Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 07:30, контрольная работа
Цель контрольной работы: рассмотреть закономерности и модели развития науки.
Задачи контрольной работы:
Охарактеризовать общие модели развития науки.
Дать анализ взглядов Т.Куна на проблему революций в науке.
Введение…………………………………………………………………….3 стр.
Вопрос № 1. Охарактеризовать общие модели развития науки………..5 стр.
Вопрос № 2. Анализ взглядов Т. Куна на проблему революций в науке………………………..……………………………………………….9 стр.
Вопрос № 3. Изложить идеи И. Локатоса на закономерности развития науки………………………………………………………………….….....11 стр.
Заключение……………………………………………………………..…..12 стр.
Список литературы……………………………………………………….13 стр.
Кун приводит много примеров такого «изменения виденья мира» в результате научных революций. Это изменение взглядов на электричество в результате изобретения лейденской банки, это переход от теории распространения световых волн через эфир к электромагнитной теории Максвелла, это замена геоцентрической системы в астрономии гелиоцентрической теорией Коперника и т.д.
Часто изменения во взглядах маскируются тем, что результате смены парадигмы не происходит видимого со стороны изменения терминологии науки. Но при вдумчивом рассмотрении оказывается, что в старые понятия вкладывается новый смысл. Так Птолемеевское понятие планеты отличается от Коперниканского, смысл понятия «время» у Ньютона не равнозначен времени Эйнштейна.
Вопрос № 3. Изложить идеи И. Локатоса на закономерности развития науки.
И.
Лакатос предложил считать
Методология включает позитивную и негативную эвристики. Позитивная эвристика определяет выбор проблем исследования, способы совершенствования создаваемых по плану программы теорий, предсказывает контрпримеры и аномалии, учит, как следует изменить ту или иную теорию, чтобы эти аномалии превратились в подтверждающие теорию примеры, и т.д. Негативная эвристика является рядом правил, указывающих, каких путей, способов и методов следует избегать в научном исследовании. Она запрещает развивать теории, несовместимые с начальной исследовательской программой, направлять modus tollens (если ложно следствие, то ложна посылка) на «твердое ядро» программы и перенаправляет его на «защитный пояс» гипотез, которые выстраиваются вокруг ядра. Осуществляется исследовательская программа в исторически разворачивающейся последовательности теорий, каждая из которых возникает из предыдущей посредством модификации под влиянием встречи с противоречащими ей опытными данными (контрпримерами).
Когда накапливается достаточно данных о значимых аномалиях, противоречащих текущей парадигме, согласно теории научных революций, научная дисциплина переживает кризис. В течение этого кризиса испытываются новые идеи, которые, возможно, до этого не принимались во внимание или даже были отметены. В конце концов, формируется новая парадигма, которая приобретает собственных сторонников, и начинается интеллектуальная «битва» между сторонниками новой парадигмы и сторонниками старой.
Заключение.
В контрольной работе дан анализ моделей развития науки: существуют следующие модели развития науки: Накопительная модель - наука постоянно развивается путем последовательного соединения (суммирования, накопления) достигнутых знаний. Эта модель представлена позитивистским и диалектико-материалистическим вариантами. Позитивистский вариант модели подчеркивает, что накапливаются только положительные знания, другие - отбрасываются развитием науки. Неопозитивистская модель развития науки требует, чтобы историю науки составили только логико-математические и верифицируемые опытом знания. Диалектический материализм представляет развитие науки в единстве эволюции и революций.
В контрольной работе указано, что: Кун показл, что научные революции не являются кумулятивным этапом в развитии науки, напротив, кумулятивным этапом являются только исследование в рамках нормальной науки, благодаря умению ученых отбирать разрешимые задачи-головоломки. В своей теории научных революций Кун не разделяет точки зрения позитивистов, которые считают, что каждая новая теория не должна вступать в противоречие с предшествующей теорией.
В контрольной работе указано, что: И. Лакатос предложил считать основными единицами измерения научного знания не научные факты, объясняющие теории и парадигмы, а исследовательские программы. Исследовательская программа включает в себя принятое по соглашению (и потому неопровержимое, согласно заранее избранному решению) твердое, жесткое ядро, методологию и защитный пояс вспомогательных гипотез.
Задачи контрольной работы выполнены, цель достигнута.
Список литературы