Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 07:54, курсовая работа
Актуальность темы исследования работы заключается в необходимости решения проблем формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований, через муниципальную составляющую законодательства в этой области, дать обоснования расходам и доходам местного бюджета.
Цель, которая преследовалась при выполнении настоящей работы состояла в том, чтобы на основе изучения, анализа и обобщения содержания ряда источников, рассмотреть механизм формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований, вскрыть основные проблемы местных бюджетов и сформулировать некоторые предложения по их разрешению.
ВВЕДЕНИЕ. 5
1. Понятие бюджетного процесса и его особенности на муниципальном уровне. 7
1.1. Бюджетный процесс в Российской Федерации: правовые и организационные основы бюджетного процесса. 7
1.2. Особенности бюджетного процесса на муниципальном уровне в Российской Федерации. 9
1.3. Экономический характеристики бюджетного процесса. 20
2. Проблемы бюджетного процесса на муниципальном уровне и пути их решения. 26
2.1. Общая характеристика проблем бюджетного процесса муниципальных образований. 26
2.2. Перспективы решения проблем бюджетного процесса на муниципальном уровне. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ЛИТЕРАТУРА 33
Глава муниципального образования (глава администрации) принимает решение о начале работы по составлению проекта бюджета не позднее, чем за шесть месяцев до начала очередного финансового года. Порядок и сроки составления проекта бюджета администрацией, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом местного бюджета, определяются главой муниципального образования (главой администрации).
Финансовый орган, исполняющий бюджет, на основании прогноза социально-экономического развития территории муниципального образования, основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования, плана развития муниципального сектора экономики, иных нормативно предусмотренных документов и сведений формирует расчетные объемы доходной и расходной частей местного бюджета, направляет их главе муниципального образования (главе администрации), который в порядке, установленном законодательством, представляет указанные документы в уполномоченный орган по управлению средствами бюджета субъекта Российской Федерации (финансовое управление, министерство финансов).
После получения от уполномоченного органа по управлению средствами бюджета субъекта Российской Федерации контрольных цифр расчетного проекта бюджета на очередной финансовый год, финансовый орган, исполняющий местный бюджет, в случае необходимости готовит обоснованные разногласия по данным контрольным цифрам с расчетами. Указанные разногласия рассматриваются местной администрацией с участием депутатов представительного органа и направляются главой муниципального образования (главой администрации) в уполномоченный орган по управлению средствами бюджета субъекта Российской Федерации.
Местная администрация, финансовый орган, исполняющий местный бюджет, дорабатывают и направляют главе муниципального образования (главе администрации) проект бюджета для представления его в представительный орган муниципального образования. Глава муниципального образования (глава администрации) не позднее определенного срока (к примеру, не позднее 30 дней со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год) вносит на рассмотрение представительного органа проект решения о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год.
В проекте решения о местном бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета. К ним относятся: общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета, дефицит бюджета. В проекте решения о местном бюджете должны содержаться также: прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам, статьям и подстатьям классификации доходов бюджета; нормативы отчислений от регулирующих доходных источников, установленных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год; расходы бюджета по следующим показателям: по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации; по группам, подгруппам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации; общий объем капитальных и текущих расходов бюджета; распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям, распорядителям и прямым получателям бюджетных средств (в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета с указанием разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов функциональной классификации; групп, подгрупп расходов, предметных статей, подстатей и элементов расходов экономической классификации); расходы и доходы целевых муниципальных фондов, если они образуются; объемы финансовой помощи из других уровней бюджетной системы (дотации, субвенции, субсидии); перечень целевых муниципальных программ, финансируемых из местного бюджета; перечень целевых муниципальных программ, правовых актов, финансирование которых приостанавливается либо производится частично (с указанием соответствующих объемов финансирования); иные показатели, определенные бюджетным законодательством.
В проекте решения о местном бюджете должны быть определены: источники финансирования дефицита бюджета; верхний предел муниципального долга по состоянию на первое января года, следующего за очередным финансовым годом, а также другие предельные значения, предусмотренные законодательством; размер и структура муниципального долга, объем и структура расходов на его обслуживание, программа (порядок) его погашения; предельные объемы предоставляемых муниципальных гарантий, субсидий и субвенций; перечень муниципальных гарантий на сумму, превышающую 0,01% расходов местного бюджета, предоставляемых отдельным юридическим лицам; цели, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, лимиты их предоставления на срок в пределах года и на срок, превышающий пределы финансового года; лимиты предоставления отсрочек и рассрочек, налоговых кредитов, инвестиционных налоговых кредитов по уплате налогов в части сумм, поступающих в местный бюджет.
Рассмотрение и утверждение бюджета. Рассмотрение, утверждение местного бюджета осуществляется представительным органом муниципального образования в одном или нескольких чтениях. Представительный орган рассматривает на своем заседании проект решения о бюджете на очередной финансовый год не позднее чем через 30 дней со дня его внесения в представительный орган главой муниципального образования (главой администрации).
В период рассмотрения проекта бюджета администрация, финансовый орган, исполняющий бюджет, обязаны в трехдневный срок со дня получения запросов депутатов, депутатских комиссий, контрольного органа муниципального образования предоставить им всю необходимую информацию для осуществления предварительного финансового контроля.
Проекты решений о внесении изменений и дополнений в местный бюджет вносятся на рассмотрение представительного органа главой муниципального образования (главой администрации). Рассматриваются и принимаются они в порядке, аналогичном порядку рассмотрения и принятия решения о местном бюджете.
В случае, если местный бюджет не утвержден до 1 января планируемого финансового года, расходование финансовых средств муниципального образования до утверждения местного бюджета производится по соответствующим статьям местного бюджета истекшего финансового года ежемесячно в размере 1/12 суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен.
Бюджет
исполняется по принципу единства кассы,
предусматривающего зачисление всех поступающих
доходов на единый бюджетный счет,
а также направление
Утвержденный бюджет муниципального образования подлежит исполнению. По поручению главы муниципального образования (главы администрации) на финансовый орган, исполняющий местный бюджет, возлагается организация исполнения бюджета. Данный орган осуществляет процедуру подтверждения бюджетных обязательств; определяет и регулирует объемы и сроки принятия бюджетных обязательств; совершает разрешительные надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств; осуществляет платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению получателей бюджетных средств через систему лицевых счетов распорядителей и получателей бюджетных средств, открытых в финансовом органе, исполняющем местный бюджет; является кассиром всех получателей бюджетных средств и осуществляет платежи за счет бюджетных средств от их имени и по поручению; в пределах своей компетенции издает приказы и утверждает инструкции, определяющие порядок финансирования расходов бюджета и ведения лицевых счетов при казначейской системе исполнения местного бюджета; ведет учет операций на лицевых счетах распорядителей и получателей средств бюджета в соответствии с законодательством.
Исполнение местного бюджета по доходам предусматривает: перечисление и зачисление доходов на счет местного бюджета; возврат излишне уплаченных в местный бюджет сумм доходов; учет доходов местного бюджета и составление отчетности о доходах местного бюджета в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Исполнение местного бюджета осуществляется финансовыми органами на основе бюджетной росписи. Бюджетная роспись - документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств по получателям бюджетных средств и прямым получателем бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой и представляется в финансовые органы муниципального образования в течение установленного срока (например, в течение 10 дней со дня утверждения бюджета).
Главный распорядитель средств местного бюджета - орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета. Распорядитель муниципальных бюджетных средств - орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. В роли главных распорядителей, распорядителей средств местного бюджета могут выступать представительный орган, местная администрация, отделы, управления местной администрации.
