Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:45, курсовая работа
Казалось бы, вопрос о границах между философией и естествознанием давно решен. Неоднократно подчеркивалось, что современная философия не представляет собой натурфилософию или "науку наук", не может и не должна диктовать естественнонаучные представления и законы. Однако такие совершенно справедливые положения не помешали, к сожалению, в свое время отрицать "с философских позиций" представление о генах и многое другое. В известной степени это касается также космологии и внегалактической астрономии в целом, успехи которых в нашем веке заслуженно признаются блестящими.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. СТАНОВЛЕНИЕ КОСМОЛОГИИ И КОСМОГОНИИ 8
1.1. Становление классической космологии 8
1.2. Становление классической космогонии 14
2. КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДОКСЫ 21
2.1. Фотометрический парадокс 21
2.2. Гравитационный парадокс 22
2.3. Термодинамический парадокс 22
2.4. Неевклидовы геометрии 25
3. ТЕОРИИ ХХ В. О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВСЕЛЕННОЙ 29
3.1. Саморазвивающаяся вселенная А.А. Фридмана 29
3.2. Открытие красного смещения Э. Хаббла 30
3.3. Концепция "Большого взрыва" 30
3.4. Модель "Горячей вселенной" 30
3.5. Модель "Холодной вселенной" 31
3.6. Открытие реликтового излучения 32
4. СОВРЕМЕННАЯ НАУКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВСЕЛЕННОЙ 34
4.1. Тепловая история или сценарий образования крупномасштабной структуры Вселенной 34
4.2. Теория о раздувающейся Вселенной 36
4.3. Обоснование отсутствия начальной сингулярности в развитии Вселенной 37
4.4. Теория о пульсирующей Вселенной 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
Cписок использованной литературы 43
Одной
из важнейших космогонических
Закон
Хаббла [2, 8] определяется как
где v – скорость удаления галактики; c – скорость света; z – относительное изменение частоты спектра; r – расстояние до объекта, км; H = 10–18 с–1 = 60 км/(с· Мпарсек); υo – частота испускаемого спектра; υ – частота принимаемого спектра.
Факт взаимного удаления галактик, составляющих Метагалактику, свидетельствует о том, что некоторое время тому назад она находилась в качественно ином состоянии и была более плотной. В соответствии с Общей теорией относительности Эйнштейна вся масса Вселенной была сосредоточена в одной безразмерной точке, именуемой сингулярной. По расчетам теоретиков, 17 миллиардов лет назад эта точка взорвалась, и с тех пор вся материя Вселенной разлетается во все стороны, о чем и свидетельствует «Красное смещение» спектров, которое в другом контексте никем не рассматривается, хотя любое явление может иметь бесчисленное множество толкований.
Исходя из наблюденных значений смещения спектров наиболее удаленных галактик, на основании закона Хаббла, установлено, что возраст Вселенной составляет 17 млрд. лет. При этом средний возраст галактик оценивается в 10 млрд. лет. Однако существуют галактики, возраст которых значительно моложе, но, вероятно, нет галактик, возраст которых существенно превышает 20 млрд. лет. Так считает официальная космология.
Согласно
данным внегалактической астрономии,
некоторые скопления и группы
галактик имеют столь большую
дисперсию своих членов, что силы
взаимного гравитационного
Современная космология считает доказанным, что Метагалактика эволюционирует, и «теория стационарной Вселенной» уже почти не находит сторонников.
Современное учение о Вселенной рассматривает и проблемы существования жизни во Вселенной.
Поскольку галактики содержат более 100 млрд. звезд каждая, а число таких галактик в Метагалктике составляет не менее 100 миллионов, то общее число звезд во Вселенной превышает 1019. Поэтому естественно возникает вопрос о частоте встречаемости органической жизни на планетах, существование которых вокруг этих звезд считается очень вероятным.
Очевидно,
что известные на Земле формы
жизни не могут существовать при
всех возможных физических условиях
на планетах. Таких форм нет на Луне
и, вероятно, на Сатурне или Уране.
