Человек как главная философская проблема. Учение о познании

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 07:33, контрольная работа

Описание работы

Два основных понятия, т.е. «природа» и «сущность» человека, близки между собой по содержанию, но различаются по смыслу. Говоря о природе человека, мы стремимся постичь отличие человека от естественного бытия, и, прежде всего, от животных. Это усматривается либо в каком-то одном, главном качестве человека, отличающим его от животных (разум, речь, воображение, религия, мораль), либо в комплексе качеств.

Однако за тридцать столетий развития философской мысли так и не удалось объяснить человека исчерпывающим образом, исходя из какого-то одного качества или свойства. Феномен человека как бы ускользал от анализа, всегда казался более загадочным, чем это представлялось в начале. Недаром в религиозном сознании сущность человека представляется тайной, которой владеет только Бог.

Работа содержит 1 файл

По философии.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УПРАВЛЕНИЕ  УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОУ СПО «ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ

ЭКОНОМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  КОЛЛЕДЖ» 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 
 

По  философии: Человек  как главная философская  проблема.

Учение о познании. 
 

Вариант 8 
 

                                                                                                                Выполнила студентка

                                                                    1 курса 

                                                           Печалина Ольга                                                                                  

                                                                      Сергеевна

                                                                                                                Группа 310 – ГМУ-К

                                                                                                                Специальность

                                                                                                                «Государственное и

                            муниципальное

      управление»

                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2010

г. Красноуфимск 

1.Человек,  как главная философская  проблема

     Возникновение человека является чудом, так же, как и возникновение жизни. Прежде, чем возник человек, должна была возникнуть жизнь на Земле, а это возникновение не меньшее чудо, поскольку десятки факторов должны были совпасть, чтобы создались благоприятные условия: Крайне редко встречаются системы с одной звездой, обычно существует две звезды – а значит большая радиация и избыток света; наша система находится на самом краю нашей Галактики, в относительно спокойном районе; Земля находится на оптимальном расстоянии от Солнца; у неё оптимальная масса.

     До  сих пор неизвестно, Была ли жизнь  в виде спор занесена на Землю из космоса или возникла химическим путём. Но как бы то ни было, возникшая  жизнь не обязательно должна была развиваться до человека, она вполне могла существовать в виде грибов или плесени.

     То, что возник человек, было совершенной  случайностью, непредсказуемой мутацией. Природа наобум пробовала десятки  вариантов: были питекантропы, неандертальцы, синантропы, зинджантропы, родезийские  люди и, наверное, множество других, не известных нам видов. И вот возник вид человекообразных обезьян, кроманьонцы, у которых чуть-чуть больше мозг, быстрее скорость реакций. Они начали с того, что перебили всех конкурентов и стали быстро распространяться по Земле. А могли бы и не возникнуть или не выжить, поскольку у них были мощные противники, например неандертальцы. Это могучие люди, до сих пор не знающие огня и прекрасно приспособленные к природе.

     Человек сегодняшний, homo sapiens (человек разумный), совершенно к природе не приспособлен и не должен был бы выжить. Ученые считают, что для того, чтобы человек рождался совершенно готовым к жизни, он должен проводить в утробе матери 21 месяц. Иначе говоря, мы все рождаемся, как бы недоношенными. Но эта неприспособленность обернулась необычайным преимуществом для человека. Ребенок, в отличие от детёныша рождается с совершенно открытой программой, в нем почти ничего не заложено наследственно кроме некоторых инстинктов и неявных предрасположений.

     Как явление человек богаче сущности, он биопсихосоциальное существо. Его сущность необходимо рассматривать во взаимодействии с существованием. Первое означает его – относительно стабильное – главное качество, второе способы его жизнедеятельности, меняющиеся в зависимости от обстоятельств. На индивидуальном уровне человек представляет собой единство трех составляющих:

     - биологического (анатомо-физиологические  задатки, тип нервной системы,  половые и возрастные особенности);

     - психического (чувства, воображение,  память, мышление, воля, характер);

     - социального (мировоззрение, ценностные  установки, моральные черты, знания  и умения).

     Человек рождается с такой открытой программой, то можно вылепить, что угодно, в его наследственности ничего жестко не записано. Вырастет среди волков – будет волком, среди обезьян – обезьяной, а среди людей, если повезёт, может стать человеком. Пока человек не сотворил самого себя в своём человеческом образе, он мало, что мог сделать в окружающем мире.

     Благодаря чрезмерно развитому и постоянно  активному мозгу, человек с самого начала обладал большей умственной энергией, чем ему было необходимо для выживания на чисто животном уровне.

     Размышление о том, кто есть человек, всегда было основным  для философов. К чему бы ни обращались мысль людей, оказывалось, что главное – это отношение человека к этим явлениям жизни и понимание самого себя. Античный мудрец Сократ оставил нам вечный девиз: « Познай самого себя». Очевидно, что человека изучают с разных сторон такие науки, как антропология, медицина, гигиена, психология и т.д. Вместе с педагогикой, юриспруденцией и рядом других дисциплин они составляют цикл человекознания. Философия в этом цикле играет большую роль, интегрируя все науки, давая синтетическую картину человека и выделяя понятие его сущности.

     Два основных понятия, т.е. «природа» и «сущность» человека, близки между собой по содержанию, но различаются по смыслу. Говоря о природе человека, мы стремимся постичь отличие человека от естественного бытия, и, прежде всего, от животных. Это усматривается либо в каком-то одном, главном качестве  человека, отличающим его от животных (разум, речь, воображение, религия, мораль), либо в комплексе качеств.

