Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:54, реферат
В XX в. естествознание развивалось невероятно быстрыми темпами, что обусловливалось потребностями практики. Промышленность требовала новых технологий, в основе которых лежало естественнонаучное знание.
Мощным стимулятором для развития науки и техники стали мировые войны, а также экономическое и военное противостояние двух военно-политических блоков, во главе которых стояли СССР и США. Развитые промышленные страны начали выделять большие средства на развитие системы образования, подготовку и воспроизводство научных кадров. Существенно расширилась сеть научно-исследовательских учреждений, финансируемых как государством, так и частными компаниями.
Важной вехой в драматической истории атомного века стало экспериментальное наблюдение в конце 30-х годов немецкими физиками О. Ганом и Ф. Штрассманом процесса деления ядер урана и объяснение этого явления в работах Л. Майтнери и О. Фриша. Стало ясным, что физикам удалось осуществить цепную ядерную реакцию, которая может привести к ядерному взрыву с выделением огромной энергии. В условиях начавшейся второй мировой войны группа ученых США во главе с А. Эйнштейном обратилась к тогдашнему американскому президенту Ф. Рузвельту и обосновала настоятельную необходимость развертывания исследований в этом направлении. Начатые после этого работы в Лос–Аламосской лаборатории привели в середине 40-х годов к созданию первой атомной бомбы.
В СССР работы над атомным оружием были начаты в 1943 году в связи с опасениями, что такое оружие создает гитлеровская Германия. После ядерных взрывов в Хиросиме и Нагасаки, окончания второй мировой войны и начала войны «холодной» стало очевидным, что наличие монополии на атомное оружие у одного государства – США является фактором, угрожающим миру и международной стабильности.
Советский Союз во второй половине 40-х годов предпринял беспрецедентные усилия для создания собственной атомной бомбы. Вклад отечественных ученых в решение проблем атомной физики оказался достаточно весомым. Не случайно СССР стал пионером в освоении «мирного атома» (первая в мире атомная электростанция была пущена в 1954 году в городе Обнинске).
XX
век в целом и его вторая
половина, характеризующая научно-
Было выяснено, что нуклеиновые кислоты, являющиеся носителем и передатчиком наследственных качеств и играющие основную роль в синтезе клеточных белков, образуют группы веществ, важность которых трудно переоценить. К началу 60-х годов у ученых – биологов уже сложилось четкое понимание основных процессов передачи информации в клетке при синтезе белка.
Таким образом, достижения в области атомной физики и молекулярной биологии, а также появление кибернетики обеспечили естественнонаучную основу первого этапа научно – технической революции, начавшегося в середине XX века и продолжавшегося примерно до середины 70-х годов. Основными направлениями этого этапа научно-технической революции стали атомная энергетика, электронно – вычислительная техника, ракетно – космическая техника, спутниковая связь. Со второй половины 70-х годов начался второй этап научно – технической революции, продолжающийся до сих пор. Важной характеристикой второго этапа научно-технической революции стали новые технологии, которых не было в середине XX века. К ним относятся лазерная технология, биотехнология, микроэлектроника, создание «искусственного интеллекта», волоконно – оптическая связь, генная инженерия, исследования космоса и др.
Важной
характеристикой второго этапа
научно-технической революции
2.1.
Основные направления
научно-технической
революции
1.
Микроэлектроника –
Созданные на основе интегральных схем электронно – вычислительные машины позволяют многократно усилить интеллектуальные способности человека, а в ряде случаев полностью заменить его как исполнителя не только в рутинных вопросах, но и в ситуациях, требующих высокого быстродействия, безошибочности, специфических знаний, или в экстремальных условиях. Созданы системы, позволяющие быстро и эффективно решать сложные задачи в области естественных наук, при управлении техническими объектами, а также в социально – политической сфере человеческой деятельности.
2.
Лазерная техника. Лазер (
3.
Лазерная связь. Использование
инфракрасного излучения
4.
Лазерные технологии в
5.
Ферментные технологии. Ферменты, выделяемые
из бактерий, можно применять
для получения важных в
6.
Промышленное производство
7.
Генная инженерия. Так
8.
Катализ. Вещества, не расходующееся
в результате протекания
Катализаторы
весьма широко применяются в химической
промышленности. Под их влиянием реакции
могут ускоряться в миллионы раз.
В некоторых случаях под
9.
Открытие и применение новых
видов энергии. Начиная от
10.
Создание и применение новых
видов конструкционных
11.
Биотехнология. Становление
12.
Еще одним направлением научно-
2.2.
Основные научные
исследования ХХ
века
Научные
исследования физических, химических,
биологических явлений, проводившиеся
в XX в., существенно расширили, углубили
прежние представления о
Если на рубеже XIX и XX вв. была известна лишь одна элементарная частица — электрон, то на рубеже XX и XXI вв. количество известных элементарных частиц исчисляется сотнями. Во второй половине XX в. было выяснено, что элементарные частицы, образующие ядра атомов, сами обладают внутренней структурой и состоят из «еще более элементарных» частиц — кварков.
Наряду
с успехами в исследовании микромира
современная наука имеет
Современная астрофизика внесла много нового в понимание эволюции звезд, открыла совершенно новые, неизвестные ранее космические объекты (пульсары, квазары).
Крупнейшее достижение науки начала XX в. — создание теории относительности — явилось естественно-научным подтверждением важнейшего положения диалектико-материа-листической картины мира о единстве материи, движения, пространства и времени. Творцу теории относительности удалось показать не просто единство, но зависимость свойств пространства и времени от движущейся материи и друг от друга.
Существенно
расширились в XX столетии представления
и о структурных уровнях
Если важнейшими доказательствами единства органического мира в XIX в. стали открытие клеточного строения организмов и эволюционная теория Дарвина, то в XX в. такими доказательствами явились открытия в области молекулярных основ наследственности в живой природе.
Прогресс
в биологии еще в первой половине
XX в. привел к введению понятий гена
(как единицы наследственного
материала, ответственного за передачу
по наследству определенного признака)
и хромосомы (как структурного ядра
клетки, обозначаемого ДНК и
Заключение
В наше время наука развивается огромными темпами, это развитие имеет как положительные, так и отрицательные последствия для человека. Помимо огромного количества предметов, облегчающих жизнь человека, существуют изобретения, способные уничтожить жизнь на земле. К ним относятся разработки в области биологического и радиационного оружия, открытие клонирования и другое. Кроме того, резкий скачок промышленности и роста количества промышленных предприятий привел к загрязнению окружающей среды, в результате которого страдают и гибнут многие виды живых существ на нашей планете. Человек должен нести ответственность за свои изобретения и стараться ограничить меру своего воздействия на окружающую среду, чтобы не уничтожить нашу планету вообще.
Информация о работе Роль естествознания в жизнедеятельности человека