Развитие научных знаний в эпоху Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:12, реферат

Описание работы

Новый величайший переворот в системе культуры происходит в эпоху Возрождения, которая охватывает XIV — начало XVII в. Эпоха Возрождения — эпоха становления капиталистических отношений, первоначального накопления капитала, восхождения социально-политической роли города, буржуазных классов, складывания абсолютистских монархий и национальных государств, эпоха глубоких социальных конфликтов, религиозных войн, ранних буржуазных революций, возрождения античной культуры, возникновения книгопечатания, эпоха титанов мысли и духа.

Содержание

Мировоззренческая революция Возрождения
Зарождение научной биологии
Коперниканская революция
Гелиоцентрическая система мира

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 28.51 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

 

Тульский  государственный университет

Кафедра философии

 

 

 

Реферат по дисциплине

«Концепция  современного естествознания»

 

 

 

 

 

«Развитие научных знаний в эпоху Возрождения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент гр. 820491 Уткина А. П.

                             Научный руководитель:  канд. философ.  наук,

    доц.  Краминская Н. М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула 2010

 

План

Введение

  1. Мировоззренческая революция Возрождения
  2. Зарождение научной биологии
  3. Коперниканская революция
    1. Гелиоцентрическая система мира

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Новый величайший переворот в системе культуры происходит в эпоху Возрождения, которая охватывает XIV — начало XVII в. Эпоха Возрождения — эпоха  становления капиталистических  отношений, первоначального накопления капитала, восхождения социально-политической роли города, буржуазных классов, складывания  абсолютистских монархий и национальных государств, эпоха глубоких социальных конфликтов, религиозных войн, ранних буржуазных революций, возрождения  античной культуры, возникновения книгопечатания, эпоха титанов мысли и духа.

Ренессанс приносит с собой новый тип  личности. Это – уверенный в  себе, предприимчивый, энергичный, полный планов и надежд, не лишенный эгоизма, самостоятельно и критически мыслящий, властный, твердо стоящий на ногах, волевой человек, не терпящий никаких  преград и умеющий любую из них преодолевать. Его занимают исключительно  земные проблемы, на проблемы «потусторонние»  у него не остается ни времени, ни сил. Люди эпохи Возрождения легки  на подъем, инициативны, готовы в любую  минуту рисковать ради дела, кипучие  натуры, которые и вокруг создают  поле высокой духовной и деловой  напряженности, постоянно учащают  пульс жизни. Это «пассионарная», широкая, масштабная, а подчас и титаническая личность. Ренессансный индивид никого и ничего не боится. Для него нет  моральных авторитетов. Такая личность требует для себя права свободно мыслить и устраивать жизнь сообразно  своим потребностям. У нее появились  досуг, создаваемый обеспеченностью, свобода, а вместе с ними вкус к  комфорту, земным благам. Ренессансный человек красив сам и любит  окружать себя красивыми вещами. Планка эстетических ценностей резко поднялась  вверх. Радикально изменяется и отношение  к природе. Она становится объектом эстетического наслаждения и  предметом научно-рационального  познания.

Целью реферата является рассмотрение научных знаний в эпоху Возрождения.

Основные  задачи:

  1. рассмотрение основных черт мировоззренческой революции Возрождения;
  2. рассмотрение вопроса о зарождении научной биологии;
  3. изучение вопроса коперниканской революции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Мировоззренческая революция Возрождения

В эпоху  Возрождения была проведена основная мыслительная работа, подготовившая  возникновение классического естествознания. Это стало возможным благодаря  мировоззренческой революции, свершившейся в эпоху Ренессанса, которая привела  к изменению отношения человека к миру, природе, познанию природы.

Глубинный импульс этой мировоззренческой  революции был дан становлением буржуазного индивидуализма. Такой  индивидуализм неизбежно повлек за собой гносеологический плюрализм: каждая личность имеет право на свою точку зрения, все точки зрения о предмете имеют право на существование.

Право на существование имеют все точки  зрения, а значит, и те из них, которые  содержат новации. Именно содержащая новизну  позиция наиболее предпочтительна. Изменяется и отношение к истории: формируется представление об истории  как процессе открытом в будущее  и богатом новыми возможностями  для человека. С этого начинается формирование исторического мышления, ощущения культурно-исторической дистанции, духа новаторства, нового понимания  исторического процесса. (Противоречивость ренессансной культуры в этом отношении  состояла в том, что ренессансное сознание искало новое в античном прошлом.) Ренессансный человек начинает осознавать время как самоценность, как меру труда, источник материальных благ, как пространство развития способностей личности. Приходит осознание того, что время — это собственность не Бога, а самого человека. И вот уже городские часы становятся обязательным атрибутом центральной площади городов.