     Однако  за тридцать столетий развития философской  мысли так и не удалось объяснить  человека исчерпывающим образом, исходя из какого-то одного качества или свойства. Феномен человека как бы ускользал от анализа, всегда казался более загадочным, чем это представлялось в начале. Недаром в религиозном  сознании сущность человека представляется тайной, которой владеет только Бог.

     Так или иначе, но размышляя над качественной спецификой человека, сущностью его  уникальности, приходишь к выводу, что, будучи частью природы, человек  способен выходить за пределы её закономерностей, возвышаться над миром, да и над  самим собой. У человека нет какой-то одной, раз и навсегда данной ему «природы», так же и неизменной «сущности». И то и другое – исторически изменяющиеся  характеристики человека.

     Сказать, что человек по своей «природе»  добр или зол, эгоистичен или альтруистичен, раб или царь, значит выразить только частичное

абстрактное знание о человеке. Поэтому определения  природы и сущности человека не исходный пункт для философии, а её конечная цель.

     Человеческая специфика делает человека культурным существом. Быть культурным существом означает:

     А). быть существом недостаточным;

     Б). быть существом творческим.

     Недостаточность, писал Гердер, заключается в том, что человек, лишённый свойственный животному безошибочных инстинктов, - самое беспомощное из всех живых  существ. У него нет темного врожденного инстинкта, влекущего его в собственную стихию, да и самой «его» стихии не существует. Культура здесь носит инструментальный характер, оказывается инструментом приспособления к природе и покорение природы. При помощи культуры человек овладевает средой, подчиняёт её себе, ставит на службу, приспосабливает к удовлетворению потребностей.

     Если  выразить те же самые идеи языком современной антропологии, можно сказать, что человек, в отличие от прочих живых существ, лишен специфических видовых реакций. У животных реакции на стимулы внешней среды формируются по инстинктивным программам, специфичным для каждого вида. Эти программы отсутствуют у человека. Поэтому он выпадает из природы, снабдившей прочие виды специфическими видовыми программами реагирования на стимулы специфической для видов среды. Каждый человек рождается в мире уже готовых значений, из которых складываются предметы его культурной среды. Поэтому он рассматривает их, как объективные реальности, равные по своему онтологическому статусу реальностям природы.

     Суть  его в двойственности человека, а  принадлежности его к двум мирам  одновременно – природе и обществу, телу и духу. Впервые в отчетливой форме проблему достижения гармонии между телом и духом, природой и обществом выразил около 1350г.до н.э. египетский фараон Эхнатон и примерно в это же время еврейский пророк Моисей, а между 600 и 500 гг.до н.э. об этом же говорили Лао-Цзы в Китае, Будда в Индии, а в Персии Заратустра. Все они учили тому, как человеку стать человечным, как выйти за пределы своей природной ограниченности, как приобщиться к высшему смыслу жизни. Чтобы понять, как, когда и почему общественные отношения, необходимо обратиться к генезису (происхождению) человеческого рода, к ранним этапам революции.

     Люди в одной стране, одном обществе живут в более или менее одинаковых условиях – в условиях одной культуры, одних нравов и обычаев, одного языка, но люди все равно все разные, непохожие друг на друга. Даже в одной семье дети вырастают разными, хотя в одинаковых условиях. Что делает всех людей разными, неповторимыми и уникальными?

     Во-первых, особенности психологического склада: темперамент, скорость психических  реакций, сообразительность. Все это  дается человеку по наследству.

     Во-вторых, опыт детства и воспоминания о  детстве. У каждого человека свой опыт детства, свои переживания, каждому по-своему открывался мир, каждый по-своему переживал детские страхи, неудачи и радости. Опыт детства накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Воспоминания детства сопровождают человека до самой смерти, и с годами, что интересно, не только не тускнеют, но и становятся ярче. Старые люди с трудом вспоминают, что с ними было вчера, но до мельчайших подробностей помнят своё детство с самых ранних дней.

     В-третьих, особенности индивидуальной биографии: каждый проживает свою жизнь, и все, что с ним случается, и то, как он к этому относится, совершенно не похоже на жизнь других людей.

     В-четвёртых, противоречивость жизненных ролей. У каждого в жизни одновременно несколько ролей, которые он «играет». С ректором это один человек, внимательный почтительный, глаза его так и светятся знанием и усердием. но стоит ему выйти из дома на улицу, где ждут его друзья, он – совершенно другой. Третьим человеком он становится дома с родителями.

     Это значит, что он всякий раз притворяется – у человека много лиц, вернее много сторон его личности, много ролей. Все эти четыре момента делают каждого человека как личность неповторимым и уникальным. Эта уникальность выражается в понятии Я. Я, у человека есть с трех-четырёх лет, когда он начинает понимать, что есть Я, и есть другие люди. До этого почти все дети говорят о себе в третьем лице. К 10-12 годам складывается образ Я.

     У каждого человека есть образ самого себя, сумма представлений о самом себе, каким он себя видит, и этот образ человек проносит через всю жизнь, немного исправляя его и дополняя. Самая страшная трагедия человеческой жизни – распадение образа, когда человек убеждается, что он не добрый, не умный, что он, например дурак или подлец. Как правило, жизнь после этого кажется конченой. В этом случае человек может даже убить себя. Существуют механизмы защиты Я, которые бессознательно, сохраняя личность от разрушения. Например:

     -Механизм  вытеснения. Человек испытывает  большое горе или столкнулся  с   чем-то настолько страшным, что его психика может не выдержать и разрушиться, срабатывает механизм, и человек либо теряет сознание, либо вдруг забывает о постигшем его несчастье.

     - Механизм инверсии, переворачивающий импульс на прямо противоположный.

     -      Механизм переориентации. Психика бессознательно переключает эмоции с одного объекта на другой, более доступный.

Информация о работе Человек как главная философская проблема. Учение о познании