Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:40, реферат
Научная картина мира — множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Картина мира — системное образование, поэтому её изменение нельзя свести ни к какому единичному (пусть и самому крупному и радикальному) открытию. Речь обычно идет о целой серии взаимосвязанных открытий (в главных фундаментальных науках), которые почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а также значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………...……………..….……….3
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ………………….….…………....................7
1.1.Аристотилевская научная революция………………………….…..7
1.2. Ньютоновская научная революция…...............................................9
1.3. Эйнштейновская научная революция... ....……….…....................10
2.НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ.....................................................................12
2.1.Первая научная революция..............................................................12
2.2.Вторая научная революция..............................................................14
2.3.Третья научная революция..............................................................15
2.4.Четвертая научная революция.........................................................17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...........20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..21
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
______________________________
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
Институт международного бизнеса
и права
Кафедра Таможенного дела и логистики
Реферат
по дисциплине «Концепции современного
естествознания»
на тему: «Естественнонаучная картина
мира и научные революции».
Выполнила: студентка 1 курса,
группы 1441
Научный руководитель: Колесникова Т.Д.
Санкт-Петербург
2011
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………...……………
1.1.Аристотилевская научная революция………………………….…..7
1.2. Ньютоновская научная революция…....................
1.3. Эйнштейновская
научная революция... ....……….…....................
2.НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ.....................
2.1.Первая научная
революция.....................
2.2.Вторая научная
революция.....................
2.3.Третья научная
революция.....................
2.4.Четвертая научная
революция.....................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..21
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы заключается в том, что научная картина мира – это есть систематизация знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий, количество которых значительно возрастает с каждым годом и требует тщательного изучения каждой из них, ведь наука никогда не стоит на месте.
Цель работы заключается
в том, чтобы подвергнуть
Научная картина мира (НКМ) — одно из основополагающих понятий в естествознании. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях объективного мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (физическая, биологическая, геологическая и т. п.). Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции — определённые способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке. Система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире называется сциентизм.
В процессе познания окружающего мира в сознании человека отражаются и закрепляются знания, умения, навыки, типы поведения и общения. Совокупность результатов познавательной деятельности человека образует определённую модель (картину мира). В истории человечества было создано и существовало довольно большое количество самых разнообразных картин
3
мира, каждая из которых отличалась своим видением мира и специфическим его объяснением. Однако прогресс представлений об окружающем мире достигается преимущественно благодаря научному поиску. В научную картину мира не входят частные знания о различных свойствах конкретных явлений, о деталях самого познавательного процесса. Научная картина мира не является совокупностью всех знаний человека об объективном мире, она представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах, сферах, уровнях и закономерностях реальной действительности.
Научная картина мира — система
представлений человека о свойствах и закономерностях действительнос
Научная картина мира — множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Картина мира — системное образование, поэтому её изменение нельзя свести ни к какому единичному (пусть и самому крупному и радикальному) открытию. Речь обычно идет о целой серии взаимосвязанных открытий (в главных фундаментальных науках), которые почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а также значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности.
Научная картина мира — особая форма теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определенному этапу её исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска.
Для западной философии середины 90-х годов XX века отмечались попытки
4
ввести в арсенал
Также может использоваться словосочетание естественнонауч
Картина мира — термин, используемый в различных смыслах для обозначения:
5
Также выделяют «наивную» картину мира:
6
1.ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ
Чётко и однозначно фиксируемых радикальных смен научной картины мира, научных революций в истории развития науки можно выделить три, которые обычно принято персонифицировать по именам трёх ученых, сыгравших наибольшую роль в происходивших изменениях.
1.1.Аристотилевская научная революция
Аристотель внес философское обоснование в "несерьезное" до этого "спасение явления". Проблема, по Аристотелю, состоит не в том, чтобы "прозреть" сквозь видимые неравномерности и нерегулярности божественную суть созвездий, а вычленить эту вечную суть из чувственных ощущений, из видимой неравномерности и нерегулярности путем индукции, то есть, от явления к сущности, от наблюдения отдельных чувственно воспринимаемых вещей к тому общему, что является их сущностью.
Душа, как воплощение принципа движения у Платона, у Аристотеля овеществляется в понятии простого тела. И когда совершенные движения осуществляются не богами, а простыми телами, то место платоновской теологии занимает физика.
Качественная физика Аристотеля является целостным, законченным образованием, поэтому все ее положения, так или иначе, повлияли на астрономию. Аристотель расчленяет движения на круговые и прямолинейные, что приводит к делению мира на две качественно разнородные области: надлунную и подлунную. Первый - мир вечного кругового движения небесных тел, состоящих из эфира, второй - изменчивый (ничто не вечно под Луной!) мир четырех элементов, в центре которого находится неподвижная Земля.
Необходимо обратить особое внимание на ряд аристотелевских философских и физических положений, господство и последующая критика
7
которых, определяли развитие астрономии, и физики до Нового времени:
Несмотря на то, что Аристотель проделал большой методологический путь от чистой кинематики схемы Евдокса к физическому обоснованию движения небесных тел и созданию на этой базе общефилософской картины мира (доведя число различных сфер до 55) задачи описательной и предсказательной астрономии, в рамках концепции гомоцентрических сфер, не решались. В специальном тракте «о небе» Аристотель нарисовал свою натурфилософскую картину мира. Под Вселенной Аристотель подразумевал всю существующую материю (состоявшую, по его теории, из четырех обычных элементов - земли, воды, воздуха, огня и пятого - небесного - вечно движущегося эфира, который от обычной материи отличался еще и тем, что не имел не легкости, ни тяжести). Аристотель критиковал Анаксагора за отождествления эфира с обычным материальным элементом - огнем. Таким образом, Вселенная, по Аристотелю, существовала в единственном числе.
В картине мира Аристотеля впервые была высказана идея взаимосвязанности свойств материи, пространства и времени. Вселенная представлялась конечной и ограничивалась сферой, за пределами которой не мыслилось ничего материального, а потому не могло быть и самого пространства, поскольку оно определялось, как нечто, что было (или могло быть заполнено материей). За пределами материальной вселенной не существовало и времени, которое Аристотель с гениальной простотой и четкостью определил как меру движения и связал с материей, пояснив, что «нет движения без тела физического». За пределами материальной Вселенной Аристотель помещал нематериальный, духовный мир божества,
8
существование которого постулировалось.
1.2.Ньютоновская научная революция
Ньютон создал свой вариант
дифференциального и
Отдавая дань столь великому
вкладу ученого в становление
и развитие научной картины мира,
научную парадигму этого
И это вторая в истории европейской науки картина мира после аристотелевской. Ее основными достижениями можно считать:
9
Еще одним важнейшим итогом
научной революции Нового времени
стало соединение умозрительной
натурфилософской традиции античности
и средневековой науки с
Информация о работе Естественнонаучная картина мира и научные революции