Роль естествознания в жизнедеятельности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:54, реферат

Описание работы

В XX в. естествознание развивалось невероятно быстрыми темпами, что обусловливалось потребностями практики. Промышленность требовала новых технологий, в основе которых лежало естественнонаучное знание.
Мощным стимулятором для развития науки и техники стали мировые войны, а также экономическое и военное противостояние двух военно-политических блоков, во главе которых стояли СССР и США. Развитые промышленные страны начали выделять большие средства на развитие системы образования, подготовку и воспроизводство научных кадров. Существенно расширилась сеть научно-исследовательских учреждений, финансируемых как государством, так и частными компаниями.

Работа содержит 1 файл

Роль естествознания в жизнедеятельности человека.docx

— 33.75 Кб (Скачать)

      Введение 

      В XX в. естествознание развивалось невероятно быстрыми темпами, что обусловливалось  потребностями практики. Промышленность требовала новых технологий, в  основе которых лежало естественнонаучное знание.

      Мощным  стимулятором для развития науки  и техники стали мировые войны, а также экономическое и военное  противостояние двух военно-политических блоков, во главе которых стояли СССР и США. Развитые промышленные страны начали выделять большие средства на развитие системы образования, подготовку и воспроизводство научных кадров. Существенно расширилась сеть научно-исследовательских  учреждений, финансируемых как государством, так и частными компаниями.

      Наука в XX столетии перестала быть частным  делом, каковой она была в XVIII—XIX вв., когда ее развивали любознательные самоучки: адвокаты, священники, медики, ремесленники и т.д. Наука становится профессией огромного числа людей. Современные исследования показывают, что развитие науки может быть выражено экспоненциальным законом, т.е. чем большее значение наука приобретает  для жизнедеятельности человека, тем интенсивнее она развивается. Объем научной деятельности удваивается  каждые 10-15 лет. Это проявляется в  ускорении роста количества научных  открытий и объема научной информации, а также числа людей, занятых  в науке. В результате — феноменальные  достижения во всех областях науки  и, прежде всего, в естествознании, которыми так богато ушедшее XX столетие.

      В середине ХХ века возникает термин научно-техническая революция, когда  человек создаёт атомную бомбу, и становится ясно, что наука может  не только помогать жизнедеятельности  человека, но и уничтожить нашу планету.

      Научно-техническая  революция характеризуется, во-первых, срастанием науки с техникой в  единую систему, в результате чего наука  стала непосредственной производительной силой, а во-вторых, небывалыми успехами в деле покорения природы и  самого человека как части природы. Достижения научно-технической революции  впечетляющи. Она вывела человека в космос, дала ему новый источник энергии - атомную, принципиально новые вещества и технические средства (лазер), новые средства массовой коммуникации и информации и т.д.

      Чем выше уровень технологий, тем выше качество выпускаемой продукции  и тем она совершеннее. В основе любой передовой технологии лежат  важнейшие достижения естествознания и прежде всего естественно-научные открытия последних десятилетий XX века.

      Многочисленные  товары массового потребления - от простейших предметов домашнего обихода  до современных персональных компьютеров, сложнейшие технические средства эксперимента: мощные лазерные установки, синхрофазотроны, устройства для наблюдения структуры  молекул и др. - уникальная космическая  техника, самолеты, автомобили и многое другое - все это продукты достигших  высокого совершенства наукоемких технологий.  

1. Роль естествознания  в формировании  профессиональных  знаний человека 

      Большое многообразие проявлений окружающего  нас мира требует глубокого и  комплексного восприятия фундаментальных  понятий о материи, пространстве и времени, о добре и зле, о  законе и справедливости, о природе  поведения человека в обществе. Фундаментальные  законы, понятия и закономерности отражают не только объективную реальность материального мира, но и мира социального. К сожалению, уходящий век оставляет немало примеров того, что забвение фундаментальных истин наносило и наносит невосполнимый ущерб природе, живому миру, самому человеку.

      Пересечён рубеж тысячелетий. Завершился XX век, явивший миру черты новой цивилизации. Человек вышел в космос, проник внутрь атомного ядра, освоил новые  виды энергии, создал мощные вычислительные системы, разгадал генетическую природу  наследственности, научился использовать в невиданных масштабах богатство  природы. Однако он гораздо менее  преуспел в рациональном и бережном отношении к природе и к  богатейшим ее ресурсам.

