Человек как главная философская проблема. Учение о познании

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 07:33, контрольная работа

Описание работы

Два основных понятия, т.е. «природа» и «сущность» человека, близки между собой по содержанию, но различаются по смыслу. Говоря о природе человека, мы стремимся постичь отличие человека от естественного бытия, и, прежде всего, от животных. Это усматривается либо в каком-то одном, главном качестве человека, отличающим его от животных (разум, речь, воображение, религия, мораль), либо в комплексе качеств.

Однако за тридцать столетий развития философской мысли так и не удалось объяснить человека исчерпывающим образом, исходя из какого-то одного качества или свойства. Феномен человека как бы ускользал от анализа, всегда казался более загадочным, чем это представлялось в начале. Недаром в религиозном сознании сущность человека представляется тайной, которой владеет только Бог.

Работа содержит 1 файл

По философии.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

     Смерть  – важнейший фактор человеческого  существования. Только вглядываясь  в лицо смерти, мы начинаем любить жизнь. Если бы не было смерти, жизнь была бы бессмысленна. В древнегреческой мифологии самое страшное наказание, к которому боги могли приговорить человека – это бессмертие. Что может быть страшнее бессмертия, тысячах книг, романов, трактатов, бессмертие преподносилась как главная мечта человечества.  Представьте себе, что вы бессмертны: уже умерли все ваши родственники и друзья, дети и дети ваших детей, а вы всё живёте и живёте, абсолютно одиноким и заброшенным в чужие, непонятные вам время и культуру. 

     Смерть, как и рождение, формирует границы человеческой жизни. Смерть сопровождает человека с момента его рождения. Какое бы время его жизни мы не взяли, человек всегда достаточно зрел для того, чтобы умереть. Смерть представляет собой как бы тень человека, самую верную и привязчивую. Человек в этом смысле – самое несчастное из животных, поскольку знает заранее о своей будущей смерти. Но в то же время это даёт огромное преимущество человеку, поскольку смерть организует человеческую жизнь, заставляет человека в краткие годы найти смысл и оправдать самим собой своё существование.

     Смерть  не конец, а венец жизни, она с  самого начала присутствует в ней  как упорядочивающий жизнь элемент. Смерть – фундаментальное свидетельство  нашего «неодиночества». Мы всегда находимся  под её пристальным взглядом. Смерть предполагает высший уровень ответственности. Лишить человека смерти означает, помимо всего прочего, устранить этот уровень ответственности. Человек, будучи конченым существом, отличается от всех животных тем, что прилагает к своей конечности масштаб безусловного и бесконечного. Он должен жить так, как говорит философия, как если бы впереди его ждала вечность, только не в обыденном смысле, когда человек просто не думает о смерти, а в том смысле, а в том смысле, что он брал и будет брать на себя задачи, для выполнения которых заведомо не хватит собственной жизни. В этом смысле творя, любя, делая добро, он прорывается в вечность, побеждает смерть.  
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Учение  о познании

     В конце ХХ в. Человечество оказалось  перед проблемой разработки и выбора новых стратегий. В этих условиях рациональное постижение мира приобретает решающее значение в поисках наиболее оптимальных путей современного цивилизационного развития. «Информационный взрыв», сопровождающий становление нового общества, привел возрастанию масштабов познавательной деятельности, переводу производства знаний на информиционно-технологическую основу, широкому использованию ЭВМ в качестве средства новых знаний. Закономерностью социальной эволюции становится опережающее развитие науки по отношению ко всем остальным процессам общественной жизни.

     В представлениях различных современных  философских школ эти процессы оцениваются  отнюдь не однозначно. Так, например, постмодернизм, претендующий на обобщенное представление  вопросов о содержании и роли науки, негативно относится к научному познанию, предлагает полностью отказаться от результатов предшествующего развития науки. Представители постмодернизма (С. Тулмин, Д. Гриффин и др.) рассматривают науку в ситуации собственной исчерпаемости, отрицают проблему истины, утверждают, что наука вообще не нужна, так как ученые показали своё бессилие перед ходом истории.

     Постмодернизм в гносеологии – это продолжение  линии агностицизма в теории познания. Не случайно представители этого  модного в западной философии направления пытаются опереться на установки экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, К. Ясперс и др.),  деконструктивизма (Ж. Деррида), герменевтики (Гадамер, Рикер и др.), ряда других субъективистских философских школ, которые доказывают, что мир не познаваем, что в процессе познания ничего не познаётся, истина интуитивна и т.д.

