Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:50, реферат
Значение общественных условий и роли народа в развитии науки и техники. Цель и обширные задачи, которые призваны решать научно-исторические исследования по Вернадскому.
Введение…………………………………………………………2
История науки как особая отрасль знания…………………………………………………3
Генезис науки. Значение общественных условий и роли народа
в развитии науки и техники……………………………………...9
Методология историко-научных исследований…………………………………………..1
Заключение …………………….………………………………15
Список литературы…………………………………….……………...16
Реферат на тему:
В.И. Вернадский как
историк науки
Содержание
Введение…………………………………………………………
История науки
как особая отрасль знания…………………………………………………3
Генезис науки. Значение общественных условий и роли народа
в развитии науки
и техники……………………………………...9
Методология историко-научных
исследований…………………………………………..
Заключение …………………….…………………………
Список литературы…………………………………
Введение
«Чем больше проходит времени, чем дальше продвигается вперед наука, тем ярче раскрывается значение, важность и глубина его идей.… Это, вероятно, безошибочный критерий, по которому мы отличаем великого ученого»
С.Р. Микулинский.
Можно долго перечислять научные открытия, идеи Владимира Ивановича Вернадского в области знаний наук земле, природе. Указывать на новые направления, которые он заложил, рассуждать о значении его научной и общественной деятельности. Многое можно сказать о его планетарном учении, о ноосфере. Однако задача данной работы – попытаться взглянуть на «Ломоносова ХХ века» как на историка науки, ученого достигшем на этом поприще немало побед.
Творчество Вернадского обширно и на сегодняшний день раскрыто далеко не полностью. Оно ждет своего исследователя, а вернее исследователей, потому что в наше время узкой специализации вряд ли кто отважится охватить во всей широте наследие ученого. Хотя с другой стороны, только взятое в целом оно может раскрыть особенности этого человека как ученого, логику его творчества, его идеи.
Значительное
количество работ В.И. Вернадского посвящено
вопросам философии, изучению истории
и развития науки, как особой сферы деятельности
человека. В 1902 он писал: «Я смотрю на развитие
философии в развитии знания совсем иначе,
чем большинство натуралистов, и придаю
ей огромное плодотворное значение. Мне
кажется, что это стороны одного и того
же процесса - стороны совершенно неизбежные
и неотделимые. Они отделяются только
в нашем уме. Если бы одна из них заглохла,
то прекратился бы живой рост другой...
Философия заключает зародыши, иногда
даже предвосхищает целые области развития
науки... В истории науки можно ясно и точно
проследить такое значение философии,
как корней и жизненной атмосферы научного
изыскания»
История науки как особая
отрасль знания
История науки играла большую роль в жизни ученого. Несомненно, это один из крупнейших историков науки ХХ века. Вернадский утверждал, что он «...в сущности, историк науки...» и «... если бы не сомнения и сознание своих недостатков исторических и филологических знаний, я с головой бы окунулся в историю науки». Не смотря на подобные сомнения, Вернадский все глубже и глубже погружался в изучение данного предмета. Одним из первых шагов в этом направлении было создание им курсов по минералогии и кристаллографии (1891-1911 гг.), где рассматривалось развитие этих наук в историческом аспекте. Позже, он развил мысль о более широком значении истории науки. "У меня выясняется все больше и больше план истории развития человеческого знания. Написать его надо много лет - можно, казалось бы, потратить на него всю свою жизнь"
Для Вернадского, как для настоящего исследователя, было чрезвычайно важным рассмотреть предмет изучения с разных сторон. «Меня интересует не одна практическая сторона, хотя важно связное изложение самого хода развития науки, согласно новейшим данным. Меня завлекает мысль о возможности обобщений в этой области и возможности … историческим путем глубже проникнуть в понимание основ нашего мировоззрения, чем это достигается путем ли философского анализа или другими отвлеченными способами».
