Безработица как социально-экономическому явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 21:31, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование безработицы в муниципальном образовании.

Объектом является безработица в муниципальном образовании.

Предметом является борьба с безработицей в муниципальном образовании.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2

Глава 1. Теоретические подходы к безработице как социально-экономическому явлению………………………………….…………………………………………….4

1.1Понятие и сущность безработицы…………………....……………………………………………..………....4

1.2. Причины безработицы……..…………………………………………..……5

1.3. Виды и формы

безработицы…………………………………………………………………..……...6

Глава 2. Государственная политика борьбы с безработицей в муниципальном образовании……………………………………………………………………………..10

Заключение…………………………………………………………………..………14 Список использованных источников……………………………………….................15

Работа содержит 1 файл

безработица.docx

— 36.11 Кб (Скачать)

  Исходя  из продолжительности существования  безработицы, различают:

  • краткосрочную безработицу (до 3-х месяцев и от 3-х до 8-ми месяцев);
  • длительную безработицу (от 8-ми до 18-ти месяцев), которая сопровождается общей деквалификацией безработного, потерей трудовых навыков и способности интенсивно работать в течение необходимого времени;
  • застойную безработицу (свыше  18-ти месяцев). Этот вид безработицы ведет безработного к полной профессиональной деградации в силу продолжительного отсутствия условий для повторения основных технологических трудовых приемов и процессов. Профессиональная деградация человека часто обусловливает его социальную деградацию, влечет изменение внутренней силы человека, а иногда к скатыванию его в группу люмпенов, бомжей, пьяниц. Реабилитация и возвращение таких людей к полноценной профессиональной деятельности возможна крайне редко и лишь в результате длительной, индивидуальной кропотливой работы .

  Одной из разновидностей безработицы является частичная безработица, которая возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия. В этом случае возможны два варианта поведения предпринимателя: либо он сохраняет возможность трудиться для части персонала полное рабочее время, а другую часть увольняет, либо без увольнения дает возможность работать всем неполное рабочее время, что и ведет к возникновению частичной безработицы.

           
 

Глава2. Государственная политика борьбы с безработицей в муниципальном образовании.

  Ключевой  элемент государственного  регулирования  рынка труда,  определяющее условие  занятости населения – создание рабочих мест.  Политика занятости,  уровень ее активности определяются динамикой создания рабочих мест.  Основным лимитом на рынке труда  является нехватка рабочих мест, а  не отсутствие квалифицированной рабочей  силы.  Более того, обучение и переобучение рабочей силы эффективно только в  том случае, если имеются соответствующие  полученной специальности и квалификации свободные рабочие места.

  Стимулирование  инвестиционной активности, направленной на создание и модернизацию рабочих  мест, должно рассматриваться в качестве одного из основных экономических приоритетов. Особое значение имеют крупные инвестиционные программы,  позволяющие на ряду с противодействием безработице  решать и другие важнейшие социальные проблемы, в частности жилищную.  В целях повышения инвестиционной активности  необходимо:

  1. Расширение источников инвестиций, в том числе за счет привлечение в инвестиционную сферу сбережений населения.
  2. Требуется активное участие государства в активизации инвестиционной деятельности предприятий по созданию и сохранению рабочих мест.
  3. Совершенствование налоговой политики. Налоги на доходы, предназначаемые на капиталовложения, должны быть значительно ниже, чем на текущее потребление. Налоговая система должна поощрять инвестиции производственного характера, а на инвестиционные кредиты должны начисляться низкие проценты.

  Также назрела настоятельная необходимость разработки Программы мер по созданию и сохранению рабочих мест, главной целью которой должно быть изменение уровня и структуры занятости населения Беларуси на основе  создания экономически эффективных рабочих мест и сохранения кадрового потенциала  в перспективных отраслях экономики. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

  • обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих, развитие кадрового потенциала  в  различных отраслях экономики;
  • регулирование рынка труда и повышение конкурентоспособности рабочей силы;
  • развитие  профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;
  • повышения качества создаваемых рабочих мест;
  • предотвращение роста и сокращение вынужденной неполной занятости и безработицы.

  Программа предполагает  определение потребности  в создании рабочих мест, повышение  эффективности использования имеющихся  мощностей, формирование механизма  финансирования создания рабочих мест.

  Инструментом  реализации Программы должна явиться  Генеральная схема создания рабочих  мест, отражающая общие потребности  населения в рабочих местах, структуру  имеющихся рабочих мест, а также  необходимое количество дополнительных рабочих мест. Генеральная схема  позволит обеспечить координацию усилий государственных органов в вопросах создания рабочих мест как в количественных, так и в качественных аспектах.

  В соответствии со ст. 9 Закона о занятости для  реализации политики занятости населения  и обеспечения гражданам соответствующих  гарантий создана государственная  служба занятости.

  Государственная служба занятости наделена широкими полномочиями. Она имеет право  заключать договоры с нанимателями о направлении к ним граждан (при наличии свободных мест) для  трудоустройства; запрашивать у  нанимателей сведения о наличии  вакансий, а также получать информацию о высвобождении рабочей силы в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или  штата работников; вносить в местные  Советы депутатов предложения по установлению предприятиям и организациям всех форм собственности брони для  приёма на работу лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; взыскивать в установленном порядке штрафы за нарушение Закона о занятости; направлять безработных в установленном законом порядке на другую работу в другую местность и др.

  Государство помогает безработным в начале их трудовой деятельности или в возобновлении  её и обеспечивает им следующие виды гарантий и компенсаций:

  а) предоставление особых гарантий лицам, высвобожденным с предприятий, из учреждений, организаций, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской  АЭС, уволенным с военной службы без права на пенсию;

  б) выплату  стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки и включение  этого периода в общий и  непрерывный трудовой стаж;

  в) выплату  в установленном порядке пособия  по безработице;

  г) оказание материальной помощи безработному и  членам его семьи;

  д) возмещение расходов и получение иных компенсаций  при необходимости переезда на другое место жительства в другую местность  для работы по направлению службы занятости.

  Для осуществления  контроля над соблюдением законодательства о занятости населения в структуре органов службы занятости созданы инспекции областных, городских и районных центров занятости населения. 
Основными задачами инспекторской службы являются:

  • осуществление контроля над правильностью применения законодательства о занятости государственными органами и нанимателями;
  • проверка деятельности хозяйствующих субъектов, оказывающих гражданам платные услуги, связанные с профориентацией, повышением профессионального уровня и подготовкой к новой работе, трудоустройством;
  • обеспечение совместно с финансовыми органами контроля за своевременным перечислением средств в фонд занятости по нормативам, установленным законодательством.

  Государство, согласно Конституции, создаёт условия  для полной занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему  гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также  пособие по безработице в соответствии с законом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

  Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, которую оценить, как социально-экономическое  явление, одназначно нельзя. С точки  зрения безработного это весьма негативное явление, так как потеря работы для  большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную  психологическую травму. Однако с  точки зрения экономической динамики данное явление является просто объективной  необходимостью. Другое дело, что государство  должно регулировать занятость, устранять  негативные последствия безработицы, а работники в свою очередь  должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения  работы, что позволит им не остаться в рядах безработных и продолжить свою трудовую деятельность.

  Несмотря  на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые  она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть товаров  и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень жизни  семьи безработного, так как пособие  по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое  состояние безработного.   

    Для кардинального решения проблем  безработицы надо в корне менять  политику занятости. Нельзя сегодня  пассивно сдерживать безработицу.  Только целенаправленное активное  повышение уровня занятости населения  на действующих и на вновь  создаваемых высокоэффективных  наукоемких рабочих местах поможет  вывести белорусскую экономику  из тупика, дать простор развитию  рыночных и социальных перспектив  не на бумаге, а на деле. 
 
 

  Список  использованных источников и литературы

  1. Ванкевич Е. В. Безработица в Беларуси: особенности изучения и управления.//Белорусский экономический журнал.-2001.-№4.
  2. Ванкевич Е. В. Экономические отношения занятости: закономерности развития и регулирования. - Мн.: БГЭУ, 2000.
  3. Вишневская Н. Рынок рабочей силы в ретроспективе XX столетия.//Мировая экономика и международные отношения.-2001.-№9-С.52-61.
  4. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег.- М., 1948.
  5. Количество безработных будет расти. //Национальная экономическая газета.-2002.-№69.
  6. Кохно П., Молева С. Современная ситуация на рынке труда  России. // Общество и экономика.-2000.-№5-6.-С.257-266.
  7. Макконнелл К. Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Т. 2-М., 2006.
  8. Макроэкономика./Под ред. Л.П. Зеньковой.-Мн.: Новое знание, 2002.
  9. Работа есть. Но не для всех и не везде.//Национальная экономическая газета.-2001.-№9.
  10. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда./ Под ред. А. И. Рофе.- М.: Издательство “МИК”, 2005.
  11. Слезингер Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики. - М.: ИНФРА-М, 2006.
  12. Павлов В. Чем измеряется безработица // Финансы.Учет.Аудит. – 2001. -№4
  13. Пархимчик Е. Краткий обзор некоторых тенденций в сфере занятости республики // Финансы. – 2001. - №4
  14. Лутохина Э.А.   Макроэкономическая нестабильность.  Учебно-методическое пособие. Мн.:2003г.
  15. Современная  экономика: Учеб. Пособие / Научн. ред.  О. Ю. Мамедов. – 2-е  изд. доп. – М.:  «Зевс», 1997.
  16. Маршалл А. Принципы экономической науки.,т. I-II. Пер. с англ. – М., Издательская группа «Прогресс», 2004.
                                       
 
 
 

 

 

Информация о работе Безработица как социально-экономическому явление