Становление естественно - научной картины мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 01:12, контрольная работа

Описание работы

Первой научной программой стала математическая программа, представленная Пифагором и позднее развитая Платоном. В ее основе, как и в основе других античных программ, лежит представление о том, что Космос - это упорядоченное выражение целого ряда первоначальных сущностей, которые можно постигать по-разному. Пифагор нашел эти сущности в числах и представил в качестве первоосновы мира.
Можно выделить основные позиции этой научной программы. Согласно этой программе:
1. Мир - это упорядоченный Космос, чей порядок сродни порядку внутри человеческого разума. Следовательно, возможен рациональный анализ эмпирического мира.

Работа содержит 1 файл

КСЕ.docx

— 22.34 Кб (Скачать)

Тема 3. Становление  естественно - научной картины мира

  1. Античные научные программы: математическая, атомизм, программа Аристотеля.

Первой научной программой стала математическая программа, представленная Пифагором и позднее развитая Платоном. В ее основе, как и в  основе других античных программ,  лежит  представление о том, что Космос - это упорядоченное выражение  целого ряда первоначальных сущностей, которые можно постигать по-разному. Пифагор нашел эти сущности в  числах и представил в качестве первоосновы  мира.

Можно выделить основные позиции  этой научной программы. Согласно этой программе:

1. Мир - это упорядоченный  Космос, чей порядок сродни порядку  внутри человеческого разума. Следовательно,  возможен рациональный анализ  эмпирического мира.

2. Упорядоченность Космоса  является следствием существования  некоего всепроникающего разума, наделившего природу назначением  и целью. В силу родства разумов  (надмирового и человеческого), он доступен непосредственному восприятию человека, который должен для этого развить соответствующие способности, сосредоточив свои силы.

3. Умственный анализ обнаруживает  за видимым миром некий вневременной  порядок, сущность нашего мира - количественные отношения действительности.

4. Познание сущности мира  требует от человека сознательного  развития его познавательных  способностей - разума, интуиции, опыта,  оценки, памяти, нравственности (ибо  познание конечных причин бытия  - глубочайшая потребность не  только ума, но и души). Итогом  познания становится духовное  освобождение человека.

 Второй научной программой  античности, оказавшей громадное  влияние на все последующее  развитие науки, стал атомизм.  Основателями его стали Левкипп и Демокрит.

На первый взгляд, учение атомизма предельно просто. Начала всего сущего - это неделимые частицы-атомы  и пустота. Ничто не возникает  из несуществующего и не уходит в небытие. Возникновение вещей есть соединение атомов, а уничтожение - распадение на части, в пределе - на атомы. Причиной возникновения является вихрь, собирающий атомы вместе.

Программа Аристотеля стала  третьей научной программой античности.

Пытаясь найти третий путь, возражая и Демокриту, и Платону с Пифагором, Аристотель отказы вается признать существование идей или математических объектов, существующих независимо от вещей. Но не устраивает его и демокритовское появление вещей из атомов. Пытаясь снять это противоречие, Аристотель предлагает четыре причины бытия: формальную, материальную, действующую и целевую. В его «Метафизике» воссоздается мир как целостное, естественно возникшее образование, имеющее причины в себе самом. Это образование предстает перед нами в виде двойственного мира, имеющего неизменную основу, но проявляющегося через подвижную эмпирическую видимость. Предметом науки должны стать вещи умопостигаемые, не подвластные сиюминутным изменениям. Заслугой Аристотеля является и написание его знаменитого «Органона» - трактата по логике, поставившего науку на прочный фундамент логически обоснованного мышления с использованием понятийно-категориального аппарата. Кроме того, Аристотель систематизировал накопленные к этому времени научные знания.

 

  1. Важнейшие открытия Средневековья в области науки и техники.

Многие открытия в науке  и технике были сделаны независимо друг от друга китайцами и арабами. Между этими двумя народами существовали контакты, они могли учиться друг у друга. На открытия арабов оказали  влияние Индия и Персия, например, цифра 0 и десятичная система счисления  пришли из Индии. Многие народы знали  о целебных свойствах растений, но наибольших успехов в их применении достигли арабы и китайцы. Китайцы . понимали принцип действия вакцинации и инъекций - они использовали акупунктуру. Они изобрели магнитный компас для путешествий по пустыне и морю, порох для фейерверков и сигнальных устройств. Европейцы (правда, несколькими веками позже) стали использовать его в пушках. Китайские суда, называемые джонками, были самыми крупными в мире, и только викинги могли поспорить с китайцами в мастерстве мореплавания. Китайцы изобрели лодки с гребным колесом и сложные деревянные механизмы для ткачества, для ирригации полей и подъема тяжестей. Они разработали способ печати с деревянных форм, красители, краски и кисточки для живописи, вывели несколько новых видов овощей.

Арабы усовершенствовали  технические достижения древних  греков, персов и индийцев. Они создавали  механизмы для подъема воды, используя  энергию падающей воды или силу животных, передаваемую при помощи зубчатых колес.

