Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:50, реферат
Значение общественных условий и роли народа в развитии науки и техники. Цель и обширные задачи, которые призваны решать научно-исторические исследования по Вернадскому.
Введение…………………………………………………………2
История науки как особая отрасль знания…………………………………………………3
Генезис науки. Значение общественных условий и роли народа
в развитии науки и техники……………………………………...9
Методология историко-научных исследований…………………………………………..1
Заключение …………………….………………………………15
Список литературы…………………………………….……………...16
Генезис
науки. Значение общественных
условий и роли
народа в развитии
науки и техники.
«Несомненно, корни
научного знания теряются в бесконечной
дали веков былого». По мнению Вернадского,
зачатки научного знания возникли еще
задолго до появления науки, как
самостоятельной формы
Первоначальные знания человека о мире, вплетенные в его материальную деятельность, составляли лишь эмпирическое знание, не подымавшееся до теоретических выводов и обобщений. Но именно оно сыграло решающую роль в возникновении науки. Благодаря им закладывался ее фундамент - совокупность точно установленных фактов. «Корни научной мысли - связаны с гущей жизни, они много глубже и вдаль веков, чем думают, и только отчасти связаны с проникнутыми религиозными и философскими интуициями, построениями и обобщениями ... Ясного понятия о сумме эмпирических знаний ... в эти далекие от нас времена, мы сейчас, к сожалению, иметь не можем ... Но история знаний с большой точностью выделяет такой объем таких эмпирических знаний, и во многом такое их совершенство в какое не верила наука ХХ столетия»
С другой стороны, - и Вернадский, конечно, не мог этого не осознавать - никакая сумма чисто эмпирических фактов, наблюдений не способна сама по себе породить науку. Наука невозможна без теоретического мышления. И возникает планомерный вопрос: « Каким же образом оно возникло?». Этот вопрос, до сих пор, не получил четкого единого разрешения.
Вернадский не сомневался в порождении науки жизнью человека. Однако он видел, сложность и многоплановость процесса формирования и развития науки, стремления постичь ее конкретные исторические формы. Попытка ответить на выше поставленный вопрос толкала его на поиски в разных направлениях. На протяжении всей своей жизни постоянно возвращался к обсуждению вопроса о влиянии на процесс становления научного знания практической производственной деятельности человека, философии, общественного строя, религии и искусства, и притом в разные периоды человеческой истории. Отдельные его высказывания по эти вопросам иногда вызывают недоумения, настолько они расходятся между собой. Однако это происходит, из-за того, что ученый не стремился к четкости и законченности в этой области своих исследований. Он лишь намечал направления поиска, пытался охватить различные области и явления, которые должны быть изучены, чтобы охватить в картину в целом. Например: в работе «О научном мировоззрении» встречаются утверждения о том, что наука произошла от религии. Но в этом не было и нет ничего похожего на примитивную формулу, которая проявляется во взглядах иных людей и сегодня, выстраивающих ход развития истории науки или культуры в следующий ряд: сначала шаманы, затем жрецы, затем ученые. В религиозных и других вне научных представлениях Вернадский видел лишь форму, в которой отливались добытые в практической деятельности знания и с помощью которой они входили в сознание людей.
«Первые проблески
религиозного вдохновения, технических
навыков или религиозной
Вернадский указывает и на дифференциальность происхождения науки во времени и пространстве. «Наука создавалась и отделилась от собственных исторических корней - художественного вдохновения, религиозного мышления, философии - в разное время, в разных местах, различно для основных черт ее культуры».
В «Очерках по истории современного научного мировоззрения (1902-1903 гг.) » он подробно проследил процесс становления науки в Европе. История ее формирования значительно легче поддается анализу, чем генезис науки вообще, так как мы располагаем гораздо более полным количеством источников о Европе XVI - XVII вв. где собственно и закладывалась наука нового типа. Подобное исследование послужило основой для тех принципиальных выводов по вопросу о генезисе науки, которых автор придерживался в последующих работах. В том числе в трудах «Из истории идей (1912 г.)», «Научная мысль как планетное явление (1938)» и других.
