Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 01:12, контрольная работа
Первой научной программой стала математическая программа, представленная Пифагором и позднее развитая Платоном. В ее основе, как и в основе других античных программ, лежит представление о том, что Космос - это упорядоченное выражение целого ряда первоначальных сущностей, которые можно постигать по-разному. Пифагор нашел эти сущности в числах и представил в качестве первоосновы мира.
Можно выделить основные позиции этой научной программы. Согласно этой программе:
1. Мир - это упорядоченный Космос, чей порядок сродни порядку внутри человеческого разума. Следовательно, возможен рациональный анализ эмпирического мира.
Тема 3. Становление естественно - научной картины мира
Первой научной программой
стала математическая программа, представленная
Пифагором и позднее развитая
Платоном. В ее основе, как и в
основе других античных программ, лежит
представление о том, что Космос
- это упорядоченное выражение
целого ряда первоначальных сущностей,
которые можно постигать по-
Можно выделить основные позиции этой научной программы. Согласно этой программе:
1. Мир - это упорядоченный Космос, чей порядок сродни порядку внутри человеческого разума. Следовательно, возможен рациональный анализ эмпирического мира.
2. Упорядоченность Космоса
является следствием
3. Умственный анализ
4. Познание сущности мира
требует от человека
Второй научной программой античности, оказавшей громадное влияние на все последующее развитие науки, стал атомизм. Основателями его стали Левкипп и Демокрит.
На первый взгляд, учение атомизма предельно просто. Начала всего сущего - это неделимые частицы-атомы и пустота. Ничто не возникает из несуществующего и не уходит в небытие. Возникновение вещей есть соединение атомов, а уничтожение - распадение на части, в пределе - на атомы. Причиной возникновения является вихрь, собирающий атомы вместе.
Программа Аристотеля стала третьей научной программой античности.
Пытаясь найти третий путь, возражая и Демокриту, и Платону с Пифагором, Аристотель отказы вается признать существование идей или математических объектов, существующих независимо от вещей. Но не устраивает его и демокритовское появление вещей из атомов. Пытаясь снять это противоречие, Аристотель предлагает четыре причины бытия: формальную, материальную, действующую и целевую. В его «Метафизике» воссоздается мир как целостное, естественно возникшее образование, имеющее причины в себе самом. Это образование предстает перед нами в виде двойственного мира, имеющего неизменную основу, но проявляющегося через подвижную эмпирическую видимость. Предметом науки должны стать вещи умопостигаемые, не подвластные сиюминутным изменениям. Заслугой Аристотеля является и написание его знаменитого «Органона» - трактата по логике, поставившего науку на прочный фундамент логически обоснованного мышления с использованием понятийно-категориального аппарата. Кроме того, Аристотель систематизировал накопленные к этому времени научные знания.
Многие открытия в науке и технике были сделаны независимо друг от друга китайцами и арабами. Между этими двумя народами существовали контакты, они могли учиться друг у друга. На открытия арабов оказали влияние Индия и Персия, например, цифра 0 и десятичная система счисления пришли из Индии. Многие народы знали о целебных свойствах растений, но наибольших успехов в их применении достигли арабы и китайцы. Китайцы . понимали принцип действия вакцинации и инъекций - они использовали акупунктуру. Они изобрели магнитный компас для путешествий по пустыне и морю, порох для фейерверков и сигнальных устройств. Европейцы (правда, несколькими веками позже) стали использовать его в пушках. Китайские суда, называемые джонками, были самыми крупными в мире, и только викинги могли поспорить с китайцами в мастерстве мореплавания. Китайцы изобрели лодки с гребным колесом и сложные деревянные механизмы для ткачества, для ирригации полей и подъема тяжестей. Они разработали способ печати с деревянных форм, красители, краски и кисточки для живописи, вывели несколько новых видов овощей.
Арабы усовершенствовали технические достижения древних греков, персов и индийцев. Они создавали механизмы для подъема воды, используя энергию падающей воды или силу животных, передаваемую при помощи зубчатых колес.
Уже с раннего средневековья распространялись водяные, а позднее и ветряные мельницы. Строительство водяных мельниц стало заметным явлением уже в IX в., а начиная с X и по XIII в. темп его все время нарастает.
1543 Коперник заявляет, что
центром Солнечной системы
Термин «Возрождение»
употребляется для обозначений
определенного культурно-
В искусстве этой эпохи
возрождается идеал человека, понимание
красоты как гармонии и меры. Плоскостные
как бы бестелесные изображения
средневекового искусства уступают
место трехмерному, рельефному, выпуклому
пространству. Происходит реабилитация
телесного начала в человеке. В
литературе, скульптуре, живописи изображается
человек с его земными
Научная революция стала
возможной благодаря
Коперник предложил
революционно новую модель
Англичанин Исаак Ньютон (1642-1727) был величайшим ученым после Галилея. Его труд «Математические начала натуральной философии» (1687) убедительно продемонстрировал, что земная и небесная сферы подчиняются одним и тем же законам природы, а все материальные объекты - трем законам движения.
Более того, Ньютон сформулировал
закон всемирного тяготения и
математически обосновал
Научные достижения постоянно
множились. Ньютон открыл волновую природу
света и продемонстрировал, что
поток света, кажущийся нам белым,
состоит из спектральных цветов, на
которые его можно разделить
при помощи призмы. Двумя другими
знаменитыми английскими
Информация о работе Становление естественно - научной картины мира