      Что же происходит сейчас, в период интенсивного техногенного развития человечества? По оценкам палеонтологов, за все  время эволюции жизни на Земле  чередой прошли около 500 млн. живых  организмов. Сейчас их насчитывается  примерно 2 млн. Только в результате вырубки лесов суммарные потери составляют 4-6 тыс. видов в год. Это  приблизительно в 10 тыс. раз больше естественной скорости их вымирания  до появления человека. Одновременно наша планета интенсивно пополняется  большим множеством различных видов  искусственно созданной технической  продукции, иногда называемых техногенными видами популяции. Ежегодно производится около 15- 20 млн. различных машин, приборов, устройств, строений и т.п., которые  образуют своеобразную техногенную  сферу.

      Новые технологии земледелия не обходятся  без гигантского потока химических веществ. Энергетика стала обязательной спутницей любой развитой страны. Она же является одной из причин нарушения экологического равновесия - глобального потепления, вызванного парниковым эффектом, что подтверждается не только ежегодным повышением средней  температуры воздуха, но и ростом уровня Мирового океана на 2-3 мм в год. Разрушается озоновый слой, защищающий все живое от чрезмерного ультрафиолетового  излучения; во многих местах нашей планеты выпадают кислотные осадки, приносящие громадный ущерб объектам живой и неживой природы.

      Поэтому знание концепций современного естествознания поможет будущим специалистам гуманитарных направлений расширить кругозор и познакомиться с конкретными  естественно-научными проблемами, тесно связанными с экономическими, социальными и другими задачами, от решений которых зависит уровень жизни каждого из нас.

      Любой специалист, вне зависимости от профиля  и специфики своей деятельности, так или иначе рано или поздно касается проблем управления. А это означает, что он должен владеть знанием менеджмента. На первый взгляд может показаться, что естествознание - ненужный груз для специалистов управления, экономики, руководителей предприятий и других подобного рода специалистов. Однако на самом деле любой специалист, если он истинный специалист, и прежде всего менеджер или экономист, должен владеть не только законами управления и экономики, но и естественно-научной сущностью объекта, для которого проводится, например, экономический анализ. Без знаний естественно-научной сущности анализируемого объекта и без понимания естественно-научных основ современных технологий менеджеры и экономисты, даже владеющие знаниями менеджмента и экономики, не в состоянии дать квалифицированных рекомендаций по оптимальному решению даже самого простого вопроса, связанного с оценкой, например, экономической эффективности применения различных предлагаемых технологий изготовления какого-либо товара. Ведь каждая технология характеризуется собственной спецификой, влияющей на качество выпускаемого товара, своей материально-технической базой, воздействием на окружающую среду и т.п., а это означает, что поставленный вопрос сопряжен с решением комплекса задач, включающего и экономические, и социальные, и естественно-научные аспекты. Специалисту, владеющему вопросами современного естествознания вместе с теоретическими знаниями управления экономики, не составит труда решить не только простую экономическую задачу (допустим, составить экономически обоснованный бизнес-план), но и любую сколь угодно сложную.

        Оценку того или иного предложения  настоящий руководитель любого  ранга обычно производит самостоятельно, до того, как примет окончательное  решение о необходимости прибегнуть  к услугам специалистов. Вероятность того, что оценка будет объективной, а решение - единственно верным, тем выше, чем шире профессиональный кругозор руководителя, что чрезвычайно важно для принятия особо ответственных решений, связанных, например, со строительством крупных объектов: мощных электростанций, протяженных магистралей и т.п., затрагивающих интересы колоссального числа людей, а нередко государства в целом, иногда и многих государств. Без владения естественно-научными основами современных технологий получения электроэнергии вряд ли возможно принятие решения о строительстве такой электростанции, которая бы наносила минимальный экологический ущерб и производила бы дешевую энергию. Если руководители и работающие вместе с ними специалисты вынесут решение без учета естественно-научных основ энергетики и экологии, то такое некомпетентное решение сделает возможным строительство, например, гидроэлектростанций на равнинных реках, которые, производят не самую дешевую энергию, нарушают естественный природный баланс, на восстановление которого потребуется гораздо больше энергии, чем ее производят такие электростанции. Знание естественно-научных основ энергетики и экологии поможет выбрать наиболее оптимальный тип электростанции, которая органически вписывалась бы в живую природу, вырабатывая при этом дешевую энергию.

      С проблемами энергетики, экологии вроде  бы все понятно - ими должен владеть  и инженер, и руководитель, и менеджер, и экономист. А зачем им нужны  знания, например, о генной инженерии? Ответ очевиден, если учесть, что без таких знаний невозможно ни вывести высокопродуктивные породы животных, ни внедрить современные передовые технологии в сельскохозяйственное производство.