К сожалению, биологии не далось выяснить
предельные значения параметров физических
условий на планетах, допускающих
существование земных форм жизни. Эти
пределы накладывают
Наконец, возможна и более широкая постановка вопроса. Можно, не ограничиваясь известными на Земле формами жизни, изучать в общем виде возможность существования систем, воспринимающих, хранящих и перерабатывающих информацию, начиная от самых элементарных до наиболее сложных. Несомненно, более широкий класс планет может оказаться пригодным для развития на них подобных систем, если действительно известные нам формы жизни являются не единственными.
Не
обошла своим вниманием современная
наука и проблему взаимоотношений
человека и Вселенной. Использование
орудий труда позволило человеку
стать хозяином Земли. Появление
орудий умственного труда и развитие
техники вообще позволило ему
выйти за пределы земного шара
и овладеть ближайшим космическим
пространством. В будущем человек
посетит все планеты и
Нет сомнения в том, что с течением времени человек начнет переделывать Вселенную. Создание новых небесных тел – искусственных спутников является лишь первыми шагами в этом направлении. Нет сомнения, что продолжение деятельности человечества в этом направлении окажет огромное влияние на дальнейший прогресс человеческого общества.
Такова позиция официальной науки в области изучения Вселенной.
Первая брешь в этой спокойной классической космологии была пробита еще в XVIII в. В 1744 г. астроном Р. Шезо, известный открытием необычной «пятихвостой» кометы, высказал сомнение в пространственной бесконечности Вселенной. В ту пору о существовании звездных систем и не подозревали, поэтому рассуждения Шезо касались только звезд.
Если предположить, утверждал Шезо, что в бесконечной Вселенной существует бесчисленное множество звезд и они распределены в пространстве равномерно, то тогда по любому направлению взгляд земного наблюдателя непременно натыкался бы на какую-нибудь звезду. Легко подсчитать, что небосвод, сплошь усеянный звездами, имел бы такую поверхностную яркость, что даже Солнце на его Фоне казалось бы черным пятном. Независимо от Шезо в 1823 г. к таким же выводам пришел известный немецкий астроном Ф. Ольберс. Это парадоксальное утверждение получило в астрономии наименование фотометрического парадокса Шезо-Ольберса. Таков был первый космологический парадокс, поставивший под сомнение бесконечность Вселенной [9].
Устранить этот парадокс ученые пытались различными путями. Можно было допустить, например, что звезды распределены в пространстве неравномерно. Но тогда в некоторых направлениях на звездном небе было бы видно мало звезд, а в других, если звезд бесчисленное множество, их совокупная яркость создавала бы бесконечно яркие пятна, чего, как известно, нет.
Когда открыли, что межзвездное пространство не пусто, а заполнено разреженными газово-пылевыми облаками, некоторые ученые стали считать, что такие облака, поглощая свет звезд, делают их невидимыми для нас. Однако в 1938 г. академик В. Г. Фесенков доказал, что, поглотив свет звезд, газово-пылевые туманности вновь переизлучают поглощенную ими энергию, а это не избавляет нас от фотометрического парадокса.
В конце XIX в. немецкий астроном К. Зеелигер обратил внимание и на другой парадокс, неизбежно вытекающий из представлений о бесконечности Вселенной. Он получил название гравитационного парадокса. Нетрудно подсчитать, что в бесконечной Вселенной с равномерно распределенными в ней телами сила тяготения со стороны всех тел Вселенной на данное чело оказывается бесконечно большой или неопределенной. Результат зависит от способа вычисления, причем относительные скорости небесных тел могли быть бесконечно большими. Так как ничего похожего в космосе не наблюдается, Зеелигер сделал вывод, что количество небесных тел ограничено, а значит, Вселенная не бесконечна.
Эти
космологические парадоксы
Мы уже говорили о началах термодинамики и некоторых выводах из них. Мир полон энергии, которая подчиняется важнейшему закону природы - закону сохранения энергии. При всех своих превращениях из одного вида в другой энергия не исчезает и не возникает из ничего. Общее количество энергии остается постоянным. Казалось бы, из этого закона неизбежно вытекает вечный круговорот материи во Вселенной. В самом деле, если в Природе при всех изменениях материи она не исчезает и не возникает из ничего, а лишь переходит из одной формы существования в другую, то Вселенная вечна, и материя, ее составляющая, пребывает в вечном круговороте. Таким образом, погасшие звезды снова превращаются в источник света и тепла. Никто, конечно, не знал. как это происходит, но убеждение в том, что Вселенная в целом всегда одна и та же, было в прошлом веке почти всеобщим.
