Формы прямого участия населения в осуществлении местного самоуправления: общая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать существующие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления в РФ.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика форм непосредственного участия населения в местном самоуправлении 4
2. Участие населения в осуществлении местного самоуправления 5
2.1. Местный референдум как высшая форма народовластия 5
2.2. Муниципальные выборы 8
2.3. Голосование по отзыву выборного должностного лица местного самоуправления 10
2.4. Сходы граждан 11
2.5. Территориальное общественное самоуправление 12
2.6. Обращения граждан в органы местного самоуправления 14
2.7. Иные формы прямого волеизъявления населения на местном уровне 16
Заключение 21
Список использованных источников 23

Работа содержит 1 файл

работа 21.docx

— 55.59 Кб (Скачать)
 

Контрольная работа

по дисциплине

Муниципальное право России 
 

ТЕМА

Формы прямого  участия населения в осуществлении  местного самоуправления: общая характеристика 

 

Содержание 

Введение 3

1. Общая характеристика форм непосредственного участия населения в местном самоуправлении 4

2.    Участие населения  в осуществлении  местного самоуправления 5

2.1. Местный референдум  как высшая форма  народовластия 5

2.2. Муниципальные выборы 8

2.3. Голосование по  отзыву выборного  должностного лица  местного самоуправления 10

2.4. Сходы граждан 11

2.5. Территориальное  общественное самоуправление 12

2.6. Обращения граждан  в органы местного  самоуправления 14

2.7. Иные формы прямого  волеизъявления населения  на местном уровне 16

Заключение 21

Список  использованных источников 23 
 

 

     Введение

 

     Местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление — децентрализованная форма управления, предполагающая известную  самостоятельность, автономность местных  органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных  сообществ. Теоретические основы учения о местном самоуправлении разработаны  в первой половине 19 века французским  государственным деятелем и историком  Токвилем, немецкими учёными-юристами Гнейстом, Штейном и другими. Общественная теория самоуправления исходит из принципов  признания свободы осуществления  своих полномочий местными сообществами и союзами. Согласно государственной  теории самоуправления местное самоуправление — одна из форм организации местного государственного управления. В современной  России местное самоуправление относится  к институтам публичной власти, а  не гражданского общества, вместе с  тем отрицается государственно-правовой характер местного самоуправления.

     В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации  в Российской Федерации: признается и гарантируется местное самоуправление; при этом, местное самоуправление в рамках своих полномочий самостоятельно; органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

     Одно  из последних законодательно закрепленных определений местного самоуправления дается в законе от 6 октября 2003 г. «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации», который под местным  самоуправлением понимает форму  осуществления народом своей  власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а  в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под  свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения  с учетом исторических и иных местных  традиций.

     Цель  работы – исследовать существующие формы участия населения в  осуществлении местного самоуправления в РФ. 
 
 

  1. Общая характеристика форм непосредственного  участия населения в местном самоуправлении
 

     Население может участвовать в управлении делами общества в разных формах. Выделяются такие виды участия, как рекомендательное участие, совещательное участие, решающее участие. В зависимости от преобладания той или иной формы в литературе приводится классификация демократии, в рамках которой называют:

1) консультативную (митинговую) демократию - дает широкие возможности участия населения в управленческом процессе, но реального влияния на сферу принятия решения нет, как нет и ответственности за принятые решения;

2) представительную демократию - позволяет гражданам участвовать в создании представительных органов через существующую избирательную систему. Влияние несоизмеримо больше (через депутатский корпус), но так же не определена ответственность за принятые решения;

3) прямую демократию - предполагает значительные возможности для непосредственного участия граждан в процессе принятия решений, причем окончательных.

     В соответствии со статьей 130 Конституции  РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления1. Очевидно, что приведенный перечень является открытым. Аналогичный вывод можно сделать из анализа норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Однако в названном Законе содержится уже более подробный перечень форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления.