      Профессиональная  целесообразность знаний основ естествознания касается в одинаковой мере и юристов, и специалистов других профилей. И  в этом несложно убедиться, предположив, что руководитель какого-то крупного предприятия привлечен к ответственности  за нарушение экологических норм - выброс в атмосферу больших объемов  газовых отходов, содержащих соединения серы повышенной концентрации. А соединения серы, как известно, - источник кислотных  осадков, губительно влияющих на растения и приводящих к окислению почвы, что в свою очередь влечет за собой  резкое снижение урожайности. Степень  наказания виновного будет зависеть от того, насколько объективно и  квалифицированно сделана правовая оценка его действий, а сама правовая оценка определяется прежде всего профессиональным кругозором лица, дающего оценку. Наряду с правовыми знаниями владение последними достижениями современных технологий, которые позволяют практически исключать выброс многих вредных газов, в том числе и серы, в атмосферу, несомненно поможет юристу объективно оценить степень нарушения и причастность к нему тех или иных конкретных лиц. Профессиональные знания юриста приведут его к правильному решению и будут способствовать тому, чтобы правонарушения не повторялись. В этом случае можно считать, что основная цель высококвалифицированной подготовки и образования достигнута. 

      Современная, удивительно многообразная, техника - плод естествознания, которое и  по сей день является основной базой  для развития многочисленных перспективных  направлений - от наноэлектроники до сложнейшей космической техники, и это очевидно для многих.

      Знание  концепций современного естествознания поможет многим, вне зависимости от их профессии, понять и представить, каких материальных и интеллектуальных затрат стоят современные исследования, позволяющие проникнуть внутрь микромира и освоить внеземное пространство, какой ценой дается высокое качество изображения современного телевизора, каковы реальные пути совершенствования персональных компьютеров и как чрезвычайно важна проблема сохранения природы, которая, как справедливо заметил римский философ и писатель Сенека, дает достаточно, чтобы удовлетворить потребности человека.

      Человек, обладающий хотя бы общими и в то же время концептуальными естественно-научными знаниями, т.е. знаниями о природе, будет  производить свои действия непременно так, чтобы польза как результат  его действий всегда сочеталась с  бережным отношением к природе и  с ее сохранением не только для  нынешнего, но и для грядущих поколений. 

2. Научно-техническая  революция 

     Наиболее  объективно рассмотреть и проанализировать роль естествознания в жизнедеятельности  человека можно на примере научно-технической  революции.

     Научные и технические революции были и раньше, но они не совпадали  по времени, не сливались воедино. Во 2–ой половине XV века началась первая революция в науке, которая привела  к освобождению ее от схоластики              (знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлеченных рассуждениях, не проверяемых  опытом), положила начало современному естествознанию. Однако эта революция  не сопровождалась революцией в технике, которая в этот период еще развивалась  на основе эмпирических достижений, полученных из собственной практики. Научный  и технический прогресс впервые  начали сближаться в XVI – XVIII веках, когда мануфактурное производство, нужды мореплавания и торговли потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач. 

     Более конкретные формы это сближение  приняло, начиная с конца XVIII века, в связи с развитием машинного  производства, что было обусловлено  изобретением Д. Уаттом парового двигателя. Это был промышленный переворот, который получил название промышленной революции, продолжавшейся почти 100 лет. Начавшись в Англии, она затем  распространилась на другие государства  Европы, а также Северной Америки, на Россию и Японию. Эта промышленная революция решающим образом повлияла на дальнейший процесс совершенствования  техники. Наука и техника начали взаимно стимулировать друг друга, активно влияя на все стороны  жизни общества и человека в частности, радикально преобразуя не только материальную, но и духовную жизнь людей.

     В конце XIX – начале XX веков в науке  произошла новая революция, связанная  с открытиями электрона, превращения  атомов одного элемента в атомы другого, взаимопревращения массы и энергии. Она оказала значительное влияние  на последующее развитие техники, но тем не менее не сопровождалась революцией в ней.

     Современной научно-технической революции предшествовал  своеобразный подготовительный период, относящийся к первой половине XX века. Именно в этот период были сделаны  важные естественнонаучные открытия, заложившие фундаментальные основы последующего грандиозного научно –  технического переворота. Среди естественнонаучных направлений, в значительной степени  определивших наступление научно-технической  революции, были атомная физика и  молекулярная биология.

Информация о работе Роль естествознания в жизнедеятельности человека