     В отличие от таких подходов к обоснованию  проблемы познания и роли науки в  познавательном процессе современная  материалистическая философия продолжает традиции материализма и сциентизма.

     В поисках новых мировоззренческих  ориентиров, соответствующих реалиям  сегодняшнего дня, современная философия  исходит из того, что рациональное постижение мира выступает необходимым  и определяющим условием целенаправленной позитивной деятельности человека и общества.

     Мир познаваем, а познание в различных  формах есть процесс обогащения человека новым знанием, которое может  быть определено как совокупность идей о мире, теоретическое овладение  его предметами, их идеальная форма.

           Познание есть диалектический процесс, в ходе которого мысль человека об объекте всё более приближает к нему. Этот процесс бесконечен, как бесконечен в свойствах и проявлениях объективно существующий мир. В системе познавательной деятельности большую роль играет научное познание, как наиболее глубокое и адекватное проникновение в сущность вещей.

       Современная философия как формирующаяся новая форма философского мышления, опираясь на достижения тысячелетней истории философской мысли, ведет диалог со всеми сколько-нибудь значимыми философскими направлениями, поддерживая все содержащиеся в них позитивные наработки, особенно по вопросам познавательной деятельности, истины, закономерностей развития науки и др. Её несомненным достижением является обобщение данных современной науки, особенно открытий в области синергетики, кибернетики, системотехники, искусственного интеллекта и др.

     Принципиально важное значение приобретает обоснование  с материалистических позиций проблемы понимания, разработка философии науки  и методологии  познавательной деятельности, включающей современные методы познания, признание вероятностных истин и др. Современная философия утверждает возрастание возможностей человека в бесконечном познании объективного мира. Но этот процесс необходимо предполагает и возрастание роли социального регулирования познавательной и технологической деятельности людей. 

     С этих позиций познавательное отношение  человека к действительности является необходимым элементом всей системы  его отношений к миру. Познание рассматривается как общественно-исторический процесс деятельности человека, содержанием которого является отражение объективной деятельности в его познании. Конечным результатом такой деятельности является всегда новое знание о мире. Познание человеком объективной реальности происходит в различных видах и определенных формах.

     Первый  вид познавательной деятельности –  это так называемое обыденное  или индивидуальное познание, которое  формируется в процессе повседневной деятельности, на основе личного опыта  и обобщения, усвоение общественно значимого значения. Специфика этого знания заключается в том, что его содержание, прежде всего, связано со знанием, информацией о единичных объектах и ситуациях. Установлено, что объём информации, которую накапливает человек к двадцати годам своей жизни, во много раз превышает объём информации, накопленный всеми науками.

     Второй  вид познавательной деятельности –  научное познание. Оно отличается от повседневного, обыденного, индивидуального, прежде всего, своим предметом. Наука  изучает в процессах и явлениях только общее и необходимое, поскольку основным предметом научного познания является знание законов. Научное знание по форме всегда сконцентрировано в общих понятиях, т.е. в науке доминирует логическое, понятийное знание и, более того, системное понятийное знание.

     Третий  вид познания – философское, которое  тоже является видом научного познания, но отличается двумя важными моментами: предметом этого знания является не просто общее, а универсально общее, всеобщее, т.е. существенная универсальность. Философское знание всегда является мировоззрением, и поэтому оно не может не содержать в себе оценки познаваемого. Оценка познавания – это обязательный элемент данного вида познания.

     Четвертый вид – художественное познание. Специфика его состоит в том, что оно по всей основе является образным и наглядным и поэтому близко  к обыденному знанию. С философским познанием его сближает оценочный характер. Более того, для художественного познания оценка имеет первостепенное значение.

     Все виды познавательной деятельности тесно связаны. Ввиду того, что познавательная деятельность – это непрерывный процесс, в истории философии постоянно ставился и рассматривался по-разному вопрос о том, что же является «объектом» и «субъектом» познания. В широком смысле «субъектом» научного познания является общество, а «объектом» - весь окружающий мир, но только в тех границах, которых общество, группа людей, человек с ним взаимодействует.

