Современные физические теории демонстрируют
тенденцию перехода от частиц - трехмерных
объектов, к объектам нового вида, имеющим
меньшую размерность. Например, в теории
суперструн размерность объектов-суперструн
намного меньше размерности пространства-времени.
Считается, что у физических объектов,
имеющих меньшую размерность, больше оснований
претендовать на фундаментальный статус.
В связи с тем, что физический
вакуум претендует на фундаментальный
статус, даже на онтологический
базис материи, он должен обладать
наибольшей общностью и ему не должны
быть присущи частные признаки, характерные
для множества наблюдаемых объектов и
явлений. Известно, что присвоение объекту
какого-либо дополнительного признака
уменьшает универсальность этого объекта.
Таким образом, приходим к выводу, что
на онтологический статус может претендовать
та сущность, которая лишена каких-либо
признаков, мер, структуры и которую принципиально
нельзя моделировать, поскольку любое
моделирование предусматривает использование
дискретных объектов и описание при помощи
признаков и мер. Физическая сущность,
претендующая на фундаментальный статус
не должна быть составной, поскольку составная
сущность имеет вторичный статус по отношению
к ее составляющим.
Таким образом, требование фундаментальности
и первичности для некой сущности
влечет за собой выполнение следующих
основных условий:
--
Не быть составной.
--
Иметь наименьшее количество
признаков, свойств и характеристик.
--
Иметь наибольшую общность для
всего многообразия объектов
и явлений.
--
Быть потенциально всем, а актуально
ничем.
--
Не иметь никаких мер.
Не быть составной - это означает
не содержать в себе ничего,
кроме самой себя. Относительно
наименьшего количества признаков,
свойств и характеристик идеальным
должно быть требование - не иметь
их совсем. Иметь наибольшую общность
для всего многообразия объектов и явлений
- это означает не обладать признаками
частных объектов, поскольку любая конкретизация
сужает общность. Быть потенциально всем,
а актуально ничем - это означает оставаться
ненаблюдаемым, но в то же время сохранять
статус физического объекта. Не иметь
никаких мер - это означает быть нульмерным.
Эти пять условий чрезвычайно
созвучны с мировоззрением философов
древности, в частности, представителей
школы Платона. Они считали,
что мир возник из фундаментальной сущности
- из изначального Хаоса. По их воззрениям
Хаос породил все существующие структуры
Космоса. При этом Хаосом они считали такое
состояние системы, которое остается на
конечном этапе по мере некоего условного
устранения всех возможностей проявления
ее свойств и признаков.
Перечисленным выше пяти требованиям
не удовлетворяет ни один дискретный
объект вещественного мира и
ни один квантовый объект поля.
Отсюда следует, что этим требованиям
может удовлетворять только непрерывная
сущность. Поэтому, физический вакуум,
если его считать наиболее фундаментальным
состоянием материи, должен быть непрерывным
(континуальным). Кроме того, распространяя
достижения математики на область физики
(континуум-гипотеза Кантора), приходим
к выводу о несостоятельности множественной
структуры физического вакуума. Это значит,
что физический вакуум недопустимо отождествлять
с эфиром, с квантованным объектом или
считать его состоящим из каких бы то ни
было дискретных частиц, даже если эти
частицы виртуальные.
Предлагаю рассматривать физический вакуум
как антипод вещества. Таким образом, вещество
и физический вакуум расцениваются как
диалектические противоположности. Целостный
мир представлен совместно веществом
и физическим вакуумом. Такой подход к
этим сущностям соответствует физическому
принципу дополнительности Н.Бора. В таких
отношениях дополнительности следует
рассматривать физический вакуум и вещество.
С такого рода физическим объектом
- ненаблюдаемым, в котором нельзя
указать никаких мер, физика еще не
сталкивалась. Предстоит преодолеть этот
барьер в физике и признать существование
нового вида физической реальности - физического
вакуума, обладающего свойством непрерывности.
Физический вакуум, наделенный свойством
непрерывности, расширяет класс известных
физических объектов. Несмотря на то, что
физический вакуум является столь парадоксальным
объектом, он все увереннее становится
предметом изучения физики. В то же время,
по причине его непрерывности, традиционный
подход, основанный на модельных представлениях,
для вакуума неприменим. Поэтому науке
предстоит найти принципиально новые
методы его изучения. Выяснение природы
физического вакуума позволяет по-иному
взглянуть на многие физические явления
в физике элементарных частиц и в астрофизике.
Вся видимая Вселенная и темная материя
находятся в ненаблюдаемом, непрерывном
физическом вакууме. Физический вакуум
генетически предшествует физическим
полям и веществу, он порождает их, поэтому
вся Вселенная живет по законам физического
вакуума, которые науке пока еще не известны.
Заключение
Современный этап развития физики
достиг уже того уровня, когда
можно рассматривать теоретический
образ физического вакуума в
структуре физического знания. Именно
физический вакуум наиболее полно
удовлетворяет современным представлениям
об исходной физической абстракции и,
по мнению многих ученых, имеет полное
право претендовать на фундаментальный
статус. Этот вопрос сейчас активно изучается,
и теоретические выводы вполне соответствуют
экспериментальным данным, полученным
на данный момент в мировых лабораториях.
Решение вопроса об исходной
абстракции - физическом вакууме
крайне важно, так как дает
возможность определить отправную
точку развития всего физического
знания. Это позволяет реализовать
метод восхождения от абстрактного
к конкретному, что позволит в дальнейшем
раскрыть и другие тайны мироздания.
Список
использованной литературы
- Гейзенберг
В. Физические принципы квантовой теории.
– Л.; М.: Издво ГТТИ, 1932.
- Дирак П. Электроны
и вакуум. - М.: Знание, 1957 г.
- Дмитриев
А.Н., Дятлов В.Л. Модель неоднородного
физического вакуума и природные самосветящиеся
образования. Новосибирск:, 1995. (Препринт
/ ИМ СО РАН; №16). 34 с. // Вестник МИКА. 1996.
Вып. 3.
- Журавлев
В.И. Концепция вакуума и современная виртуалистика
// Практична філософія. – 2003. – № 4.
- http://forum.neplaneta.ru/viewtopic.php?f=4&t=1056