Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:12, реферат
Новый величайший переворот в системе культуры происходит в эпоху Возрождения, которая охватывает XIV — начало XVII в. Эпоха Возрождения — эпоха становления капиталистических отношений, первоначального накопления капитала, восхождения социально-политической роли города, буржуазных классов, складывания абсолютистских монархий и национальных государств, эпоха глубоких социальных конфликтов, религиозных войн, ранних буржуазных революций, возрождения античной культуры, возникновения книгопечатания, эпоха титанов мысли и духа.
Мировоззренческая революция Возрождения
Зарождение научной биологии
Коперниканская революция
Гелиоцентрическая система мира
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Тульский государственный университет
Кафедра философии
Реферат по дисциплине
«Концепция современного естествознания»
«Развитие научных знаний в эпоху Возрождения»
Студент гр. 820491 Уткина А. П.
Научный руководитель: канд. философ. наук,
доц. Краминская Н. М.
Тула 2010
План
Введение
Введение
Новый величайший
переворот в системе культуры
происходит в эпоху Возрождения,
которая охватывает XIV — начало XVII
в. Эпоха Возрождения — эпоха
становления капиталистических
отношений, первоначального накопления
капитала, восхождения социально-
Ренессанс
приносит с собой новый тип
личности. Это – уверенный в
себе, предприимчивый, энергичный, полный
планов и надежд, не лишенный эгоизма,
самостоятельно и критически мыслящий,
властный, твердо стоящий на ногах,
волевой человек, не терпящий никаких
преград и умеющий любую из
них преодолевать. Его занимают исключительно
земные проблемы, на проблемы «потусторонние»
у него не остается ни времени, ни сил.
Люди эпохи Возрождения легки
на подъем, инициативны, готовы в любую
минуту рисковать ради дела, кипучие
натуры, которые и вокруг создают
поле высокой духовной и деловой
напряженности, постоянно учащают
пульс жизни. Это «пассионарная»,
широкая, масштабная, а подчас и титаническая
личность. Ренессансный индивид никого
и ничего не боится. Для него нет
моральных авторитетов. Такая личность
требует для себя права свободно
мыслить и устраивать жизнь сообразно
своим потребностям. У нее появились
досуг, создаваемый обеспеченностью,
свобода, а вместе с ними вкус к
комфорту, земным благам. Ренессансный
человек красив сам и любит
окружать себя красивыми вещами. Планка
эстетических ценностей резко поднялась
вверх. Радикально изменяется и отношение
к природе. Она становится объектом
эстетического наслаждения и
предметом научно-
Целью реферата является рассмотрение научных знаний в эпоху Возрождения.
Основные задачи:
В эпоху
Возрождения была проведена основная
мыслительная работа, подготовившая
возникновение классического
Глубинный импульс этой мировоззренческой революции был дан становлением буржуазного индивидуализма. Такой индивидуализм неизбежно повлек за собой гносеологический плюрализм: каждая личность имеет право на свою точку зрения, все точки зрения о предмете имеют право на существование.
Право на существование имеют все точки зрения, а значит, и те из них, которые содержат новации. Именно содержащая новизну позиция наиболее предпочтительна. Изменяется и отношение к истории: формируется представление об истории как процессе открытом в будущее и богатом новыми возможностями для человека. С этого начинается формирование исторического мышления, ощущения культурно-исторической дистанции, духа новаторства, нового понимания исторического процесса. (Противоречивость ренессансной культуры в этом отношении состояла в том, что ренессансное сознание искало новое в античном прошлом.) Ренессансный человек начинает осознавать время как самоценность, как меру труда, источник материальных благ, как пространство развития способностей личности. Приходит осознание того, что время — это собственность не Бога, а самого человека. И вот уже городские часы становятся обязательным атрибутом центральной площади городов.
Индивидуализация
личности есть вместе с тем и атомизация
общества, которое становится однородным
и анизотропным полем индивидуальных
воль, ареной их деятельности и общения.