     Особенность взаимодействия субъекта и объекта  в познавательной деятельности проявляется, прежде всего, в социальном познании, где объект и субъект познания совпадают. Общество само себя познает. Вследствие этого само социальное познание имеет свои  характерные черты: во-первых, социальные законы, в основном, в основном, носят статистический, вероятностный характер. Любое общество разделяются на две составляющие: материальную основу и духовную – сознание, и соответственно функционируют два существенно различных  типа законов: законы материальной жизни и законы общественного сознания. Первые составляют базовую основу, а вторые совпадают с ними по содержанию, как отражение первых, а вторые совпадают сними по содержанию как отражение первых.

     Особенность социального познания состоит также и в том, что сама общественная жизнь изменяется относительно быстро, поэтому его развитие происходит на основе, главным образом, относительных истин. Это означает, что на каждом уровне развития человечества имеет место своё понимание происходящего, свой подход к ценностям, к теориям, к методам, используемым в познании, и т.д.

     Наконец, социальное знание всегда связано с интересами людей. Вхождение человека в новый цикл цивилизационного процесса определяет изменения в представлениях о научной рациональности и направленности научно-технического прогресса, но именно они формируют содержание современной парадигмы теории познания.

     Чувственное познание осуществляется в трёх формах: ощущениях, восприятиях, представления. Ощущение – наиболее элементарная форма чувственного познания. Восприятие есть целостность и вместе с тем структурированный символ (образ), состоящий из нескольких ощущений. Представление – образ ранее воспринятого или созданного воображением явления. Физиологически ощущение и восприятие детерминируется энергией, которая в результате воздействия внешних предметов на органы чувств передаётся от последних в мозг. По утверждением специалистов, информационная пропускная способность органов чувств человека распределена так: зрение, осязание, слух, вкус, обоняние. Видов ощущений больше, чем органов, ибо некоторые ощущения возникают в результате взаимодействия различных органов чувств.

     Представления возникают на основе припоминания  или же воображения, часто они  относятся к прошлому и будущему. Обычно представления отличаются от восприятия значительно меньшей степенью ясности и отчётливости.

     Память  – это способность человека относительно быстро воспроизводить ранее выбранную  информацию. Различают кратковременную  и долговременную память. Для кратковременной памяти типично вербально-акустическое кодирование, для долговременной – семантическое (смысловое). Объем кратковременной памяти в сотни тысяч раз уступает объёму долговременной памяти. Блоки данных ЭВМ позволяют расширить возможности памяти человека. Часть представлений возникает за счёт воображения, создания субъектом ранее не присущих ему ощущений, восприятий, представлений. Репродуктивное воображение производится в соответствии с ранее известным. Продуктивное (творческое) воображение приводит к созданию новых, оригинальных образов. Фантазия, мечта это формы воображения.

     Рациональное  познание осуществляется в форме  понятия, суждения и умозаключения.

      Понятие – это элементарная форма мысли, результат обобщения, проведённого по совокупности признаков, присущих данному классу предметов. Субъект имеет теперь дело не с единичным, как в чувственных формах познания, а с общим. Понятие  - Мысль, соотносящаяся с отличительными признаками исследуемого объекта. Суждение – мысль, не только соотносящаяся с некоторой ситуацией, но и являющаяся утверждением или отрицанием наличие этой ситуации в действительности. И понятие, и суждение выражаются последовательными предложениями.

      Разница в том, что суждение, как высказывание в отличие от понятия как высказывания должно быть непременно истинным или ложным. Суждение есть связь понятий. Очень часто связь понятий фиксируется формулами. Так, высказывание «железо есть металл» подходит под формулу Р есть С. Умозаключение есть вывод нового знания. Умозаключение предполагает доказательство, в процессе которого правомерность появления новой мысли обосновывается с помощью других мыслей. В логике, математике, философии разработаны различные способы доказательств. Все три формы рационального познания в их единстве образуют некоторую целостность, её как форму способности человека называют умом, а как нечто процессуальное – мышлением.

      При анализе ума и мышления часто  выделяют их уровни, ступени развития. Философская традиция состоит в  различении рассудка и разума, где разум высшая ступень логического понимания, преодолевающая недостатки рассудочного мышления. Рассудок менее гибок, менее теоретичен, чем разум. Память и воображение имеют и мыслительное содержание. Поэтому понятно, почему для многих мышление расцветает многочисленными красками воображения, фантазии и даже мечты.

Информация о работе Человек как главная философская проблема. Учение о познании