     Анализируя  внешние проявления реализации населением права на местное самоуправление, можно выделить следующие формы  участия населения в местном  самоуправлении:

  • местный референдум;
  • опрос граждан, плебисцит;
  • местные выборы (речь идет об осуществлении как активного, так и пассивного избирательного права);
  • наказы избирателей;
  • отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного лица местного самоуправления;
  • голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
  • собрания, сходы, конференции граждан;
  • территориальное общественное самоуправление;
  • массовые акции (митинги, шествия, демонстрации, пикетирование и др.);
  • обращение в органы местного самоуправления;
  • правотворческая инициатива;
  • публичные слушания;
  • деятельность в представительных органах местного самоуправления;
  • осуществление муниципальной службы;
  • иные формы2.
 
 
 

     2. Участие населения  в осуществлении местного самоуправления

     2.1. Местный референдум как высшая форма народовластия 

     В целях решения непосредственно  населением вопросов местного значения проводится местный референдум. Местный референдум — это голосование избирателей, посредством которого принимается решение по вопросам местного значения. Соответственно предметом местного референдума являются вопросы местного значения, которые прямо и непосредственно связаны с интересами жизни и быта населения, проживающего на соответствующей территории3.

     Проведение  местного референдума помимо Федерального Закона о местном самоуправлении 2003 г. регулируется также Законом «Об основных гарантиях избирательных прав», конституциями, уставами и законами субъектов РФ.

     Федеральное законодательство устанавливает перечень вопросов, которые запрещено выносить на местный референдум. К таковым  относятся следующие вопросы:

  • о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
  • о персональном составе органов местного самоуправления;
  • об избрании депутатов и должностных лиц, утверждении, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
  • о принятии или изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;
  • о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

     Установление  иных ограничений для вопросов, выносимых  на референдум, не допускается. Вопрос референдума необходимо сформулировать таким образом, чтобы исключалась  возможность его множественного толкования, т.е. на него должен даваться однозначный ответ.

     Местный референдум может проводиться на всей территории муниципального образования.

     Решение о назначении местного референдума  принимается представительным органом  муниципального образования:

  • по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме;
  • по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;
  • по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно4.

     При этом условием назначения местного референдума  по инициативе граждан, избирательных  объединений, иных общественных объединений  является сбор подписей в поддержку  данной инициативы, количество которых  должно составлять не менее 5 % от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования. Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями, оформляется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ. Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.

     Представительный  орган муниципального образования  обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления  в представительный орган муниципального образования документов о выдвижении инициативы проведения местного референдума. В случае, если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта РФ, избирательной комиссии субъекта РФ или прокурора. Назначенный судом местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

     В местном референдуме имеют право  участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено  в границах муниципального образования. Граждане Российской Федерации участвуют  в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого  волеизъявления при тайном голосовании. Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию)5.

     Принятое  на местном референдуме решение  подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования  и не нуждается в утверждении  какими-либо органами государственной  власти, их должностными лицами или  органами местного самоуправления.

     Органы  местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном  референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между  ними, определенных уставом муниципального образования.

     Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме  решение может быть обжаловано в  судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти6. 
 

     2.2. Муниципальные выборы 

     Муниципальные выборы являются наиболее часто используемой формой прямого волеизъявления населения на местном уровне. Они проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. Избрание непосредственно населением других лиц (например делегатов на конференцию граждан) не является муниципальными выборами и не регламентируется избирательным законодательством. Проведение муниципальных выборов регулируется Федеральным Законом о местном самоуправлении 2003 г., Законом «Об основных гарантиях избирательных прав», Законом «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», конституциями, уставами, и законами субъектов РФ.

     Федеральное законодательство устанавливает, что  муниципальные выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого  волеизъявления населения при тайном голосовании. Всеобщее избирательное право обозначает, что все граждане независимо от пола, расы, языка, социального и имущественного положения, профессии, образования, конфессии, политических убеждений имеют право голоса и могут быть избраны. Равное избирательное право предполагает: во-первых, равную для каждого возможность воздействовать на результаты выборов (каждому избирателю предоставляется равное количество голосов и все голоса имеют равный вес); во-вторых, равные условия участия претендентов в избирательной кампании. Принцип прямых выборов заключается в том, что избиратель голосует на выборах за или против кандидатов или списка кандидатов непосредственно. Наконец, принцип тайного голосования состоит в том, что избиратель подает свой голос без ведома других лиц, тем самым исключается какая-либо возможность контроля за его волеизъявлением7.

Информация о работе Формы прямого участия населения в осуществлении местного самоуправления: общая характеристика