Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 23:50, курсовая работа
Бюджет — нормандское слово (bougette), возможно происходящее от латинского bulga, которое буквально означает «кожаный мешок»[1].
Бюджетная система страны является основной финансовой базой деятельности государственных органов власти, органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий.
Введение. 3
Глава I. Правовое регулирование бюджетного процесса 5
§1.Понятие и правовая основа бюджетного процесса 5
§ 2. Участники бюджетного процесса и их полномочия. 4
Глава II Этапы бюджетного процесса на муниципальном уровне. 7
§ 1. Общие положения. 7
§ 2. Порядок составления проекта бюджета. 8
§ 3 Рассмотрение и утверждение бюджета 10
§4 Исполнение бюджета. 13
Заключение. 16
Список используемой литературы 18
Содержание
Введение.
Глава I. Правовое регулирование бюджетного процесса
§1.Понятие и правовая основа бюджетного процесса
§ 2. Участники бюджетного процесса и их полномочия.
Глава II Этапы бюджетного процесса на муниципальном уровне.
§ 1. Общие положения.
§ 2. Порядок составления проекта бюджета.
§ 3 Рассмотрение и утверждение бюджета
§4 Исполнение бюджета.
Заключение.
Список используемой литературы
Бюджет — нормандское слово (bougette), возможно происходящее от латинского bulga, которое буквально означает «кожаный мешок»[1].
Бюджетная система страны является основной финансовой базой деятельности государственных органов власти, органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий.
Бюджет играет не маловажную роль в развитии муниципальных образований, субъектов РФ, и государства в целом. Поэтому разработке его показателей уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов.
Местные органы власти наиболее тесно связаны с народом, более детально знают проблемы существующие на своей территории, так же к их компетенции отнесено не мало вопросов связанных с социальной защитой населения, здравоохранением, образованием, хозяйства, экологии. Для решения данных задач муниципальное образование должно иметь сбалансированный по доходам и расходам бюджет. Для достижения цели сбалансированного бюджета руководства муниципальных образований ежегодно проводят совокупность определенных действий, называемых бюджетным процессом.
Учитывая важность местных бюджетов в жизни страны, вопрос бюджетного процесса на муниципальном уровне является достаточно актуальным.
Целью данной работы является изучение нормативно правовой базы, регламентирующей бюджетный процесс, как он реализуется на муниципальном уровне, изучить нормативно правовой акт муниципального образования, регулирующий бюджетный процесс на местном уровне. В соответствии с указанными целями поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть структуру бюджетного процесса
2. Изучить этапы бюджетного процесса
3. Изучить нормативно правовой акт муниципального образования, регулирующий бюджетный процесс на местном уровне.
§1.Понятие и правовая основа бюджетного процесса
В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджетный процесс представляет собой регламентируемую законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю над их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности. [2]
Можно выделить следующие черты бюджетного процесса[3].
Во-первых, бюджетный процесс - это важнейшее направление финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Аккумулирование, распределение и использование денежных фондов публичных образований производится только в процессуальной форме. Бюджетный процесс включает в себя правотворческую (законотворческую) деятельность по подготовке проектов (решений) о бюджете, их рассмотрению и утверждению, составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об исполнении бюджетов, организационно-
Во-вторых, бюджетный процесс осуществляется строго определенным кругом субъектов, которые получили название участников бюджетного процесса. Каждый из них наделен определенным кругом полномочий, которые реализуются на одной или нескольких стадиях бюджетного процесса. Правовое положение участников бюджетного процесса определяется нормами бюджетного законодательства.
В-третьих, бюджетный процесс разделен на стадии, последовательно сменяющие друг друга и направленные на решение определенных задач.
Можно выделить несколько стадий бюджетного процесса
21
[4]:
1) составление бюджета;
2) рассмотрение и утверждение бюджета;
3) исполнение бюджета, контроль за исполнением бюджета;
4) составление и утверждение отчета за исполнением бюджета.
В современных условиях многократного повышения значения механизма обеспечения функционирования бюджетной сферы обострения бюджетных горизонтальных (между субъектами Федерации) и вертикальных (между центром и регионами, субъектами Федерации и муниципальными образованиями) противоречий, катастрофического снижения бюджетной дисциплины проблема эффективности бюджетного строительства и бесперебойного функционирования бюджетной системы приобретает особую актуальность.
Правовую основу бюджетного процесса представляют собой конституционные нормы, на основании которых разработано бюджетное законодательство Российской Федерации, включающее большой массив законодательных актов. Несомненно, главное место в регулировании бюджетных процессуальных правоотношений занимает Бюджетный кодекс Российской Федерации. Так же необходимо выделить обширное законодательство субъектов Российской Федерации и муниципальных образований о бюджетном процессе, которое играет большую роль в бюджетном процессе на муниципальном уровне. Однако помимо законодательства, принят объемный массив подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих различные стороны бюджетных процессуальных правоотношений. Подзаконное правотворчество в сфере бюджетного процесса является делегированным. Законодатель прямо указывает те случаи, когда органы исполнительной власти и местные администрации муниципальных образований вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам бюджетного процесса[5]. Так, в соответствии со ст. 179.1 БК РФ Правительство Российской Федерации в рамках подготовки проекта федерального закона о федеральном бюджете наделено правомочием устанавливать порядок формирования и реализации федеральной целевой адресной программой.