Оригинальность
и новизна идей Вернадского
тем более ценны, если
Постоянно, работой посвященной истории науки Вернадский занимался с начала 90-х г. прошлого века и до конца своей жизни. Среди его основных работ по этой теме можно выделить крупные монографии: «Очерки по истории современного научного мировоззрения», «Очерки по истории естествознания в России в XVIII столетия», «Академия наук в первое столетие своей истории». Публикации: «Прогресс науки и народные массы» (1903), «Очерки по истории кристаллографии» (в кн. «Основы кристаллографии»1903), «Кант и естествознание» (1904), «Из истории идей» (1912), «Мысли о современном значении истории знаний» (1927), «Работы по истории знаний» (1927). Одна из самых знаменитых работ «Научная мысль как планетное явление» (1938) была основана на результатах изучения роли науки в обществе и содержала большой фактический материал.
Уже в 90 г. XIX века Вернадский понял, что работа в области изучения истории науки заключается в анализе путей развития науки, закономерностей движения научных знаний в их связи с историей развития общества. Он увидел в ней самостоятельную область научного знания со своими задачами, методами, проблемами. К концу XIX века ученый пришел к мысли, что история науки является важнейшим связующим звеном между естествознанием и философией и имеет первостепенное значение для формирования научного мировоззрения. Раскрыть историю становления, развития и трансформации научного мировоззрения, движущие силы и механизмы коренных сдвигов в представлении человека о мире и его месте в нем, проследить в деталях конкретные формы и обстоятельства, в каких происходили эти сдвиги, переломы, перестройки в научной картине мира – так понималась ученым цель и назначение истории науки и техники. Раскрывая прошлое, она (история) помогает ученому понять настоящее, увидеть перспективу, охватить взглядом все поле науки, осознать ее как живое развивающееся целое, оценить ее роль в обществе и ее отношения с другими сферами человеческой деятельности.
История
науки рассматривалась
Вернадский указывал на роль одаренных личностей в истории науки и говорит о том, что прогресс науки осуществляется через их деятельность, они могут служить как бы его ступенями, вехами. «…Очень возможно, что для выявления самих периодов научного творчества необходимо совпадение обоих явлений и нарождение богато одаренных людей их сосредоточение в близких поколениях и благоприятных их проявлению социально-политических и бытовых условий. Однако основным является нарождение талантливых людей и поколений»
Он указывал
и на временное сосредоточение
талантливых личностей в
Вернадский, прежде всего натуралист и его рассуждения, выводы во многом рассчитаны на «натуралиста-эмпирика». Для него является аксиомой, что все проявления исторического хода развития знаний, не случайны, а столь же подчинены весу и мере как движение небесных светил или ход химических реакций.
Ценность
истории науки и ее значимость
неоднократно подчеркивалась
Это особенно
важно, если учесть, что Вернадский
жил и находился на «гребне
взрывной волны научного
Вернадский
считает, что в области
Во-первых, впервые
входит в сознание человека
чрезвычайная древность
Во-вторых, впервые сливаются в единое целое все до сих пор шедшие в малой зависимости друг от друга, а иногда и вполне независимо, течения духовного творчества человека.
Таким образом,
перелом научного понимания
«Одно из самых могущественных орудий роста исторических знаний, создание XVII-XIX вв. - историческая критика и достоверность ее заключений, - требует поправок, опирающихся на эмпирический материал, предвидеть который разум не может. Природный процесс, может, как оказывается, в корне менять достижения исторической критики»
Кроме научного
значения «как одной из форм выяснения
истины», как «орудие достижения
нового» история науки и техники имеет
так же и идеологическое значение. Она
помогает выявить достижение и значение
научной мысли и творческой научной работы
всего народа. Широкий охват знаний всего
народа имеет первостепенное значение
для его самосознания. А осознание народом
своего бытия, своего значения и положения
есть, может быть, самая большая сила, которая
движет жизнь.