Самоидентификация личности в таком
«социальном пространстве»
В эпоху
Средневековья определяющей была связь
человека с Богом как высшей ценностью.
Связь человека с природой, которая
рассматривалась в качестве символа
Бога, была производной. В эпоху Ренессанса
происходит мировоззренческая
Подвергаются
серьезной конструктивизации
Изменяются
и представления о связи
Одухотворенный
новаторством, Ренессанс выдвигает
на первый план познавательную, логико-рациональную
активность сознания, разум выходит
«из изгнания», куда был заточен
средневековой установкой на главенство
веры над чувствами, а чувств над
разумом. Так, уже у Николая Кузанского
познание мира бесконечно, а ведущим
средством познания является разум.
Для него мир, Вселенная, Универсум
бесконечны. Бесконечность мира постижима
разумом, а главное средство разума
— метод «совпадения
Однако надо отметить и противоречивость эпохи Возрождения, наличие в ней оборотных сторон, дисгармоничности. Эпоха Ренессанса заканчивалась совсем не так, как начиналась. Закат Ренессанса ознаменовался не светлым, оптимистическим торжеством идеалов гуманизма и разума, а невиданным всплеском мистицизма, массовой «охотой на ведьм», атмосферой демономании. Заря Ренессанса была отмечена величайшим взлетом идеалов добра, истины и красоты, а его закат обернулся разгулом совершенно диких суеверий и предрассудков, причудливым сочетанием разума и мистики. Своего максимума волна мистицизма достигает в период с 1560 по 1630 г., т.е. непосредственно в то время, когда закладывался фундамент классического естествознания. На этом историческом примере можно еще раз убедиться, что общественное сознание — сложная и противоречивая система. Революционное становление классического естествознания в XVI—XVII вв., величайшие научные открытия Коперника, Галилея, Тихо Браге, Кеплера и других классиков естествознания совершались в атмосфере чудовищного нагнетания мистических настроений, массовых психозов, укрепления веры в деяния ведьм и колдунов.
Стихийно-эмпирическое накопление знаний о мире органических явлений длилось тысячелетиями. Но долгое время знания о биологических явлениях из общей совокупности знаний о природе не выделялись в самостоятельную отрасль. Специфика биологического объекта не фиксировалась. Биологические знания излагались вперемешку со знаниями о химических, физических, географических, климатических, метеорологических, социально-исторических явлениях, накапливаясь в основном как побочный продукт деятельности ремесленников, крестьян, путешественников, алхимиков, паломников, купцов, фармацевтов, лекарей и др. Природа выступала как нерасчлененное целое.
В эпоху Возрождения ситуация в сфере познания живого изменилась. Здесь особое место принадлежит XVI в. В истории биологии этот период выделяется как начало глубокого перелома в способах познания живого. Ренессансный гуманизм возвысил роль человека в мире. В человеке видели венец, светоч природы, полагая, что уже в силу одного этого он достоин самого тщательного изучения, внимания и заботы. Отражением главной ориентации той эпохи — ориентации на человека, на совокупность его ближайших потребностей и прежде всего на решение медицинских проблем — было быстрое развитие биологического познания.
Особенности развития биологии в XVI—XVII
вв. во многом определялись практическими
потребностями развивавшегося капиталистического
хозяйства, прежде всего его аграрного
сектора, изменением образа жизни, интересов,
запросов личности, ростом влияния
материалистической философии на естествознание
в целом и биологию в частности,
институционализацией научной деятельности.
На смену средневековой упрощенной
культурно-бытовой сфере
Мир животных тоже становится объектом
интереса. В XVI в. возникают первые зоологические
музеи и кунсткамеры. В эпоху
Возрождения значительно
Значительные изменения
Огромная описательная накопительная работа, проведенная в XVI—XVII вв. в биологии, имела важные последствия. Во-первых, она вскрыла реальное многообразие растительных и животных форм и наметила общие пути их систематизации. Если в ранних ботанических описаниях (О. Брунфельса, И. Бока, К. