Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 13:13, реферат
Мне кажется, что мышление и знание – это главные критерии философии. Хотя древняя философия представляла собой совокупность догадок, которая не опиралась на достижение наук, в наше время философия основывается на результатах логики, психологии, социологии и истории. Философия играет важную роль не только в современном обществе, но и в обществе в целом. Ведь философию можно представить, как науку о противоположности Различных взглядов и мыслей. Философы излагают свои точки зрения, касающиеся, например, этики, бытия, мировоззрения, а остальное общество должно выбрать наиболее подходящую для себя идею. Мне кажется, что без споров и разногласий философия не смогла бы подняться на такой высокий уровень, на котором она находится на сегодняшний день.
Введение............................стр3
I. Понятие науки
1.Изучение науки в древние времена..............стр4
2. Средневековая наука....................стр 7
3.Связь науки и философии..................стр8
II. Современная наука. Основные концепции...........стр11
III. Роль науки в современном обществе............. стр15
Заключение...........................стр18
Список использованной литературы...............стр19
философами и специалистами в области естественных, общественных, технических наук и стало налаживаться сотрудничество между ними.
Несомненно, чтобы повысить достижения в науки, нужно заняться таким важным философским вопросом, как повышение этики учёных. Профессиональная этика ученых представляет собой целостную систему определенных норм, принципов, предписаний, запретов и правил научной деятельности, общения и поведения научных работников. Её содержание определяется общественными требованиями, спецификой деятельности и труда ученых, профессиональным долгом, честью и престижем.
В научно-исследовательской работе от ученого требуются преданность науке, служение истине, трудолюбие, новаторство, убежденность, добросовестность, честность, доказательность идей, принципиальность и бескомпромиссность. Очень важно соблюдать уважение труда своих предшественников, коллег, оппонентов, порядочность, человечность, интернационализм, нормальное отношение к плюрализму мнений и истин, критичность и самокритичность, культурность, корректность в научном споре, полемике и дискуссии, коммуникабельность, скромность, великодушие, нравственный долг, гуманизм, высокий уровень гражданственности и ответственности, профессиональная честь, авторитетность.
Нуждается в философском осмыслении и современная наука, которая имеет ряд особенностей, качественно отличающих ее от науки даже недавнего прошлого.
Советский философ Ф. В. Константинов выступал против положения, часто
высказываемого учёными и философами капиталистических стран, согласно
которому один из главных источников кризисов и противоречий в сегодняшнем мире кроется якобы в моральной неподготовленности человечества к современной научно-технической революции.
Решающий толчок к широкому
обсуждению во всём мире
теоретических предпосылок и изготовлении атомной бомбы.
Говоря об этих особенностях, следует иметь в виду не только
научно-исследовательскую деятельность саму по себе, но и ее роль в качестве интеллектуального фундамента технологического прогресса, стремительно меняющего современный мир, а также социальные последствия современной науки.
II. Современная наука. Основные концепции.
Современная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь
особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло утвердиться в обществе только потому, что оно было уже готово принять
это воззрение как нечто само собой разумеющееся.
Следовательно, в период разрушения системы феодального производства в средневековым, воззрение на мир, природу, по своей
сути совпадающее с научным.
Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже полстолетия назад. Изменился весь её облик и характер её взаимосвязей с
обществом.
Надо заметить, что все же существуют
три основные концепции науки: наука
как знание, наука как деятельность, наука
как социальный институт. Современная
наука представляет собой органическое
единство этих трех моментов. Здесь
деятельность - её основа, своеобразная
"субстанция", знание - системообразующий
фактор, а социальный институт - способ
объединения ученых и организации их совместной
деятельности.
Первая концепция, наука как знание, с многовековой традицией
рассматривается как особая форма общественного сознания и представляет собой некоторую систему знаний. Так понимали науку еще
Аристотель и Кант. Подобное понимание наук долгое время было, чуть ли не единственным.
Логико-гносеологическая
общественно-историческими условиями, так и уровнем развития самой науки. Фактически здесь абсолютизировались те стороны науки, которые выявились в прошлом, на ранних этапах ее существования, когда научное знание представлялось плодом чисто духовных усилий мыслящего индивида, а социальная детерминация научной деятельности ещё не могла быть обнаружена с достаточной полнотой.
Эта концепция не может в своём одиночестве раскрыть полное определение современной науки. Если науку рассматривать только как
систему знаний, то возникают некоторые недочеты. А дело всё в том, что такое направление в науке (опора только на достоверные, проверенные
факты, знания) довольно однообразно и ограниченно. От исследователей ускользает её социальная природа, творцы, материально-техническая база, ограничиваются возможности для более глубокого и всестороннего исследования специфики, структуры, места, социальной роли и функций науки. Все это привело к необходимости разработки другой концепции науки, к усилению изучения деятельностных и социальных аспектов этого
общественного феномена.
Если мы рассмотрим науку как деятельность, то нам сегодня её функции
представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими и изначальными. И это понятно, если учитывать беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека. Например, недавно иностранные ученые выдвинули одну, довольно сильную и резкую гипотезу о причине верования людей в божество. После многих исследований они пришли к мнению, что в строении человеческого ДНК находится такой ген, который и дает различные команды мозгу о существовании божества.
Важной стороной превращения
науки в непосредственную
Однако при историческом
В 50-60-е годы стали
деятельностный подход к науке, в результате чего она стала трактоваться не
только и не столько как знание само по себе, а прежде всего как особая сфера профессионально - специализированной деятельности, своеобразный вид духовного производства. Несколько позже наука стала пониматься и как социальный институт.
организации совместной деятельности ученых, которые являются особой
социально-профессиональной группой, определенным сообществом.
Институционализация науки
Цель и назначение науки как социального института - производство и
распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.
В период становления науки
как социального института
техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало новым научным дисциплинам. Так было, например, с гидравликой и термодинамикой. Сама же наука мало, что давала практической деятельности – промышленности, сельскому хозяйству, медицине. И дело было не только в тои, что сама практика, как правило, не умела, да и испытывала потребности опираться на завоевания науки или хотя бы просто систематически учитывать их.
Сегодня, в условиях научно-
отчётливо обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве
социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие учёных как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие
общественных, естественных и технических наук.
III. Роль науки в современном обществе.
20 век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение
наукоемкости
продукции. Технологии меняли способы
производства. К середине 20 века фабричный
способ производства стал доминирующим.
Во второй половине 20 века большое распространение
получила автоматизация.
требования к работникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась
доля
работников умственного труда, научных
работников, то
и повышать
качество жизни. Эта новая вера нашла свое
И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель цивилизованного, образованного, современного развития государства.
Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами