 Организационные основы политического участия населения в системе местного самоуправления 6
1.2 Исторический опыт политического участия населения в осуществлении местного самоуправления в России 10
1.3. Зарубежный опыт политического участия населения в системе местного самоуправлении 15
ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ В В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 18
2.1. Развитие законодательных основ политического участия населения в системе местного самоуправления современной России 18
2.2. Прямые формы участия граждан в осуществлении МСУ 22
2.3. Формы представительского участия населения в процессе организации МСУ 27
ГЛАВА 3. СПЕЦИФИКА И ПРОБЛЕМЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ МУНИЦИПАЛЬ-НОГО УРОВНЯ 32
3.1. Готовность населения к участию в местном самоуправлении 32
3.2. Становление территорий общественного самоуправления на примере города Курска 34
3.3. Роль Общественного Совета при Главе города Курска в осуществлении местного самоуправлении 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 43

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 215.50 Кб (Скачать)


5

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В МСУ

1.1 Организационные основы политического участия населения в системе местного самоуправления

1.2 Исторический опыт политического участия населения в осуществлении местного самоуправления в России

1.3. Зарубежный опыт политического участия населения в системе местного самоуправлении

ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ВСИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

2.1. Развитие законодательных основ политического участия населения в системе местного самоуправления современной России

2.2. Прямые формы участия граждан в осуществлении МСУ

2.3. Формы представительского участия населения в процессе организации МСУ

ГЛАВА 3. СПЕЦИФИКА И ПРОБЛЕМЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ МУНИЦИПАЛЬ-НОГО УРОВНЯ

3.1.              Готовность населения к участию в местном самоуправлении

3.2. Становление территорий общественного самоуправления на примере города Курска

3.3. Роль Общественного Совета при Главе города Курска в осуществлении местного самоуправлении

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования тесно связана с проблемой реализации каждым гражданином своих прав и свобод по участию в местном самоуправлении, закрепленных и гарантированных Конституцией Российской Федерации. Поэтому реформа местного самоуправления, которая является для государства приоритетной невозможна без обращения к правам человека и гражданина в данной сфере.

Статья 130 Конституции РФ устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, которое осуществляется гражданами путем референдума, выборов, иных форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Проблема участия населения в местном самоуправлении зачастую зависит не только от представительных органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований, но и от самих граждан, их заинтересованности изменить что-то в своей жизни, решимости взять дополнительный груз проблем и ответственности на себя во благо местного сообщества и осознания своей значимости в отношениях с иными властвующими субъектами.

Поставленная проблема напрямую связана с самореализацией личности в политической, правовой, духовной, социально-экономической и культурной сферах. Инициатива «снизу» по своему значению и силе должна превосходить инициативу «сверху», чтобы обрести реальные очертания. Совместить эти два разнонаправленных потока действий (деятельность государства и деятельность населения), направить их в единое русло - представляет собой значимую ценность.

Указанные обстоятельства актуализируют проблемы местного самоуправления и, в первую очередь, проблему исследования прав и свобод человека и гражданина в сфере местного самоуправления.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе закрепления и реализации прав и свобод человека и гражданина по участию в местном самоуправлении.

Предметом исследования выступают права и свободы человека и гражданина по участию в местном самоуправлении и конкретные формы их закрепления и реализации, как нашедшие свое отражение в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, федеральном законодательстве, указах Президента РФ, постановлениях Правительства России, решениях Конституционного Суда РФ, конституциях и уставах субъектов Федерации, законодательстве субъектов РФ, уставах муниципальных образований.

Целью работы является попытка проведения всестороннего исследования сущности и содержания прав и свобод гражданина по участию в местном самоуправлении, и характеристики этих прав и свобод; определения их места в системе конституционных прав и свобод граждан, а также выработка предложений оптимальных организационно-правовых форм реализации прав и свобод граждан по участию в местном самоуправлении и разработка практических рекомендаций по совершенствованию законодательства.

В соответствии с поставленной в целью определены следующие задачи:

1.         Выявить теоретико-методологические основы участия населения в осуществлении местного самоуправления, изучив отечественный и зарубежный опыт по исследуемой проблеме;

2.         Исследовать роль политического участия населения в системе местного самоуправления современной России;

3.         Изучить специфику и проблемы вовлечения жителей в социально-политические процессы муниципального уровня на примере города Курска.

Методологическая основа исследования базируется на диалектико-материалистическом подходе к системно-аналитическому исследованию соответствующей проблемы: от наиболее общих вопросов категории прав и свобод к конкретным формам их реализации в сфере местного самоуправления. При этом, помимо общенаучных методов, использовались формально-юридический, историко-правовой, нормативно-логический методы исследования, интерпретации научных идей и концепций, теоретико-правового моделирования.

Теоретическую основу работы составили труды ученых в области международного права, теории государства и права, гражданского, конституционного, муниципального права, материалы научно-практических конференций.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, поделенных на пункты, заключения, списка используемой литературы.

 

 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В МСУ

1.1 Организационные основы политического участия населения в системе местного самоуправления

 

В соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно через органы государственной власти и органы местного самоуправления. То есть закрепляется две основные группы форм реализации народом своего суверенного полновластия: формы непосредственного народовластия и формы опосредованного народовластия через системы органов власти. В последнем случае речь идет о системе органов государственной власти и системе органов местного самоуправления. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ уточняет положения Конституции РФ. Так, в соответствии с частью 1 статьи 3 названного Федерального закона граждане Российской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления [3].

Эта норма позволяет выделить несколько групп форм, посредством которых осуществляется местное самоуправление в России: формы непосредственной демократии, формы опосредованного участия населения в местное самоуправление через систему органов местного самоуправления. По мнению ряда авторов следует выделять отдельную группу форм, которую составляют организационные формы участия населения в местном самоуправлении, центральное место в которой занимает территориальное общественное самоуправление. Несмотря на то, что органы территориального общественного самоуправления представляют собой фактически опосредованное участие населения представляется более правильным подход, в соответствии с которым территориальное общественное самоуправление рассматривается как одна из форм непосредственного участия населения в местном самоуправлении [9, c. 25]. Это вытекает из логики Федерального закона. Совокупность организационных форм осуществления местного самоуправления в рамках муниципального образования образует систему местного самоуправления. Под системой местного самоуправления понимается совокупность форм прямого волеизъявления граждан, органов местного самоуправления, территориального общественного самоуправления, других организационно - правовых форм осуществления местного самоуправления, через которые население муниципального образования реализует признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ власть, решает, исходя из своих собственных интересов, исторических и иных местных традиций вопросы местного значения.

Единство системы местного самоуправления проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между формами ее осуществления. Оно проявляется также и в том, что все организационные формы этой системы действуют совместно, находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В рамках этой взаимосвязи и взаимозависимости одни формы единой системы являются производными от других или связаны между собой отношениями руководства, подотчетности и ответственности и подконтрольности. Между всеми организационно - правовыми формами местного самоуправления существует тесная организационно - правовая связь” [11, c. 58].

С понятием “организационные формы местного самоуправления” тесно связано понятие “ организационные основы местного самоуправления”. Термин “ основы местного самоуправления” является новым для российского государствоведения. Это понятие введено в Федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ в связи с необходимостью установления основополагающих начал деятельности населения по осуществлению местного самоуправления.

Основы местного самоуправления призваны обеспечить самостоятельность деятельности населения по управлению местными делами, независимость и невмешательство со стороны органов государственной власти, создать условия для эффективного решения вопросов, возникающих на местном уровне.

Основополагающие начала деятельности населения по осуществлению местного самоуправления закрепляются в Конституции РФ, федеральных законах, законах субъектов РФ, иных нормативных актах. Особое место занимает Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“, в статье 7 которого введено понятие “ законодательных основ местного самоуправления”; кроме того в названном законе используются понятия “территориальные основы местного самоуправления” и “финансово - экономические основы местного самоуправления”. Термин “организационные основы местного самоуправления” в федеральном законе не используется.
Основы местного самоуправления Писарев А. Н. определяет как совокупность правовых норм, содержащихся в Конституции РФ, федеральных законах и закрепляющих наиболее важные, общие для всех субъектов РФ, муниципальных образований территориальные, правовые, финансово - экономические основы деятельности населения по решению задач местного значения [15, c. 157]. Однако здесь следует обратить на несколько моментов:
Во - первых, определяемое слово определяется через определяемое слово (основы - это совокупность норм, закрепляющая основы).
Во - вторых, в данном определении предполагается, что принципы могут быть установлены только на федеральном уровне. Это вытекает из статьи 72 Конституции РФ, в соответствии с которой вопросы местного самоуправления относятся к совместному ведению Федерации и субъектов Российской Федерации [16].

В - третьих, основы местного самоуправления могут определяется только законами. Существует и другая точка зрения. Так, Фадеев В. И. определяет основы местного самоуправления через совокупность муниципально - правовых норм, то есть через совокупность норм федерального уровня, уровня субъектов России, муниципального уровня, которые могут содержаться как в законах, так и в подзаконных актах. Однако первый подход представляется нам более приемлемым [6]. Понятие “ организационные основы местного самоуправления” характеризуется:

1.      Структуру органов местного самоуправления;

2.      Порядок, формы и принципы деятельности органов местного самоуправления;

3.      Организацию муниципальной службы.

“Организационные формы местного самоуправления как институт муниципального права представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих структуру органов местного самоуправления, порядок, формы и принципы их деятельности, а также регулирующих организацию муниципальной службы”. Приведенный подход характеризует только одну группу форм участия населения в местном самоуправлении, связанных с системой органов местного самоуправления. Несмотря на то, что, как уже отмечалось выше, в Федеральном законе отсутствует термин “организационные основы местного самоуправления“, представляется неправильным определение организационных основ местного самоуправления только через систему органов местного самоуправления. Деятельность органов местного самоуправления безусловно связана с особенностями правового статуса тех, кто в них работает - выборных должностных лиц и муниципальных служащих. Не умаляя значение муниципальной службы представляется не совсем оправданным выделение в качестве элемента организационных основ только муниципальной службы, забывая о деятельности на выборных должностях. Кроме того, муниципальная служба есть суть деятельности муниципальных органов [7, c. 359].

Поэтому организационные основы местного самоуправления можно определить как совокупность норм, регулирующих реализацию права граждан на местное самоуправление через формы непосредственного народовластия, органы местного самоуправления и иные выборные органы.

 

 

1.2 Исторический опыт политического участия населения в осуществлении местного самоуправления в России

 

Возникновение, становление и развитие всякого государства берёт своё начало с древнейших родоплеменных отношений. Доисторические племена разных народов, имеющие много общих черт существования и жизнедеятельности, являются прообразами современного местного самоуправления.

Информация о работе Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления