Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 23:50, курсовая работа
Бюджет — нормандское слово (bougette), возможно происходящее от латинского bulga, которое буквально означает «кожаный мешок»[1].
Бюджетная система страны является основной финансовой базой деятельности государственных органов власти, органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий.
Введение. 3
Глава I. Правовое регулирование бюджетного процесса 5
§1.Понятие и правовая основа бюджетного процесса 5
§ 2. Участники бюджетного процесса и их полномочия. 4
Глава II Этапы бюджетного процесса на муниципальном уровне. 7
§ 1. Общие положения. 7
§ 2. Порядок составления проекта бюджета. 8
§ 3 Рассмотрение и утверждение бюджета 10
§4 Исполнение бюджета. 13
Заключение. 16
Список используемой литературы 18
§ 3 Рассмотрение и утверждение бюджета
Порядок рассмотрения проекта решения о бюджете муниципального образования регулируется нормативно-правовыми актами муниципалитетов, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Руководитель муниципалитета вносит проект бюджета муниципального образования на рассмотрение муниципального Собрания или на публичные слушания. Так в соответствии со ст. 10 Решения МО ГО «Сыктывкар» «Об утверждении положения о бюджетном процессе в МО ГО «Сыктывкар»»[11], проект бюджета МО ГО «Сыктывкар» выносится на публичные слушания в соответствии с Порядком организации и проведения публичных слушаний на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар», установленным решением Совета МО ГО «Сыктывкар».
Срок внесения проекта решения о бюджете в каждом муниципальном образовании устанавливается самостоятельно.
Проект решения о бюджете должен содержать основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета, дефицит (профицит) бюджета.
Проектом решения о бюджете устанавливаются:
1) перечень главных администраторов доходов бюджета;
2) перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
3) распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов на очередной финансовый год;
4) общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств;
5) объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в очередном финансовом году;
6) источники финансирования дефицита бюджета, установленные статьей 96 Бюджетного кодекса Российской Федерации на очередной финансовый год;
7) верхний предел муниципального внутреннего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, с указанием в том числе верхнего предела долга по муниципальным гарантиям;
8) иные показатели бюджета, установленные муниципальными правовыми актами.
Одновременно с проектом решения о бюджете на очередной финансовый год предоставляются документы и материалы свидетельствующие об основных направлениях бюджетной и налоговой политики; предварительных итогах социально-экономического развития муниципального образования за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития за текущий финансовый год; среднесрочный финансовый план муниципального образования с пояснительной запиской и другие материалы.
Рассмотрим на примере муниципального образования городского округа «Сыктывкар» порядок рассмотрения проекта решения о бюджете. Порядок рассмотрения регулируется Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» «Об утверждении положения о бюджетном процессе в МО ГО «Сыктывкар»[12]
В ч.1 ст. 14 данного решения устанавливается что проект решения о бюджете на очередной финансовый год, направляется главой МО ГО «Сыктывкар» - председателем Совета в постоянные комиссии Совета МО ГО «Сыктывкар» и Контрольно-счетную палату города на заключение. Одновременно глава МО ГО «Сыктывкар» - председатель Совета определяет дату проведения заседаний постоянных комиссий по рассмотрению проекта бюджета.
Часть 2 ст. 14 Решения[13] устанавливается срок подготовки заключения Контрольно-счетной палатой г. Сыктывкара, это не позднее 3 дней до установленной даты рассмотрения проекта решения на заседаниях постоянных комиссий Совета МО ГО «Сыктывкар».
Далее предлагаются внесение изменения в проект бюджета и устанавливается семидневный срок доработки проекта, после чего он снова рассматривается на заседаниях постоянных комиссий Совета г.Сыктывкара.
В соответствии с нормативно-правовым актом МО ГО «Сыктывкар» бюджет муниципалитета принимается не позднее 16 декабря текущего финансового года и выносит решение об утверждении бюджета и подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке.
§4 Исполнение бюджета.
Исполнить бюджет – значит своевременно получить все запланированные по бюджету доходы и вовремя произвести все запланированные по бюджету расходы.
В юридическом смысле исполнение бюджета сводится к исполнению закона о бюджете. Исполнение бюджета возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Бюджетное законодательство субъектов Российской Федерации обычно конкретизирует этот орган[14].
Совершенно очевидно, что в исполнении бюджета важная роль принадлежит таким лицам, как главные распорядители бюджетных средств, распорядители бюджетных средств и получатели бюджетных средств.
В основе исполнения бюджета лежит так называемое «кассовое исполнение бюджета». Кассовое исполнение бюджета – это организация и осуществление в процессе исполнения бюджета приема, хранения и выдачи бюджетных средств, ведение их учета и отчетности по операциям с ними. Различают казначейскую, банковскую и смешанную системы кассового исполнения бюджета.
При казначейской системе кассовое исполнение бюджета возлагается на специальные финансовые органы государства – казначейства, при банковской – на банки, при смешанной – на казначейства и банки.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. Казначейское исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации в виде их кассового обслуживания осуществляется органами Федерального казначейства на безвозмездной основе в соответствии соглашениями, заключенными между субъектами Российской Федерации и Федеральным казначейством.
Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2004г. № 608 к руководителю финансового органа субъекта РФ и руководителю финансового органа местной администрации устанавливаются квалификационные требования. (См. приложение 1)
Исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется на основе принципа единства кассы.
Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования его дефицита и осуществление всех расходов с единого счета бюджета.
Организационно-правовым актом, лежащим в основе исполнения бюджета, является документ, именуемый «бюджетная роспись». Бюджетная роспись – документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи[15].
Различают исполнение бюджета по доходам и исполнение бюджета по расходам. Исполнение бюджет по доходам предусматривает: перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета; распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов; возврат плательщикам излишне уплаченных в бюджет сумм доходов; учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах данного бюджета. Исполнение бюджета по расходам производится в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета. При этом само исполнение осуществляется с соблюдением двух видов процедур: процедуры санкционирования и процедуры финансирования.
Нужно подчеркнуть, что Россия до сих пор находится на этапе реформирования. Поэтому появляются пробелы и проблемы, как в деятельности государственных органов, так и в деятельности органов местного самоуправления. Они вызваны нестабильностью, прежде всего в сфере правового регулирования. Часто меняются правовые нормы, в целом законодательство, причем в различных сферах деятельности. Произошли изменения в федеральном законодательстве, например, «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г.; изменились кодексы, например, бюджетный, в области ЖКХ и т.д.[16]
Анализируя деятельность органов местного самоуправления, можно сделать вывод, что имеют место проблемы становления самостоятельности местного самоуправления в Российской Федерации. Несмотря на то, что существует довольно большой перечень законов и нормативно-правовых актов, регулирующий организацию и осуществление бюджетных и иных финансовых полномочий местного самоуправления, этот процесс так и остается несовершенным.
Такие проблемы, как гарантированность получения средств из федерального и регионального бюджетов, разграничение права собственности на недвижимое имущество, распределение налогов и многое другое требует вмешательства со стороны государственной власти. Мы не сможем обеспечить достойную жизнь гражданам нашей страны, улучшить их материальное положение, оставив все без изменений. Условия для процветания общества для государства, улучшение образования и развития науки в России в целом невозможно до тех пор, пока эти условия не будут созданы в каждом отдельно взятом муниципальном образовании.
Таким образом, решать проблемы финансового обеспечения и развития местного самоуправления в РФ необходимо на разных уровнях и в разных направлениях. Но есть одно требование для успешного развития МСУ - это комплексное решение стоящих проблем. Несмотря на то, что все эти проблемы взаимосвязаны, решая только одну проблему невозможно будет решить все остальные. Поэтому для этого необходимо приложить усилия не только органам государственной власти, но и органам местного самоуправления.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ
2. Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
3. Решения МО ГО «Сыктывкар» № 7/12-149 от 25 декабря 2007 г. «Об утверждении положения о бюджетном процессе в МО ГО «Сыктывкар»».
4. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15.12.2006 № 06-04-08/01-161 «Методические рекомендации по организации мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности местных бюджетов»
5. Сатаровой Н.А. Бюджетное право Учебник М.: 2009 г.
6. Кутафин О.Е. Муниципальное право РФ, М., 2008
7. Кучеров И.И. Бюджетное право России.- М.: ЦентрЮрИнфоР, 2002г.
8. Ливеровский А.А. Бюджетные полномочия субъектов РФ., М., 2008
9. Тедеев А.А. Бюджетное право и процесс: Учебное пособие. – М.: Изд-во Эксмо, 2005 г.
10. Краткий юридический словарь / М.Е. Волосов, В.Н. Додонов, В.Е. Крутских, В.П. Панов. – М.: ИНФРА-М, 2000г.
11. Социально-экономическое развитие муниципальных образований в условиях реформы местного самоуправления // Мокрый В.С. Государственная власть и местное самоуправление. № 4. 2006.
12. Е. В. Никулина. Диссертация. «Совершенствование формирования доходов региональных бюджетов (на примере Белгородской области).» 2005г.
13. http://syktyvkar.komi.com/ - интернет портал МО ГО «Сыктывкар»
В целях обеспечения надлежащего профессионального уровня лиц, назначаемых на должность руководителя финансового органа субъекта Российской Федерации и руководителя финансового органа местной администрации, а также в соответствии со статьей 26.22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 65 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
квалификационные требования, предъявляемые к руководителю финансового органа субъекта Российской Федерации;
квалификационные требования, предъявляемые к руководителю финансового органа местной администрации.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить порядок назначения на должность руководителя финансового органа субъекта Российской Федерации, предусматривающий осуществление Министерством финансов Российской Федерации проверки соответствия кандидатов на замещение указанной должности квалификационным требованиям, утвержденным настоящим постановлением.
3. Установить, что пункт 1 настоящего постановления вступает в силу:
в части утверждения квалификационных требований, предъявляемых к руководителю финансового органа субъекта Российской Федерации, - с 1 января 2005 г. при условии вступления в силу пункта 17 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в части дополнения Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" главой IV.2;