Административное правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Административно-правовые отношения по своей сути, как и другие виды правоотношений в различных отраслях права, наряду с предметом и методом, можно сказать, являются фундаментальным базисом.

Содержание

I. Вступление
II. Основная часть
1. Понятие административного правоотношения.
2. Основные черты административных правоотношений.
3. Структура административных правоотношений.
4. Юридические факты в административном праве.
5. Виды административных правоотношений.
II. Административно-правовые отношения классифицируются по многим критериям.
III. Заключение.
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 63.87 Кб (Скачать)

Общественное объединение может  быть ликвидировано по решению суда.

Президент РФ своим указом постановил Правительству Российской Федерации  обеспечить координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации  –

по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  может передавать им осуществление  части своих полномочий, если это  не противоречит Конституции Российской Федерации, Федеральному конституционному закону и федеральным законам;

взаимодействует с общественными  объединениями и религиозными организациями.

При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчетны Правительству  Российской Федерации, а по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к полномочиям  Президента Российской Федерации, и  Президенту Российской Федерации.

Президент Российской Федерации в  соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным  законом обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие Правительства Российской Федерации  и других органов государственной  власти.

Правительство Российской Федерации  в пределах своих полномочий осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, и по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации  обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, способствует взаимодействию указанных органов.

6. Разграничение административных  и других правовых отношений.

Из определения правовых отношений  как общественных отношений, регулируемых нормами права вытекает, что правовые и фактические отношения неотделимы друг от друга.

Фактические отношения приобретают  юридическую форму в результате их правового регулирования.

Нормами права регулируются многие, но далеко не все общественные отношения. Предметом правового регулирования  могут быть лишь те из них, которые  имеют волевой характер, ибо право способно воздействовать только на сознание и волю людей.

Но не все волевые отношения  регулируются правом, ибо одни из них  не нуждаются в нем, так как  регулируются иными социальными  нормами, другие вообще невозможно урегулировать  правом. “Правовым регулированием, – пишет С. С. Алексеев, – охватываются лишь такие общественные отношения, которые в данных социально-экономических  условиях объективно требуют правового  регулирования”. Все это, в частности, относится и к управленческим отношениям. Следовательно, отграничивая административные отношения от всех иных правовых отношений, следует иметь  в виду, что речь идет об отграничении не всех управленческих отношений, а  лишь тех, которые регулируются правом.

За пределами этой классификации  остаются те фактические управленческие отношения, которые не могут быть урегулированы нормами права, а  также те, которые по тем или  иным причинам не регулируются ими, хотя это и возможно и необходимо.

Разграничение административных и  иных правоотношений предполагает единый общий критерий. Им может быть только характер регулируемых правом общественных отношений, т. е. предмет правового  регулирования. Он же служит основанием разграничения отраслей права. Широкоизвестное мнение многих ученых о том, что вторым, вспомогательным методом систематизации права может служить метод правового регулирования, автор данной работы не разделяет. Мнение Л. С. Явича о том, что “игнорирование метода регулирования есть... известное игнорирование самой специфики правового регулирования”, на наш взгляд, неправильно.

Признание специфики правового  регулирования вообще и соответствия методов правового регулирования  каждой из групп регулируемых правом общественных отношений – далеко не одно и то же.

Наиболее тесно административное право, связано с государственным (конституционным) правом. Это объясняется  взаимной близостью, переплетением  многих административно-правовых и  государственно - (конституционно-) правовых отношений.

К государственно-правовым следует отнести общественные отношения, возникающие в сфере организации и деятельности высших органов государственной власти федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления.

В этом заключается специфика, отличающая их от всех других правовых, в частности  административных, отношений.

Своеобразно соотношение административных и финансовых правоотношений. Общественные отношения, возникающие в области  финансовой деятельности, составляют специфическую часть государственно-правовых и административно-правовых отношений. Соответственно этому нормы права, регулирующие эти общественные отношения, выделяются в относительно самостоятельную  отрасль права и в своей  совокупности составляют финансовое право.

П. Стайнов и А. Ангелов указывают, что “определяющим моментом финансовых правоотношений является организующая роль органов государственного управления, которая выражается, в частности, в форме исполнительно-распорядительной деятельности... Однако при более тщательном анализе, если строго придерживаться критерия предмета правового регулирования, становится ясным, что финансовые правоотношения известным образом обособлены и имеют свою специфику. Финансовые правоотношения возникают в процессе осуществления государством специфической деятельности в области финансовой системы с ее особыми задачами и целями. Это, таким образом, особый круг общественных отношений, а именно отношений, которые возникают в связи с деятельностью государства по накоплению, распределению и расходованию денежных средств – финансов”.

В. В. Бесчеревных определяет финансово-правовые отношения как “общественные  отношения в области собирания  и распределения государством денежных средств, в которых стороны выступают  как носители прав и обязанностей, установленных нормами финансового  права”. Однако общность и различия административных и финансовых правоотношений выявлены им недостаточно четко именно потому, что не учтена относительность самостоятельности предмета этой отрасли права.

В основном аналогично решается вопрос о разграничении административных и земельных правоотношений. “К земельным правоотношениям, – пишет  Г. А. Аксененок, – относятся все правовые отношения по поводу использования земли, в которых объектом является земля”.