Уже с раннего средневековья  распространялись водяные, а позднее  и ветряные мельницы. Строительство  водяных мельниц стало заметным явлением уже в IX в., а начиная с X и по XIII в. темп его все время нарастает.

1543 Коперник заявляет, что  центром Солнечной системы является  Солнце; 1572 ТИХО Браге наблюдает  за сверхновой звездой и (1577) кометой Ок.1600 Изобретение телескопа; 1609-19 Галилей исследует светила  в телескоп; 1609 Кеплеровы законы  движения планет; 1632Трактат Галилея  «Диалог о двух главнейших  системах мира»; 1633 Галилей арестован,  обвинен в ересии осужден; 1642 Суммирующая  машина Паскаля; 1657 Первая научная академия основана в Тоскане, Италия; 1662 Создание Лондонского королевского общества; 1671 Вычислительная машина Лейбница; 1687 Ньютон открывает закон тяготения; 1704 Ньютон описывает природу света.

  1. Революция в мировоззрении в эпоху Возрождения.

Термин «Возрождение»  употребляется для обозначений  определенного культурно-мировоззренческого движения, которое зародилось в Италии во второй половине XIV в. и на протяжении XV—XVI вв. охватило все страны Европы. Ведущие деятели культуры этого времени заявляли о своем стремлении преодолеть наследие средневековья и возродить ценности и идеалы античности. В утверждаемой системе ценностей на первый план выдвигаются идеи гумМировоззрение эпохи Возрождения можно охарактеризовать как антропоцентрическое. Центральная фигура мироздания не Бог, а человек. Бог начало всех вещей, а человек — центр всего мира. Общество не продукт Божьей воли, а результат деятельности людей. Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен. Ему все по плечу. Эпоха Возрождения характеризуется новым уровнем самосознания человека: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, жизнерадостность и свободомыслие становятся отличительными качествами передового человека того времени. Поэтому именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладающих ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди людей своей волей, целеустремленностью, огромной энергией, одним словом — «титанов».анизма (лат. humanus — человечный).

В искусстве этой эпохи  возрождается идеал человека, понимание  красоты как гармонии и меры. Плоскостные  как бы бестелесные изображения  средневекового искусства уступают место трехмерному, рельефному, выпуклому  пространству. Происходит реабилитация телесного начала в человеке. В  литературе, скульптуре, живописи изображается человек с его земными страстями  и желаниями. Однако плотское начало в эстетике Возрождения не подавляло  духовного, литераторы и художники  в своем творчестве стремились изобразить личность, в которой физическая и  духовная красота слились воедино.

  1. Научные революции 16-17 в.в. и становление  
    классической науки.

Научная революция стала  возможной благодаря динамичному  развитию общества, уже достигшего значительного технологического прогресса. Огнестрельное оружие, порох и  корабли, способные пересекать океаны, позволили европейцам открыть, исследовать  и нанести на карту значительную часть мира, а изобретение книгопечатания означало, что любая задокументированная  информация быстро становилась доступной  ученым всего континента. Начиная  с XVI века, взаимосвязь между обществом, наукой и техникой становилась все  более тесной, поскольку прогресс в одной из областей знания подталкивал  к развитию других.

 Коперник предложил  революционно новую модель мироздания, кардинально отличавшуюся от  известной на тот момент. Он утверждал, что Солнце является неподвижным центром, вокруг которого вращаются планеты; и что Земля - одна из этих планет. Период обращения нашей планеты вокруг Солнца равен году, кроме того, она вращается вокруг собственной оси и совершает полный оборот за сутки. Ученый также полагал, что Луна - это не одна из планет (как считали в то время), а спутник Земли.

Англичанин Исаак Ньютон (1642-1727) был величайшим ученым после  Галилея. Его труд «Математические  начала натуральной философии» (1687) убедительно продемонстрировал, что  земная и небесная сферы подчиняются  одним и тем же законам природы, а все материальные объекты - трем законам движения.

Более того, Ньютон сформулировал  закон всемирного тяготения и  математически обосновал законы, управляющие этими процессами. Ньютонова модель Вселенной оставалась фактически неизменной вплоть до новой научной революции начала XX века, в основу которой легли труды Альберта Эйнштейна.

Научные достижения постоянно  множились. Ньютон открыл волновую природу  света и продемонстрировал, что  поток света, кажущийся нам белым, состоит из спектральных цветов, на которые его можно разделить  при помощи призмы. Двумя другими  знаменитыми английскими экспериментаторами были Уильям Гилберт (1544-1603), заложивший основы изучения электричества и  магнетизма, и Роберт Гук (1635-1703), который  ввел понятие «клетка» для описания того, что увидел через линзы усовершенствованного им микроскопа. Ирландец Роберт Бойль (1627-91) изобрел вакуумный насос  и сформулировал закон, известный  в наши дни под названием закона Бой-ля-Мариотта, который устанавливает  соотношение между объемом и  давлением. А голландский ученый Христиан Гюйгенс изобрел маятниковые  часы со спусковым механизмом, доказав  правильность вывода Галилея, что маятниковое  устройство можно использовать для  контроля за временем.


Информация о работе Становление естественно - научной картины мира