На
основании бюджетных росписей главных
распорядителей бюджетных средств,
распорядителей бюджетных средств
финансовый орган, исполняющий местный
бюджет, составляет сводную бюджетную
роспись в течение
Отчет об исполнении бюджета. Глава муниципального образования (глава администрации) представляет в представительный орган муниципального образования годовой отчет об исполнении местного бюджета, информацию об исполнении местного бюджета за квартал, полугодие, девять месяцев текущего года. Годовой отчет об исполнении бюджета должен быть составлен в соответствии с той же структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении местного бюджета на отчетный год, и представлен в представительный орган в форме проекта решения в течение определенного срока. Годовой отчет об исполнении местного бюджета подлежит утверждению представительным органом и вносится в представительный орган главой муниципального образования (главой администрации) со следующими дополнительными документами и материалами: отчетом об обслуживании и погашении муниципального долга; отчетом о внутренних заимствованиях (по видам заимствований); отчетом о доходах, полученных от использования муниципального имущества; отчетом о предоставлении и погашении бюджетных кредитов, а также о других расходах, по которым утверждены лимиты верхнего предела; отчетом о выданных муниципальных гарантиях по всем получателям указанных гарантий, об исполнении этими получателями обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, и осуществлении платежей по выданным гарантиям; информацией о расходовании средств резервного фонда главы муниципального образования (главы администрации); информацией о заблокированных расходах в течение финансового года.
Кроме того, глава муниципального образования (глава администрации) информирует представительный орган об исполнении бюджета за квартал, полугодие, девять месяцев текущего года.
Ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Порядок и условия привлечения к ответственности участников бюджетного процесса в муниципальном образовании за нарушение бюджетного законодательства регламентируются Бюджетным кодексом Российской Федерации. Муниципалитет в лице Руководителя муниципалитета несет ответственность за организацию работы по целевому и экономному расходованию бюджетных средств в соответствии с решением муниципального Собрания о бюджете муниципального образования на соответствующий финансовый год.
Важнейшим принципом, обеспечивающим оптимальную устойчивость местных бюджетов на современном этапе, является их взаимосвязь с государственным бюджетом, которую принято называть межбюджетными отношениями. Межбюджетные отношения строятся на принципах бюджетного федерализма, взаимной ответственности, применения единой методологии, учитывающих особенности территории, выравнивания доходов местных бюджетов, максимально возможного сокращения встречных финансовых потоков, компенсации местным бюджетам в случае уменьшения доходов или увеличения расходов (возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти), повышения заинтересованности органа местного самоуправления в увеличении собственных доходов бюджета, законности, гласности. Принцип бюджетного федерализма означает распределение и закрепление источников доходов, а также расходов за местным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации и федеральным бюджетом в соответствующих пропорциях, равноправие местного бюджета, перераспределение средств между бюджетами в целях сочетания общегосударственных интересов с интересами муниципального образования.
Взаимоотношения
по поводу бюджетов осуществляются при
их составлении, утверждении и исполнении.
В частности, взаимоотношения с
бюджетом субъекта Федерации строится
следующим образом. Местная администрация
представляет в установленные сроки необходимые
данные для составления консолидированного
бюджета субъекта, совместно с органами
государственной власти осуществляет
контроль над правильностью расходования
средств, предназначенных для реализации
межтерриториальных программ, других
проектов, выполняемых на основе договоров.
Местная администрация в целях получения
средств от государственного бюджета
разрабатывает необходимые расчеты для
обоснования нормативов отчислений от
регулируемых источников доходов в бюджет
муниципального образования, дотаций,
субвенций, а также перечень доходов и
расходов, подлежащих передаче из бюджета
субъекта Федерации или федерального
бюджета. Кроме того, местная администрация
после утверждения собственного бюджета
направляет данные по доходам и расходам
в исполнительный орган субъекта РФ, который
обобщает информацию по бюджетам муниципальных
образований и составляет на ее основе
консолидированный бюджет. Аналогичные
действия производятся и по отчету об
исполнении местного бюджета.
1.3 Экономические характеристики бюджетного процесса
Основными характеристиками бюджетов всех уровней в Российской Федерации являются доходы и расходы, а также сбалансированность.
Информация о работе Бюджетный процесс в муниципальном образовании