Вернадский проанализировал
истоки становления нового мировоззрения:
развитие нового типа науки, становление
книгопечатания в Европе, великие географические
открытия. Его фундаментальный вывод имеет
принципиальное значение для всех последующих
историко-научных исследований. По его
мнению, общество пересоздавалось бессознательным
образом раньше, чем создавалось научное
движение.
Методология
историко-научных
исследований
Цель и обширные задачи, которые призваны решать научно-исторические исследования, по Вернадскому были рассмотрены выше. Так или иначе, мы касались вопросов методологии этой дисциплины. Однако стоит подробнее осветить этот вопрос с позиций В.И. Вернадского.
Развитие науки не прямолинейно. Сложность развития этого процесса отчетливо понималась ученым. Свести его (процесс) к чисто логическим схемам невозможно, ведь реальная жизнь гораздо сложнее любой схемы. На ход развития науки в целом оказывают влияние господствующие религиозные, философские, идеологические течения, социально-психологическое состояние общества. Все это осложняет деятельность исследователя в области истории науки.
Вернадский понимал,
что историк науки имеет дело с тем, чего
в сущности уже нет. Он может судить о прошлом
лишь по сохранившимся документам, которые,
к сожалению, не отражают всей сложности
процесса. «Сухая запись или документ,
лежащий в основе исторического изыскания
дают лишь отдаленное представление о
реально шедшем процессе» С другой стороны
процесс познания все время движется вперед.
Прошлое научной мысли «реализуется с
каждым разом в совершенно иной и всё новой
перспективе. Каждое научное поколение
открывает в этом прошлом новые черты…».
Из этих заключений Вернадский сделал
два вывода:
-во-первых «
история научной мысли…
-во-вторых,
«историк – сам создает, если
так можно выразится материал
своего исследования, оставаясь,
однако все время в рамках
точного научного наблюдения. Поэтому
в истории науки постоянно
происходит возвращение к
Таким образом,
история науки выступает уже
не в роли пассивного
По методу решения задач истории науки Вернадский выделял два тина историко-научных исследований.
Первый тип
- «Прагматическое изложение», - когда
дается строгое и точное
Второй тип
исследования это тот, в
Ученый указывал как минимум на три главных направления ведущих к решению выше поставленных задач.
Первое направление
– сравнительно-генетическое
Второе –
изучение структуры научных
Третье направление
– изучения взаимодействия
Заключение
В своих многочисленных работах Вернадский четко показал важность необходимость и полезность исторического подхода к изучению науки. История науки, для него, по существу и есть наука. Вернадский возвел ее в ранг науки.
Он сумел собрать огромный фактический материал по этому вопросу, определить цели и задачи истории науки. Проводя сравнительный анализ фактологического материала, Вернадский выявил факторы (положительные или отрицательные), влияющие на развитие науки во времени и пространстве, определил роль общества и социальных условий в этом процессе. Как истинный ученый не останавливаясь на сборе фактов и свидетельств, им был изучен эволюционный ход развития науки. Вернадский сформулировал методологические основы в изучении истории науки.
В своих произведениях, автор постоянно говорил о том, что на фоне прошлого современные воззрения выглядят объемно, живо, в развитии. Появляется возможность для верной оценки новых достижений и обоснованной критики. «история науки является орудием достижения нового. Идеи прошлого часто становятся генераторами идей будущего». По мнению Вернадского, история науки должна помочь верно понимать настоящее, вести научное исследование и заглядывать в будущее. Это ли не отдаленная цель многих ученых.
Нет сомнений,
что творческое наследие Владимира Ивановича
Вернадского обширно и многообразно и
каждый человек или поколение изучающие
его будут по-новому осмысливать его труды,
взгляды, учения.
Список литературы
1. Вернадский
В.И. «Избранные труды по
2. Вернадский
В.И. «Труды по истории науки в России»
М.., Наука.– 1984 г.- 464 с.
3. Вернадский
В.И. «Памяти академика К.М.
фон Бера » // В.И. Вернадский
«Труды по истории науки в
России» М., Наука.– 1984 г.- с.250-255
5. Вернадский
В.И. «Размышления натуралиста» //
Кн.2 Научная мысль как планетное явление
М.., Наука.– 1975 г.- 191 с.
6. Вернадский
В.И. «Из истории идей» // Вернадский
В.И. «Избранные труды по
7. Вернадский
В.И. «Очерки по истории