С большими трудностями связано  отграничение административных отношений  от гражданских. Усилия ученых-юристов в этом вопросе до сих пор не привели к единому мнению.

В процессе многих действий складываются административно-правовые имущественные  отношения между администрацией предприятия и администрацией соответствующих  медицинских, бытовых, учебных учреждений. К имущественным административно-правовым отношениям, стороны которых не связаны  подчинением, относятся также отношения  между работниками отдела технического контроля и работниками цехов  и отделов заводов, возникающие  в процессе контроля за качеством и комплектностью изготовляемой предприятием продукции.

В системе административно-правовых отношений имеется много неимущественных  отношений, стороны которых не связаны  подчинением.

Таким образом, ни имущественный характер, ни подчинения одной стороны правоотношения другой не могут быть использованы для разграничения этих отраслей права.

Полемизируя с С. С. Алексеевым, допускающим и отстаивающим возможность совмещения имущественного и организационного характера общественных отношений, С. Н. Братусь пишет: “Верно, что нельзя отрывать содержание регулируемых правом общественных отношений от объекта этого регулирования. Но дело в том, что те отношения, которые складываются на основе имущественной обособленности их участников как субъектов непосредственной хозяйственной деятельности, являются по самой своей природе, по своему содержанию имущественными отношениями”.

Защищая положение о равноправии  сторон гражданско-правового отношения  как его специфическом признаке и признавая наличие этого  признака в отношениях между организацией, передающей здание, сооружение, предприятие  безвозмездно, по распоряжению вышестоящего государственного органа, и организацией, принимающей это имущество, С. Н. Братусь отказывает в признании этого отношения административно-правовым, так как при этой передаче соблюдаются условия, обеспечивающие принцип хозрасчета, и возможные имущественные споры между передающей и принимающей организациями при разноведомственной их подчиненности разрешаются арбитражем. Но этого далеко не достаточно ни для отрицания административно-правового характера этих отношений, ни для признания их гражданско-правовыми.

Условия, обеспечивающие принцип хозрасчета, соблюдаются не только гражданским, но и административным правом. Государственным  арбитражем защищаются не только гражданско-правовые отношения.

Обязанности передающей и принимающей  организации корреспондируют не только праву вышестоящего органа, как полагает С. Н. Братусь, но и их собственным взаимным правам. Обязанность и право передающей организации передать имущество корреспондируют праву и обязанности принимающей организации принять передаваемое.

Однако если бы и удалось доказать гражданско-правовой характер этих имущественных  отношений, проблема разграничения  гражданского и административного  права была бы не менее далека от ее разрешения. Дело в том, что равноправие  характерно также для многих неимущественных  административно-правовых отношений.

Административные отношения отличаются и от трудовых отношений. Трудовое право  определяется как отрасль права, “регулирующая общественно-трудовые отношения рабочих или служащих и некоторые другие отношения, связанные  с трудовыми отношениями рабочих  и служащих”.

Многие общественные отношения, регулируемые административным и трудовым правом, органически связаны между собой. Это отношения, возникающие в  процессе труда служащих аппарата государственного управления, а также непосредственно  связанные с ними отношения по материальному обеспечению служащих в старости, в случае болезни, инвалидности и т. д., отношения по надзору за охраной труда служащих и т.п.

Осуществляя свои административные служебные  обязанности и права, служащие вступают в административно-правовые отношения. В качестве носителей личных прав они являются участниками трудовых правовых отношений. Административное право отличается от колхозного права, регулирующего “общественные отношения, возникающие в процессе организации и производственной деятельности колхозов”.

Многие отечественные юристы в  колхозное право включают нормы, регулирующие отношения по государственному руководству колхозами. По нашему мнению, эти отношения, несомненно, связанные  с колхозными отношениями, по своему конкретному характеру весьма существенно  отличаются от них и не могут быть объединены в одну общую группу колхозно-правовых отношений.

Административные отношения отличаются от уголовных правоотношений. Уголовными признаются “те общественные отношения, которые возникают вследствие совершения наиболее общественно опасных посягательств  на охраняемые государством отношения. Эти общественные отношения приобретают  в результате их юридического регулирования  вид уголовных правоотношений”.

Уголовные правоотношения имеют много  общего с отношениями, возникающими вследствие совершения дисциплинарных и административных проступков, наложение  взысканий, за которые регулируются административным правом.

Общность этих двух видов общественных отношений выражается в том, что, во-первых, они порождаются правонарушениями (преступлениями и проступками); во-вторых, их целью является, зашита общества от правонарушений. Вместе с тем  между этими видами общественных отношений имеются различия, вытекающие из особенностей преступлений и проступков. Исходя из этих различий делятся и нормы права, регулирующие указанные отношения.

Вопрос о различиях между  преступлениями и проступками, относится  к спорным в юридической науке.

Границы между этой частью административного  права и уголовным правом подвижны, так как с изменением общественных условий отдельные, относящиеся  к проступкам действия и бездействия  могут быть отнесены к преступлениям, и наоборот, действия или бездействия, относящиеся к преступлениям, могут  быть отнесены к проступкам. Административное право управленческим характером регулируемых им общественных отношений отличается также от уголовно-процессуального  и от гражданско-процессуального  права.

Итак, административно-правовые отношения  составляют специфическую часть  общественных отношений, а регулирующие их нормы в своей совокупности образуют отрасль административного  права.

Информация о работе Административное правоотношения