Индивидуализация  личности есть вместе с тем и атомизация общества, которое становится однородным и анизотропным полем индивидуальных воль, ареной их деятельности и общения. Самоидентификация личности в таком  «социальном пространстве» может  быть осуществлена только по отношению к другим конкретным индивидам. Так наряду с реальностями вещей и их свойств осознается еще и реальность отношений: мир — это прежде всего отношения вещей.

В эпоху  Средневековья определяющей была связь  человека с Богом как высшей ценностью. Связь человека с природой, которая  рассматривалась в качестве символа  Бога, была производной. В эпоху Ренессанса происходит мировоззренческая переориентация субъекта, и на первый план постепенно выдвигаются связи человека с  природой, а его связи с Богом  выступают как производные. Главными ценностями становятся природа и  сам человек. Человек есть прежде всего не божественное, а природное  существо, он — «дитя природы», а  природа — «колыбель человека». Природа становится главным объектом художественно-эстетического и познавательного  интереса.

Подвергаются  серьезной конструктивизации представления  об отношениях человек — Бог, природа  — Бог. Прежде всего сближаются понятия  «природа» и «Бог». Средствами идеализации  и конструирования чувственных  образов можно переводить конечное в бесконечное, в воображении  моделировать состояния бесконечности  свойств и отношений вещей. Но моделирование бесконечностей приносит с собой неожиданности. И вот  Николай Кузанский показывает, как  математические образы, свойства, идеализированные в бесконечность, превращаются в  свою противоположность: окружность —  в прямую, круг — в плоскость, треугольник — в одну прямую, максимум — в минимум, и наоборот. Значит, в мире все связано со всем, все способно превращаться во все. Все есть единство в многообразии; оно — богоприрода, или природобог. Таким образом, в эпоху Ренессанса философско-рационалистическое преодоление  креационизма и теизма с необходимостью проходит через стадию пантеизма.

Изменяются  и представления о связи человека и Бога. Ренессанс ищет новые формы  переживания близости человека к  Богу. В человеке особенно интересным оказывается то, что есть в нем божественного: один человек сам способен превращаться для другого в некоторое божество.

Одухотворенный  новаторством, Ренессанс выдвигает  на первый план познавательную, логико-рациональную активность сознания, разум выходит  «из изгнания», куда был заточен  средневековой установкой на главенство веры над чувствами, а чувств над  разумом. Так, уже у Николая Кузанского познание мира бесконечно, а ведущим  средством познания является разум. Для него мир, Вселенная, Универсум  бесконечны. Бесконечность мира постижима  разумом, а главное средство разума — метод «совпадения противоположностей». Николай Кузанский принадлежит  зрелому Возрождению. А в период позднего Возрождения Н. Коперник, создавая гелиоцентрическую систему мира, демонстрирует творческие возможности  разума и в конкретно-научном  познании: показывает, как можно  через выделение и исследование противоречий в явлении (в данном случае с помощью принципа относительности) проникнуть в сущность вещей.

Однако  надо отметить и противоречивость эпохи  Возрождения, наличие в ней оборотных  сторон, дисгармоничности. Эпоха Ренессанса заканчивалась совсем не так, как  начиналась. Закат Ренессанса ознаменовался  не светлым, оптимистическим торжеством идеалов гуманизма и разума, а  невиданным всплеском мистицизма, массовой «охотой на ведьм», атмосферой демономании. Заря Ренессанса была отмечена величайшим взлетом идеалов добра, истины и  красоты, а его закат обернулся  разгулом совершенно диких суеверий и предрассудков, причудливым сочетанием разума и мистики. Своего максимума  волна мистицизма достигает в  период с 1560 по 1630 г., т.е. непосредственно  в то время, когда закладывался фундамент  классического естествознания. На этом историческом примере можно еще  раз убедиться, что общественное сознание — сложная и противоречивая система. Революционное становление  классического естествознания в XVI—XVII вв., величайшие научные открытия Коперника, Галилея, Тихо Браге, Кеплера и других классиков естествознания совершались в атмосфере чудовищного нагнетания мистических настроений, массовых психозов, укрепления веры в деяния ведьм и колдунов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Зарождение научной биологии

Стихийно-эмпирическое накопление знаний о мире органических явлений длилось тысячелетиями. Но долгое время знания о биологических  явлениях из общей совокупности знаний о природе не выделялись в самостоятельную  отрасль. Специфика биологического объекта не фиксировалась. Биологические  знания излагались вперемешку со знаниями о химических, физических, географических, климатических, метеорологических, социально-исторических явлениях, накапливаясь в основном как побочный продукт деятельности ремесленников, крестьян, путешественников, алхимиков, паломников, купцов, фармацевтов, лекарей и др. Природа выступала  как нерасчлененное целое.

В эпоху Возрождения ситуация в  сфере познания живого изменилась. Здесь особое место принадлежит XVI в. В истории биологии этот период выделяется как начало глубокого  перелома в способах познания живого. Ренессансный гуманизм возвысил роль человека в мире. В человеке видели венец, светоч природы, полагая, что  уже в силу одного этого он достоин  самого тщательного изучения, внимания и заботы. Отражением главной ориентации той эпохи — ориентации на человека, на совокупность его ближайших потребностей и прежде всего на решение медицинских  проблем — было быстрое развитие биологического познания.

Особенности развития биологии в XVI—XVII вв. во многом определялись практическими  потребностями развивавшегося капиталистического хозяйства, прежде всего его аграрного  сектора, изменением образа жизни, интересов, запросов личности, ростом влияния  материалистической философии на естествознание в целом и биологию в частности, институционализацией научной деятельности. На смену средневековой упрощенной культурно-бытовой сфере приходит буржуазный образ жизни, сформировавшийся в среде городской бюргерской культуры. Его важнейшими атрибутами были, в частности, цветоводство и садоводство. В XV— XVI вв. потребности медицины обусловили появление разного рода травников, а затем и создание «аптекарских садов», которые впоследствии превратились в ботанические сады; широко развивалась практика сбора гербариев.

Мир животных тоже становится объектом интереса. В XVI в. возникают первые зоологические  музеи и кунсткамеры. В эпоху  Возрождения значительно совершенствуется организация коневодства и конных заводов. А при дворах многих европейских  правителей создаются даже настоящие  зоопарки. На таком фоне повышается интерес к растению и животному  как таковому.

Значительные изменения происходят в способе биологического познания — вырабатываются стандарты, критерии и нормы исследования органического  мира. На смену стихийности, спекулятивным  домыслам, фантазиям и суевериям  постепенно приходит установка на объективное, доказательное, обоснованное знание. Благодаря  коллективным усилиям ученых многих европейских стран такая установка  обеспечила постепенное накопление колоссального фактического материала. Важную роль в этом процессе сыграли  Великие географические открытия, которые  значительно раздвинули мировоззренческий  горизонт европейцев. В Европе узнали множество новых биологических, геологических, географических и других явлений, познакомились с поразительным  разнообразием жизни в тропиках. Множество видов новых культурных растений Нового Света внедрятся  в Старом Свете (фасоль, картофель, кукуруза, кабачки, табак, томат, какао, ананас, подсолнечник и др.). Фауна и флора вновь  открытых стран и континентов  не только значительно расширили  эмпирический базис биологии, но и  поставили вопрос о его систематизации.

Огромная описательная накопительная  работа, проведенная в XVI—XVII вв. в  биологии, имела важные последствия. Во-первых, она вскрыла реальное многообразие растительных и животных форм и наметила общие пути их систематизации. Если в ранних ботанических описаниях (О. Брунфельса, И. Бока, К. Клузиуса и др.) еще отмечается множество непоследовательностей и отсутствуют четкие принципы систематизации и классификации, то уже М. Лобеллий, К. Баугин (описавший около 6000 видов растений) и особенно А. Цезальпино закладывают программу создания искусственной систематики (получившую свое развитие в работах Ж. П. Турнефора, искусственная система которого была общепринятой в конце XVII — первой половине XVIII в.), а И. Юнг дает теоретический ориентир на создание естественной систематики растений, получивший развитие в трудах Р. Моррисона и Дж. Рэя, который ввел в биологию понятие о виде как неизменяющейся элементарной систематической единице.

Информация о работе Развитие научных знаний в эпоху Возрождения