В
южной части Соборной площади находится
Благовещенский собор-домовая церковь
русских царей. Построенный псковскими
мастерами в 1484-1489 годах. Первоначально
небольшая четырехстолпная крестово-купольная
постройка имела всего три главы, но в
60-х годах XVI века были возведены четыре
главы над галереями и две ложные-над сводами.
Внутри собор невлик. Здесь сохранился
один из древнейших иконостасов XV века.
Так же расположены произведения знаменитых
живописцев- Андрея Рублева, Феофана Грека,
Прохора с Городца. Фресковая живопись
художника Феодосия. Пятиярусный иконостас
Благовещенского собора относится к числу
самых загадочных произведений древнерусского
искусства.
Напротив
Благовещенского собора находится Архангельский
собор. Это второй по значению храм Московского
государства. Строил собор итальянский
зодчий Алевиз Новый в 1505-1508 годах. Архангельский
собор представляет собой большой шестистолпный
крестово-купольный храм, увенчанный традиционным
русским пятиглавием. «Он отличается нарядностью,
обилием декоративных деталей: пилястр,карнизов,порталов.
С XIV века храм становится княжеской усыпальницей.
Всего в соборе 46 гробниц, расположенных
по периметру храма. Вновь отстроенный
собор во второй половине XVI века расписали,но
живопись плохо сохранилась. В XVII веке
собор был расписан под руководством Симона
Ушакова и Степана Рязанца. Иконостас
Архангельского собора также создан в
XVII веке.
С
западной стороны Успенского собора расположена
маленькая одноглавая церковь
Ризоположения. Она постороена в 1484-1485
годах псковскими мастерами. Церковь была
реставрирована в XX веке, в результате
чего сильно изменился её внешний вид.
Это сооружение служило местом домашней
молитвы святителей, а с 1653 года стало
дворцовым. Росписи церкви Ризоположения
были исполнены в 1644 году живописцами
Сидором Поспеевым, Иваном Борисовым и
Семеном Абрамовым. Трехъярусный иконостас
церкви относится к древнему типу русских
высоких иконостасов. Его иконы написаны
в 1627 году артелью мастеров под руководством
одного из лучших русских мастеров первой
трети XVII века Назария Истомина Савина.
В центре Кремля на Соборной площади располагается
церковь-колокольня
Иоанна Лествичника
– Иван Великий. Это сооружение представляет
собой трехъярусную белоснежную златоглавую
башню. Впервые церковь Иоанна Лествичника
появилась на территории Кремля при Иване
Калите в 1329. Данные археологии показывают,
что это было небольшое восьмигранное
в плане сооружение. Новую колокольню
в 1505–1508 годах строил итальянец Бон Фрязин. Верхний
ярус надстроен в 1600 году. В 1532-1543 годах
архитектор Петрок Малый пристроил к колокольне
звонницу. В 1812 году звонница вместе с
пристройкой были взорваны, а в 1819 году
их восстановили по проекту Д.И.Жилярди.
«У
подножия колокольни Ивана Великого стоит
знаменитый Царь-колокол. Отлит в 1733-1735
годах литейщиком Иваном Моториным и его
сыном Михаилом. Его вес-200 тонн, высота-6,14
метра, диаметр-6,6 метра. Недалеко от него
находится другой памятник литейного
искусства - Царь-пушка. Она отлита
из бронзы в 1586 году мастером Андреем Чоглоковым.
Вес пушки-40 тонн, длина- 5 метров 34 сантиметра,
калибр – 890 миллиметров. Царь-пушка предназначалась
для обороны Московского Кремля.»5
ДВОРЦЫ
И ДВОРЦОВЫЕ ЦЕРКВИ
Потешный дворец был построен в 1652 году
как жилые покои для боярина И.Д. Милославского.
После его смерти они отошли казне. С 1673
в них начали устраивать спектакли первого
в России придворного театра. Именно тогда
он и получил название Потешного, т.е. дворца
для развлечений, потехи. В 1679 дворец был
значительно перестроен и расширен. К
нему пристроили деревянные хоромы и терема
для сестер государя и соединили крытым
переходом с царским дворцом. В 1806 году
дворец повторно перестраивался, под руководством
И.В.Еготова.
Большой Кремлевский Дворец (1838-1850) построен
по проекту архитектора К.А.Тона на
месте древних дворцовых помещений. В
плане представляет собой букву «П». Главным
фасадом обращен к Москве-реке. С севера
примыкает к Теремному дворцу, с востока
– к Грановитой палате. Дворец включает
около 700 помещений и располагается на
площади почти в 20 тыс. кв. м. Парадные залы
дворца посвящены русским военным орденам.
Самый большой зал дворца – Георгиевский.
Владимирский зал – восьмигранный в плане
– перекрыт куполом со световым фонарем.
В отделке этого зала широко применен
мотив арки. Залы, посвященные орденам
Александра Невского и Андрея Первозванного,
перестроены в 1930-е годы и не сохранили
своей первоначальной отделки.
Кремлевский Дворец съездов построен
в рекордно короткие сроки - за 2 года (1959-1961).
Проект этого современного общественного
здания принадлежит группе архитекторов
– М.В.Посохину, А.А.Мндоянцу, Г.Н.Львову,
И.И.Кочетову. Дворец предназначен для
съездов КПСС. Зал заседаний вмещает 6
тысяч человек. Сцена зала – одна из самых
больших театральных сцен мира. Над зрительным
залом расположен банкетный зал на 2500
посадочных мест. Кремлевский Дворец съездов
– уникальное сооружение советской архитектуры.
Грановитая палата построена в 1487-1491
годах итальянскими архитекторами Марко
и Пьетро Антонио Солярио. Главный фасад
Грановитой палаты, обращенный на Соборную
площадь, облицован камнями, отесанными
на четыре грани, отчего она и получила
свое название. Грановитая палата – главный
тронный зал московских великих князей
и царей, где принимали иностранных послов
и отмечали события государственного
значения. Живопись и убранство интерьера
палаты менялись неоднократно. «Грановитая
палата являлась парадным тронным залом.
В ней проходили пышные приемы иностранных
послов, заседали земские соборы. В 1552
году Иван Грозный праздновал в Грановитой
палате победу над Казанью, а Петр I в 1709
году отмечал здесь победу над шведами.»6
Теремной дворец был выстроен царем
Михаилом Романовым для своих детей. Основанием
для него послужили два этажа постройки
великокняжеского дворца, сооружённого
по проекту Алевиза Фрязина в 1499—1508 годах,
а также надстроенные над ним во второй
половине XVI
века Мастерские
палаты. Эти терема были построены в 1635—1636 годах по
приказу царя Михаила Романова мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным,
Ларионом Ушаковым. Три этажа жилых хором
поставлены друг на друга с отступом от
стен древних палат, получился ярусный,
ступенчатый силуэт. Это первые каменные
покои в царском дворце. С восточной стороны
Теремного дворца расположена группа
дворцовых домовых церквей: церковь Екатерины,
Верхоспасский собор, церкви Распятия
и Воскресения Словущего.
Патриарший
дворец и церковь
Двенадцати апостолов (1653–1656). В 1653 молодой
и энергичный патриарх Никон начал строительство
дворца на патриаршем дворе. Работами
руководил каменных дел мастер Алексей
Корольков. Выстроенный патриарший дворец
мало уступал по роскоши царскому. Он включал
в себя обширный домовый храм, жилые покои,
залу для официальных приемов и служебные
помещения. В своей восточной части дворец
был трехэтажным. Небольшая надстройка,
образующая четвертый этаж, была возведена
в конце XVII века. Она получила название
Петровской палатки, потому что, по преданию,
там спасался во время стрелецкого бунта
Петр I. На сводах между надстройкой и церковью
был устроен «висячий сад». Патриаршая
церковь была пятиглавой и имела галерею,
направленную к Успенскому собору. Впоследствии
эта галерея была разобрана, так что южный
портал церкви оказался висящим над пустотой.
Патриарх
Никон не успел завершить оформление храма.
Работы продолжил его преемник патриарх
Иоаким. При нем была расписана центральная
глава храма, а полы в церкви были выстланы
муравленым, т.е. покрытым зеленой поливой,
кирпичом. Иконостас времени патриарха
Иоакима дважды заменяли новым. Сегодня
в патриаршей церкви установлен иконостас
из уничтоженного в 1929 кремлевского Вознесенского
монастыря.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все
строительство периода XIII-XVI веков
отмечено освоением русской архитектурой
высокого ремесла ренессанса. Нужно сказать,
однако, что это влияние не поглотило национальных
форм русской архитектуры, оно лишь усовершенствовало,
обогатило их, усилила их конструктивную
и архитектурную логику и способствовала
возрождению на Руси высокой строительной
техники. Лучшим памятником этой эпохи
можно считать Московский Кремль, сохранивший
при всех последующих изменениях свою
исторически сложившуюся пространственную
композицию.
Треугольник стен с соборной и дворцовой
группой зданий в центре, прошел все стадии
постепенного развития со времени Ивана
Калиты до наших дней. Поэтому Московский
Кремль является глубоко национальным
русским произведением, несмотря на широкое
привлечение иноземных зодчих в роли исполнителей
различных частей этого замечательного
ансамбля.
Архитектурный комплекс Кремля образован
храмовыми и дворцовыми зданиями, прекрасными
ярусными кремлевскими башнями и доминирующим
над ними столпом Ивана Великого. В 1990 году Кремль
был включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Лопатин
П. Москва.М.:Государственное издательство
детской литературы министерства просвещения
РСФСР,1954.433с.
Писарская
Л.В. ,Родимцева И.А.
Московский Кремль.М.: Моск. Рабочий,1981.240с.
Синельников
А.Г. История Москвы.М.: Наука,1976.523с.
ru.wikipedia.org/wiki
www.kreml/.ru/ru/history