Роль науки в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 13:13, реферат

Описание работы

Мне кажется, что мышление и знание – это главные критерии философии. Хотя древняя философия представляла собой совокупность догадок, которая не опиралась на достижение наук, в наше время философия основывается на результатах логики, психологии, социологии и истории. Философия играет важную роль не только в современном обществе, но и в обществе в целом. Ведь философию можно представить, как науку о противоположности Различных взглядов и мыслей. Философы излагают свои точки зрения, касающиеся, например, этики, бытия, мировоззрения, а остальное общество должно выбрать наиболее подходящую для себя идею. Мне кажется, что без споров и разногласий философия не смогла бы подняться на такой высокий уровень, на котором она находится на сегодняшний день.

Содержание

Введение............................стр3
I. Понятие науки
1.Изучение науки в древние времена..............стр4
2. Средневековая наука....................стр 7
3.Связь науки и философии..................стр8
II. Современная наука. Основные концепции...........стр11
III. Роль науки в современном обществе............. стр15
Заключение...........................стр18
Список использованной литературы...............стр19

Работа содержит 1 файл

План.docx

— 43.50 Кб (Скачать)

философами  и  специалистами в  области естественных,  общественных, технических наук и стало налаживаться сотрудничество между ними.

     Несомненно, чтобы повысить достижения  в науки, нужно заняться таким  важным философским вопросом, как повышение этики учёных. Профессиональная этика ученых представляет собой целостную систему определенных норм,   принципов, предписаний, запретов и правил научной деятельности, общения и поведения научных работников. Её содержание определяется общественными требованиями, спецификой деятельности и труда ученых, профессиональным долгом, честью и престижем.

     В научно-исследовательской   работе от ученого требуются  преданность науке, служение истине, трудолюбие, новаторство, убежденность, добросовестность, честность, доказательность идей, принципиальность и бескомпромиссность. Очень важно соблюдать  уважение труда своих предшественников, коллег, оппонентов, порядочность, человечность, интернационализм, нормальное отношение к плюрализму мнений и истин, критичность и самокритичность, культурность,   корректность   в научном   споре,   полемике   и   дискуссии, коммуникабельность, скромность, великодушие, нравственный долг, гуманизм, высокий уровень гражданственности и ответственности, профессиональная честь,  авторитетность.

     Нуждается в философском осмыслении и современная наука, которая имеет ряд особенностей, качественно отличающих ее от науки даже недавнего прошлого.

Советский философ Ф. В. Константинов выступал против положения, часто

высказываемого  учёными и философами  капиталистических  стран, согласно

которому  один из главных источников кризисов и противоречий в сегодняшнем  мире кроется якобы в моральной неподготовленности человечества к современной научно-технической революции.

     Решающий толчок к широкому  обсуждению во всём мире              последствий научно-технического прогресса, опасностей злонамеренного использования открытий современного естествознания, а также     этических проблем современной науки, социальной ответственности естествоиспытателя был дан атомной бомбардировкой американцами японских городов и той ролью, которую сыграли физики в создании

теоретических  предпосылок   и  изготовлении   атомной   бомбы.

     Говоря об этих    особенностях,    следует иметь в виду не только

научно-исследовательскую деятельность саму по себе, но и ее роль в качестве интеллектуального фундамента технологического прогресса, стремительно меняющего     современный мир,    а также социальные последствия современной науки.

     II. Современная наука. Основные концепции.

     Современная наука возникла в  Европе в период XV-XVII вв. Являясь

особой  формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло утвердиться в обществе только    потому, что оно было уже готово принять

это воззрение   как нечто само собой разумеющееся.

Следовательно, в период  разрушения системы  феодального производства в средневековым, воззрение на мир, природу, по своей

сути  совпадающее с научным.

     Современная наука во многих  отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже полстолетия назад. Изменился весь её облик и характер  её    взаимосвязей   с

обществом.

     Надо заметить, что все же существуют  три основные концепции науки: наука как знание, наука как деятельность, наука как  социальный институт. Современная наука представляет  собой органическое единство этих трех моментов. Здесь  деятельность - её основа, своеобразная "субстанция", знание - системообразующий фактор, а социальный институт - способ               объединения ученых и организации их совместной деятельности.                                  И эти три момента и составляют полное определение современной                  науки.

     Первая концепция, наука как  знание, с многовековой традицией

рассматривается как  особая форма общественного  сознания и представляет собой некоторую   систему   знаний.   Так понимали   науку  еще

Аристотель  и Кант. Подобное понимание наук долгое    время     было,   чуть    ли    не единственным.

     Логико-гносеологическая трактовка  науки обусловливается   как

общественно-историческими  условиями, так и уровнем развития самой науки. Фактически здесь абсолютизировались те стороны науки, которые выявились в прошлом, на ранних этапах ее существования, когда научное знание представлялось плодом чисто духовных усилий мыслящего индивида, а социальная детерминация научной деятельности ещё не могла быть обнаружена с достаточной полнотой.

     Эта концепция не может в  своём одиночестве раскрыть    полное определение современной науки. Если науку рассматривать только  как

систему знаний, то возникают некоторые недочеты. А дело  всё в том, что такое направление в науке (опора только на достоверные, проверенные

факты, знания) довольно однообразно и ограниченно. От исследователей ускользает её социальная природа, творцы, материально-техническая база, ограничиваются возможности для более глубокого и  всестороннего исследования специфики, структуры, места, социальной роли и функций науки. Все это привело к необходимости разработки другой концепции науки, к усилению изучения деятельностных и социальных аспектов этого

общественного феномена.

     Если мы рассмотрим науку как   деятельность, то нам сегодня  её функции

представляются  не только наиболее очевидными, но и  первейшими и изначальными. И это понятно, если учитывать беспрецедентные масштабы  и темпы современного научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются  во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека. Например, недавно иностранные ученые выдвинули одну, довольно сильную и резкую гипотезу о причине верования людей в божество. После многих исследований они пришли к мнению, что в строении человеческого ДНК находится такой ген, который и дает различные команды мозгу о существовании божества.    

     Важной стороной превращения  науки в непосредственную производительную  силу является создание и упрочение постоянных каналов для практического использования научных знаний, появление таких  отраслей деятельности, как прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической информации и др. Причем вслед  за промышленностью такие каналы даже за его пределами. Всё это влечёт за собой значительные последствия и для науки, и для практики.

     Однако при историческом рассмотрении  картина предстает в ином  свете.  Процесс превращения науки в непосредственную производительную силу впервые был зафиксирован и проанализирован К. Марксом в середине прошлого столетия, когда синтез науки, техники и производства был не столько реальностью, сколько перспективой.

     В 50-60-е годы стали появляться  работы, в которых был разработан

деятельностный  подход к науке, в результате чего она стала трактоваться не

только  и не столько как знание само по себе,  а  прежде всего  как особая сфера профессионально - специализированной деятельности, своеобразный вид духовного производства. Несколько позже наука стала пониматься и как социальный институт.

 организации совместной деятельности ученых, которые являются особой

социально-профессиональной группой, определенным сообществом.

     Институционализация науки достигается  посредством известных форм организации, конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п.

     Цель и назначение науки как  социального института -    производство и

распространение научного знания,   разработка средств  и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.

     В период становления науки  как социального института вызревали  материальные предпосылки, создавался необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда не было изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила односторонний характер. Некоторые проблемы, возникавшие в ходе развития

техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало новым научным дисциплинам. Так было, например, с гидравликой и термодинамикой. Сама же наука мало, что давала практической деятельности – промышленности, сельскому хозяйству, медицине. И дело было не только в тои, что  сама практика, как правило, не умела, да и испытывала потребности опираться на завоевания науки или хотя бы просто систематически учитывать их.

     Сегодня, в условиях научно-технической  революции, у науки всё более

отчётливо обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве

социальной  силы. Наиболее ярко это проявляется  в тех многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие учёных как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие

общественных, естественных и технических наук.

     III. Роль науки в современном  обществе.

     20 век стал веком победившей  научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение

наукоемкости  продукции. Технологии меняли способы производства. К середине 20 века фабричный способ производства стал доминирующим. Во второй половине 20 века большое распространение получила автоматизация.                                          К концу 20 века развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий. Во-первых, увеличились

требования  к работникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась

доля  работников умственного труда, научных работников, то                                   есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний.                          В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение                          многих насущных проблем общества породили веру широких                               масс в способность науки решать проблемы человечества

и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое                                отражение во многих областях культуры и общественной                                  мысли. Такие достижения как освоение космоса, создание                           атомной энергетики, первые успехи в области робототехники породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем   как   голод,   болезни  и  т.д.                                    

     И на сегодняшний день мы  можем сказать, что наука в  современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей.        Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель цивилизованного, образованного, современного развития  государства.

     Очень важны функции науки  как социальной силы в решении  глобальных проблем современности. В  качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты,  загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами

Информация о работе Роль науки в современном обществе