Тем неожиданнее прозвучал вывод из второго закона термодинамики, открытого в прошлом веке англичанином У. Кельвином и немецким физиком Р. Клаузиусом. При всех превращениях различные виды энергии в конечном счете переходят в тепло, которое, будучи предоставлено себе, стремится к состоянию термодинамического равновесия, то есть рассеивается в пространстве. Так как такой процесс рассеяния тепла необратим, то рано или поздно все звезды погаснут, все активные процессы в Природе прекратятся и Вселенная превратится в мрачное замерзшее кладбище. Наступит «тепловая смерть Вселенной» [10].
Ошеломляющее впечатление, произведенное на естествоиспытателей прошлого века вторым началом термодинамики, было особенно сильно еще и потому, что вокруг себя, в окружающей нас Природе они не видели фактов, его опровергающих. Наоборот, все, казалось, подтверждало мрачные прогнозы Клаузиуса.
Конечно, есть в Природе и антиэнтропийные процессы, при которых беспорядок, а значит, и энтропия уменьшаются. Таковы процессы, происходящие в органическом мире, в человеческой деятельности. Но при более глубоком рассмотрении ситуации всегда оказывается, что уменьшение беспорядка в одном месте неизбежно сопровождается его увеличением в другом. Более того, возникший по вине человека беспорядок значительно превышает тот порядок, который он внес в Природу, так что, в конечном счете, энтропия и тут продолжает расти. Встать на позицию Клаузиуса - это значит признать, что Вселенная имела когда-то начало и неизбежно будет иметь конец. Действительно, если бы в прошлом Вселенная существовала вечно, то в ней давно наступило бы состояние тепловой смерти, а так как этого нет, то, по убеждению Клаузиуса и многих других его современников, Вселенная была сотворена сравнительно недавно. А в будущем, если не случится какое-нибудь чудо, Вселенную ждет тепловая смерть.
На опровержение второго начала термодинамики были брошены силы всех материалистически мыслящих ученых. Так, в 1895 г. Людвиг Больцман предложил свою вероятностную трактовку второго начала. По его гипотезе, возрастание энтропии происходит потому, что состояние беспорядка всегда более вероятно, чем состояние порядка. Но это не означает, что процессы противоположного характера, то есть самопроизвольные с уменьшением энтропии, абсолютно невозможны. Они в принципе возможны, хотя и крайне маловероятны.
Всюду мы наблюдаем, как тепло от более горячего тела переходит к более холодному. Однако в принципе возможно и другое: кусок льда, брошенный в печь, увеличит ее жар. Не исключено и такое событие, что все молекулы воздуха в нашей комнате соберутся вдруг в одном ее углу, а вы погибнете от удушья в другом. Наконец, возможно, что обезьяна, посаженная за пишущую машинку, случайно выстучит пальцем сонет Шекспира. Все эти события возможны, но вероятность их близка к нулю. Такова же, по Больцману, вероятность существования нас с вами.
Больцман не сомневался, что Вселенная бесконечна в пространстве и времени. В основном и почти всегда она пребывает в состоянии тепловой смерти. Однако иногда в некоторых ее районах возникают крайне маловероятные отклонения (флуктуации) от обычного состояния Вселенной. К одной из них принадлежит Земля и весь видимый нами космос. В целом же Вселенная - безжизненный мертвый океан с некоторым количеством островков жизни [11].
Гипотеза Больцмана хотя и подвергла сомнению всеобщность и строгую обязательность второго начала, не смогла удовлетворить оптимистически мыслящих ученых. К тому же и расчеты показали, что вероятность возникновения такой гигантской флуктуации в пространстве практически равна нулю.
Информация о работе Современная наука о происхождении Вселенной