Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:17, реферат
Эпоха феодального средневековья качественно отличается от античной. Значительные изменения произошли в сферах деятельности, общения людей, в системе духовной культуры. Деятельность стала более сложной, опосредованной, многозвенной, многоступенчатой; усложнилась система ее целей, средств и результатов. Технически средневековье более оснащено, чем античность.
Введение
1. Становление средневековой науки
2.Естественно-научные достижения средневековой арабской культуры
2.1 Математические достижения
2.2 Физика и астрономия
3. Становление науки в средневековой Европе
4. Физические идеи средневековья
5. Алхимия как феномен средневековой культуры
6. Религиозная трактовка происхождения человека
7. Историческое значение средневекового познания
Библиографический список
Содержание
Введение
1. Становление средневековой науки
2.Естественно-научные достижения средневековой арабской культуры
2.1 Математические достижения
2.2 Физика и астрономия
3. Становление науки в средневековой Европе
4. Физические идеи средневековья
5. Алхимия как феномен средневековой культуры
6. Религиозная трактовка происхождения человека
7. Историческое значение средневекового познания
Библиографический
список
ВВЕДЕНИЕ
Эпоха
феодального средневековья
Становление средневековой науки
Средневековая
наука развивалась в больших
городах, где впервые в Европе
появляются высшие учебные заведения
- университеты. Университеты способствовали
развитию и распространению знаний,
а также созданию новых отраслей
знания, которые чуть позднее оформляются
в различные науки - медицину, астрономию,
математику, философию и т.д. Становление
науки - тема достаточно разработанная,
но не утратившая своей актуальности и
сегодня: для понимания природы науки,
определившей характер индустриальной
цивилизации, исследование ее генезиса
имеет первостепенное значение. Несмотря
на то, что многие аспекты этой темы достаточно
хорошо изучены историками науки, философии
и культуры, остается все же немало вопросов,
касающихся, в частности, того периода,
который можно было бы назвать предысторией
становления новоевропейской науки и
который сыграл весьма важную роль в пересмотре
принципов античной онтологии и логики,
подготовив тем самым переход к иному
типу мышления и миропонимания, составивших
предпосылку науки и философии Нового
времени. Имеется в виду период позднего
средневековья XIV-XVI вв. Для этой эпохи
характерна общая атмосфера скептицизма,
которую до сих пор недостаточно принимали
во внимание, но которая существенна для
понимания тех интеллектуальных сдвигов,
которые произошли в конце XVI-XVII вв. и которые
именуют научной революцией.
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРАБСКОЙ КУЛЬТУРЫ
По-разному
сложились исторические судьбы Западной
и Восточной Римской империи.
Социально-экономический и
2.1 Математические достижения
Арабы существенно расширили античную систему математических знаний. Они заимствовали из Индии и широко использовали десятичную позиционную систему счисления. Она проникла по караванным путям на Ближний Восток в эпоху Сасанидов (224-641), когда Персия. Египет и Индия переживали период культурного взаимодействия. И уже из арифметического трактата аль-Хорезми «Об индийских числах», переведенного в XII в. на латынь, десятичная система стала известна в Европе.Получила также значительное развитие (свойственная еще Древнему Востоку) традиция создания новых вычислительных приемов и алгоритмов. Так, например, аль-Каши с помощью вписанных и описанных правильных многоугольников вычислил число π до 17 верных знаков.Развивались методы приближенного извлечения корней. Например, такой известный в древности прием:
√q = √(T² + r) ≈ T + r/(2T +1),
где Т— целое, был распространен на случай любого натурального показателя корня:
ⁿ√X ≈ T + r ∕ ((T+1)ⁿ – Tⁿ).
Известен им был и метод вычисления корней, который ныне называется методом Руффини - Горнера: если
ⁿ√q = a, b, c... ,то последовательное вычисление знаков корня связано с отысканием разностей
q–aⁿ, q–(a+b/10)ⁿ, q–(a+b/10+c/100)ⁿ, ...
