Московский кремль и его соборы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 18:58, реферат

Описание работы

Московский Кремль — древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический, духовно-религиозный и историко-художественный комплекс столицы, официальная резиденция Президента Российской Федерации. Я выбрала эту тему, руководствуюсь личным интересом, а так же, я думаю, что данная тема имеет историко-культурная значимость. Московский Кремль, сердце России, является свидетелем множества важнейших событий мировой истории. На современном этапе развития общества очень важно не терять связь со своими корнями, всем тем, что создано нашими предками.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1.История Московского Кремля………………………………………….4

2.Стены и башни Кремля………………………………………………….8

3.Соборы и церкви Московского Кремля………………………………..9

4.Дворцы и дворцовые церкви…………………………………………..12

Заключение………………………………………………………………..15

Список использованной литературы…………………………………….17

Работа содержит 1 файл

история !!!!!!!!!!!!.docx

— 46.11 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

   Введение……………………………………………………………………3

   1.История  Московского Кремля………………………………………….4

   2.Стены  и башни Кремля………………………………………………….8

   3.Соборы  и церкви Московского Кремля………………………………..9

   4.Дворцы  и дворцовые церкви…………………………………………..12

   Заключение………………………………………………………………..15

   Список  использованной литературы…………………………………….17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

   Московский Кремль — древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический, духовно-религиозный и историко-художественный комплекс столицы, официальная резиденция Президента Российской Федерации. Я выбрала эту тему, руководствуюсь личным интересом, а так же, я думаю, что данная тема имеет историко-культурная значимость. Московский Кремль, сердце России, является свидетелем множества важнейших событий мировой истории. На современном этапе развития общества очень важно не терять связь со своими корнями, всем тем, что создано нашими предками. Причём это касается не только истории как таковой, но и всего культурного наследия в целом. Как известно, архитектура представляет собой неотъемлемую часть культуры русского народа. Кремлёвский ансамбль – отличный образец искусства своего времени. В архитектуре Кремля ярко отразились многие этапы исторического развития русского народа и русского государства, и нашли блестящее выражение характерные черты национальной культуры. По сути, ансамбль Кремля включает в себя целый ряд объектов, каждый из которых заслуживает предельно внимательного исследования.

   Использованная  в данном реферате литература позволяет в полной мере осветить проблемы моего исследования. 
 
 
 
 
 
 
 

   ИСТОРИЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

   В первой половине XII века на Боровицком холме, где сегодня раскинулся Кремль, возникло славянское поселение, давшее начало городу Москве. Первое упоминание о Москве в летописях относится к  1147 году. В этом году суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил в Москву своего союзника-князя Святослава Новгород-Северского. 1147 год принято считать официальной датой основания города. «В 1156 году на берегу Москвы-реки, у слияния ее с рекой Неглинной, были построены первые деревянные крепостные стены московского Кремля.»1

   Самый древний Кремль занимал небольшую территорию около 3–4 га. Кроме деревянных стен, ее защищали рвы и земляные валы.  В XIII веке жителям Москвы пришлось испытать страшное вражеское нашествие : в 1238 году Москва была сожжена и разграблена полчищами хана Батыя. Московский князь Иван Калита (1320–1340-е годы), получивший титул великого князя, значительно расширил Кремль. Внутри новой крепости, обнесенной дубовыми стенами, были заложены белокаменные соборы, новые хоромы.

  При великом князе Дмитрии Донском дубовые стены города были заменены на белокаменные (1366–1368), и Кремль стал первым каменным градом Московского государства. «Вероятно, белокаменный Кремль имел 8 или 9 башен и 5 из них были проездные. Причем три проездные башни вели в сторону красной площади.»2 В этот период площадь Кремля увеличилась почти до современных размеров. В 1365 вблизи нынешних Спасских ворот глава Русской православной церкви митрополит Алексий основал Чудов монастырь. В этот же период на месте современного Большого Кремлевского дворца выстроили великокняжеский терем. В 1393 по заказу вдовы Дмитрия Донского в системе дворца была заложена каменная церковь Рождества Богородицы.  Кремль Дмитрия Донского прослужил более 100 лет.  В XV веке были выстроены новые, кирпичные стены и башни Кремля. В результате стены Кремля получили современные очертания. Их протяженность с башнями составляет 2235 метров, а площадь стала равна примерно 28 гектарам.  Подавляющее большинство этих сооружений разобрали или перестроили в 16–17 вв. Кардинальная реконструкция Кремля была предпринята великим князем Иваном III.  Сильное правительство молодого Московского государства, освободившегося от подчинения Золотой Орде, начало строительство нового монументального Кремля. «Территория Кремля в это время значительно расширилась в северном и восточном направлениях. Остатков Кремля Ивана Калиты не сохранилось, известно только, что он был окружен рвом и земляным валом.»3 В начале 17 в., во время польско-шведской интервенции, Кремль подвергся разорению. Особенно пострадал царский дворец. На его месте спешно выстроили новые деревянные хоромы, которые дважды уничтожались пожарами, в 1613 и 1626. Самым сильным был пожар 1626, и после него московское правительство приняло решение строить в Кремле преимущественно каменные дома . Древний Кремль уже не мог отвечать запросам нового государства и тем более расположившегося в нем двора великого князя всея Руси. В московском Кремле начинается грандиозное строительство, для чего в Москву приглашаются итальянские зодчие: Аристотель Фиораванти, Петр Антонио Солярио, Марко Руффо, Алевиз Новый, Бон Фрязин и другие. Работая в содружестве с русскими мастерами, они не только учитывали местные условия строительства, но и постоянно находились под влиянием русских строительных традиций. Поэтому творчество их целиком было проникнуто духом русской национальной архитектуры.

   На  месте обвешавших белокаменных укреплений Кремля времен Дмитрия Донского возводятся из кирпича новые могучие стены  и башни. Сооружаются величественные Успенский и Благовещенский соборы, Гранитовая палата, закладывается княжеская  усыпальница - Архангельский собор, расширяется территория Кремля. Идёт активное строительство светских зданий, и Кремлёвский ансамбль получает логическое завершение. В 163536 годах строится Теремной дворец, примыкающий к Грановитой палате. В XVII веке башни Кремля получают ярусные и шатровые завершения, приобретя современный облик. В 18 в. Кремль приходит в запустение в связи с переносом столицы в Петербург. Перенос в 1712 г.  столицы из Москвы в Петербург сильно  отразился на облике  бывшей царской резиденции.  Обветшали без должного присмотра ее стены и башни,  дворцы  и терема.  Времени  усердно  помогали  пожары, уничтожившие немало уникальных сооружений, и люди, бездумно перестраивавшие древние  здания  и  записывавшие  красками  работы  старых мастеров. Однако  в 1773  г.  по проекту В. Баженова закладывается Кремлевский дворец, но уже через два года работы прекратили из-за отсутствия средств и в связи с изменившимися вкусами и настроениями императрицы. В самом конце 18 в. вновь вернулись к мысли о благоустройстве Кремля. Теперь все работы были поручены зодчему М.Ф.Казакову. Архитектор создал в Кремле для правительства здание Сената и дополнил постройками в древнем, «готическом» вкусе ансамбль Чудова монастыря. «Готическую» линию М.Ф.Казакова поддержали архитекторы К.Росси и А.Н.Бакарев в созданной ими Екатерининской церкви Вознесенского монастыря. Архитектор И.В.Еготов недалеко от Троицких ворот возвел здание Оружейной палаты, которая стала первым российским музеем, посвященным русской истории.

   Начало XIX века ознаменовалось для Кремля драматическими событиями. В 1812, после того как Москва по приказу М.И.Кутузова была оставлена русской армией, в Кремль вошли войска Наполеона. Кремлевские храмы были разграблены французскими солдатами, а многие здания пострадали от произведенных по приказанию Наполеона взрывов. Однако уже в 1813 большинство храмов было приведено в порядок. Новое большое строительство началось в Кремле в 1830-е годы. Архитектор К.Тон. На месте древних царских хором Тон возвел новое огромное здание Большого Кремлевского дворца. На месте старого Конюшенного двора близ Боровицкой башни по проекту Тона снесли древнюю церковь Рождества Иоанна Предтечи и построили новое здание Оружейной палаты. В начале XX века, после октябрьского переворота 1917, Кремль стал ареной борьбы за установление в Москве власти советов. Во время боев от артиллерийского обстрела пострадали некоторые башни и храмы. В 1918 в Кремль переехало советское правительство во главе с В.И.Лениным. В здании бывшего Сената разместились учреждения Совета Народных Комиссаров. Кавалерские корпуса были приспособлены для квартир членов правительства. По идеологическим соображениям в 1930-е годы были уничтожены многие кремлевские постройки культового характера. Снесли Чудов и Вознесенский монастыри, а на их месте построили здание Военной школы ВЦИК. Разобрали церковь Константина и Елены, церковь Благовещения на Житном дворе, храм Спаса на Бору. В 1937 все башни Кремля вместо завершения в виде двуглавого орла получили пятиконечные звезды из рубиново-красного стекла. В 1959 на месте снесенного здания Оружейной палаты заложили фундамент нового советского дворца для проведения партийных съездов. Открытие этого здания, выполненного из стекла и бетона, состоялось в 1961. В настоящее время Кремль по-прежнему выполняет роль правительственной резиденции и является одним из крупнейших архитектурных и художественных музеев-заповедников.  

СТЕНЫ И  БАШНИ КРЕМЛЯ

   «Существующие стены и башни были построены в 1485-1495гг.Возвели  их итальянские архитекторы Антон Фрязин (Антонио Джиларди), Марко Фрязин (Марко Руффо), Петр Фрязин (Пьетро Антонио Солари), Алевиз Фрязин Старый (Алоизио да Каркано).Общая протяжённость стен — 2235 м, высота от 5 до 20 м, толщина — от 3,5 до 6,5 м. В плане стены образуют собой неправильный треугольник.

     По углам треугольника располагались  круглые башни – Угловая Арсенальная,  Водовзводная и Беклемишевская, которые были наиболее  прочными  и  позволяли вести обстрел вкруговую.  В том месте, где к Кремлю подходили важные стратегические  дороги,  возводились  мощные четырехугольные  башни  с  проездными  воротами – Спасская,  Никольская, Троицкая,  Боровицкая, Тайницкая, Константино–Еленинская. С наружной стороны   их   защищали   стрельницы. Спасская башня была парадной. Ее проездные ворота связывали Кремль с Красной площадью, и поэтому она получила наиболее красивое оформление. В XVII веке на ней были установлены часы, замененные в XVIII веке. Остальные  башни  располагались между угловыми и проездными и носили  сугубо  оборонительный  характер.»4

     До XVII в. (когда появились шатры) башни заканчивались зубцами, под которыми были машикули – навесные бойницы для ведения ближнего  боя.  Они сохранились до наших дней почти на всех башнях. Зубцы в форме ласточкина хвоста. Всего зубцов по верху стены — 1045. Зубцы стен Кремля с их характерной формой «ласточкиного хвоста», весьма распространенный элемент в итальянской архитектуре. Аналогичные зубцы имеются на зданиях и башнях различных городов Италии, причем многие здания построены намного раньше Кремля. Объясняется это тем, что во второй половине XV века Московский Кремль перестраивался с участием итальянских зодчих, и был использован архитектурный стиль, применяемый в Италии.

   Вдоль стен расположено 20 башен. 3 башни, стоящие  в углах треугольника, имеют круглое  сечение, остальные — квадратное. Самая высокая башня — Троицкая, она имеет высоту 79,3 метра. Самая «старшая» из них Тайницкая (1485), самая «юная» – Царская (1680).

     Большинство башен выполнено  в едином архитектурном стиле,  приданном им во второй половине XVII века. Из общего ансамбля выделяется Никольская башня, которая в начале XIX века была перестроена в готическом стиле.

СОБОРЫ  И ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

   Соборная площадь Кремля – одна из древнейших в Москве. Возникновение ее относят к началу XIV века. На площади возвышаются Успенский, Благовещенский и Аpхангельский соборы, колокольня Ивана Великого, Гpановитая палата и другие памятники pусской аpхитектуpы. В XVIII и XIX веках площадь несколько pаз покpывали плитами из кpепкого песчаника. В начале XX века ее освободили от наросшего культуpного слоя, а в 30–х годах нашего столетия асфальтиpовали.  В 1955 году асфальт сняли и восстановили пpежнее каменное покpытие.

   Собоpная площадь была главной площадью Кpемля. В стаpину на ней пpоисходили цеpемониальные тоpжественные шествия по случаю  венчания  на цаpство  цаpей  и коpонования импеpатоpов.  Они сопpовождались обычно пышными воинскими эскоpтами.  Пеpед Кpасным кpыльцом Гpановитой палаты встpечали иностpанных послов. Здесь пpоходили также похоpонные пpоцессии в Аpхангельский собоp – усыпальницу московских  великих князей  и цаpей  – и Успенский собоp – место погpебления московских митpополитов и патpиаpхов.  Неповтоpимый по кpасоте аpхитектуpный ансамбль Собоpной площади,  живописный и гаpмоничный, создавался тpудом и талантом pусских мастеpов  Москвы,  Владимиpа,  Пскова,  итальянских аpхитектоpов. Постpоенный более 500 лет назад,  этот великолепный ансамбль и сегодня волнует гpандиозностью своего замысла.

   Успенский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 14751479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. . Перед итальянским зодчим была поставлена задача возвести собор по образцу древнего Успенского собора во Владимире. Это пятиглавый трехнефный православный храм. Со строгим внешним обликом контрастирует богатство внутреннего убранства. Собор впервые был расписан в конце 15 в. Известно, что в этой работе принимал участие знаменитый иконописец Дионисий.  Существующая роспись появилась в соборе в 1642–1643. Руководили работами царские изографы Иван Паисеин и Сидор Поспеев . Иконостас Успенского собора, полностью скрывающий от взглядов алтарную часть храма, был создан в 1653 по заказу патриарха Никона. С 1395 по 1918 год в соборе находилась Владимирская чудотворная икона Божией Матери. Сегодня многочисленные иконы, исторически принадлежавшие Успенскому собору, располагаются, кроме иконостаса, в отдельных стеклянных витринах и в боковых пристенных иконостасах. Так же здесь хранятся мощи московских святителей и другие святыни. Это главный храм Московского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.

Информация о работе Московский кремль и его соборы