§ 2. Участники бюджетного процесса и их полномочия.
Бюджетный кодекс, в статье 152, дает закрытый перечень участников бюджетного процесса, в который входят одиннадцать групп участников бюджетного процесса[6]:
1. Президент Российской Федерации;
2. высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
3. законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;
4. исполнительные органы государственной власти (исполнительно-
5. Центральный банк Российской Федерации;
6. органы государственного (муниципального) финансового контроля;
7. органы управления государственными внебюджетными фондами;
8. главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
9. главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
10. главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
11. получатели бюджетных средств.
Таким образом, исходя из перечня, закрепленного в Бюджетном кодексе, можно вывести следующее определение участников бюджетного процесса.
Участники бюджетного процесса - это органы государственной власти и местного самоуправления, Банк России и бюджетные учреждения, осуществляющие деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю над исполнением, ведению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Согласно ст. 6 БК РФ «бюджетные полномочия» — установленные Бюджетным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.
Правовой статус участников бюджетного процесса, являющихся федеральными органами государственной власти, установлен БК РФ, а также принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.
К полномочиям законодательных (представительных) органов относятся рассмотрение и утверждение бюджетов соответствующего уровня, а также отчетов об их исполнении, осуществление последующего контроля за исполнением соответствующих бюджетов, формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов[7].
К полномочиям исполнительных органов государственной власти (исполнительно-
Полномочиями финансовых органов в бюджетном процессе являются составление проекта соответствующего бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), представление его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган, организация исполнения бюджета, установление порядка составления бюджетной отчетности. Финансовые органы обязаны ежемесячно составлять отчет о кассовом исполнении бюджета[8].
Основная функция Федерального казначейства в бюджетном процессе заключается в осуществлении бюджетных полномочий по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.
Центральный банк РФ, будучи участником бюджетного процесса, совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики. Кроме названных полномочий Центральный банк РФ обслуживает счета бюджетов, а также осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.
Отдельные операции со средствами бюджета могут осуществлять кредитные организации. На основании агентского соглашения они могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению и возврату бюджетных кредитов, а в случае отсутствия учреждений Центрального банка РФ на соответствующей территории или невозможности выполнения ими функций по обслуживанию счетов бюджетов — привлекаться для реализации этих полномочий.
§ 1. Общие положения.
Представительные органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании в соответствии с общими принципами бюджетного процесса, установленными федеральными законами и законами субъекта РФ. Составление проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов осуществляются в соответствии с бюджетной классификацией. Представительный орган местного самоуправления принимает решение о целях, формах и суммах долгосрочных заимствований в порядке, установленном уставом муниципального образования. Если местный бюджет не утвержден до 1 января планируемого финансового года, расходование финансовых средств муниципального образования до утверждения местного бюджета производится по соответствующим статьям местного бюджета истекшего финансового года ежемесячно в размере одной двенадцатой суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен. Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляется представительными органами местного самоуправления.
§ 2. Порядок составления проекта бюджета.
В соответствии со статьей 169 БК РФ проект местного бюджета составляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, в соответствии с Бюджетным кодексом и принимаемыми с соблюдением его требований муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Проект бюджета составляется с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными федеральными законами, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Составление проекта местного бюджета относится к исключительной прерогативе муниципалитета.
Так в соответствии с Решением МО ГО «Сыктывкар» № 7/12-149 от 25 декабря 2007 г. «Об утверждении положения о бюджетном процессе в МО ГО «Сыктывкар»»[9]
Порядок и сроки составления проекта бюджета на очередной финансовый год устанавливаются постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» с учетом требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и настоящего Положения.
Проект бюджета МО ГО «Сыктывкар» составляется на основе прогноза социально-экономического развития МО ГО «Сыктывкар» в целях финансового обеспечения расходных обязательств МО ГО «Сыктывкар».
Прогноз социально-экономического развития МО ГО «Сыктывкар» разрабатывается на три года в порядке, установленном администрацией МО ГО «Сыктывкар».
Среднесрочный финансовый план МО ГО «Сыктывкар» ежегодно разрабатывается по форме и в порядке, установленном администрацией МО ГО «Сыктывкар», с соблюдением положений Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Среднесрочный финансовый план МО ГО «Сыктывкар» разрабатывается на три года путем уточнения параметров указанного плана на плановый период и добавления параметров на второй год планового периода. Проект среднесрочного финансового плана утверждается администрацией МО ГО «Сыктывкар» [10].
Проект бюджета формируется на основе налогового и бюджетного законодательства, действующего на момент составления проекта, включая вопросы регулирования межбюджетных отношений на территории города, программ и прогнозов социально-экономического развития муниципального образования.
Бюджет муниципального образования должен быть сбалансирован. Бюджет считается сбалансированным, если объем расходов бюджета соответствует суммарному объему доходов и поступлений из источников финансирования его дефицита.