Арабские математики умели также суммировать арифметические и геометрические прогрессии, включая нахождение сумм вида:
∑aⁿ, где n = 1, 2, 3, 4.
Не
ограничиваясь методами геометрической
алгебры, арабские математики смело
переходят к операциям над
алгебраическими
AX = B; X² + BX = A;
AX² = B; X² + A = BX;
AX² = BX; BX + A = X².
Наиболее
значительным достижением арабов в
алгебре был «Трактат о доказательствах
задач» Омара Хайяма, посвященный
в основном кубическим уравнениям.
Историческая заслуга средневековых арабских
математиков состояла в том, что они начали
глубокие исследования по основаниям
геометрии.
2.2 Физика и астрономия
Из
разделов механики наибольшее развитие
получила статика, чему способствовали
условия экономической жизни
средневекового Востока. Интенсивное
денежное обращение и торговля, как
внутренняя, так и международная,
требовали постоянного
3. СТАНОВЛЕНИЕ НАУКИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ
К
концу XII – началу XIII в. Обозначился
застой в социально-экономическом
и культурном развитии ближневосточных
стран. Страны же Западной Европы, напротив,
стали «Обгонять» мусульманский
Восток и Византийскую империю. В
основе такого «исторического рывка»
лежало развитие производительных сил
(как в сельском хозяйстве, так
и в ремесле). Происходит технологическая
революция в агротехнике: появляется тяжелый
колесный плуг, используется боронование,
совершенствуется упряжь тягловых животных,
что позволяет в 3-4 раза увеличить нагрузки,
внедряется трехпольная система земледелия,
создается земельно-хозяйственная кооперация,
осваиваются новые источники энергии
– сила воды и ветра. Благодаря изобретению
кривошипа и маховика механизированы
многие ручные операции. Рационализируется
организация хозяйственной деятельности.
Производство избыточной сельскохозяйственной
продукции стимулирует развитие торговли,
ремесла. Усиливается тенденция урбанизации.
Формируется дух уважительного отношения
к физическому труду, к деятельности изобретателей,
инженеров. Дух изобретательности и предприимчивости
все в большей степени пронизывает культурную
атмосферу общества. Превращение физического
труда в ценность, в достойное занятие
порождает необходимость его рационализации,
так как тяжесть физического труда осознается
как нечто нежелательное. В этих условиях
происходит подъем в духовной сфере. Одним
из наиболее ярких его выражений стало
возникновение новых светских образовательных
учреждений – университетов.
4. ФИЗИЧЕСКИЕ ИДЕИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
В
период позднего средневековья (XIV – XV
вв.) постепенно осуществляется пересмотр
основных представлений античной естественнонаучной
картины мира и складываются предпосылки
для создания нового естествознания, новой
физики, новой астрономии, возникновения
научной биологии. Одно из главных противоречий,
попытки разрешения которого приводили
к «разрушению» старой естественнонаучной
картины мира, состояло следующем: как
совместить аристотелевскую идею замкнутого
космоса с христианской идеей бесконечности
божественного всемогущества? Ссылки
на божественное всемогущество служили
основанием для отказа от ряда ключевых
аристотелевских положений и выработки
качественно новых образов и представлений,
которые способствовали формированию
предпосылок новой механистической картины
мира. Качественные изменения происходят
как в кинематике, так и в динамике. В кинематике
средневековые схоласты вводят понятия
«средняя скорость», «равноускоренное
движение». Постепенно вызревает понятие
ускорения. В эпоху позднего средневековья
значительное развитие получила динамическая
«теория импетуса». Благодаря теории импетуса
исследовательская мысль постепенно сосредотачивалась
на расстоянии движущегося тела от начала
движения: тело, падающее под действием
импетуса, накапливает его все больше
и больше по мере того, как отдаляется
от исходного пункта. Эти выводы стали
предпосылками для перехода от понятия
импетуса к понятию инерции. Кроме того,
теория импетуса способствовала развитию
и уточнению понятия силы.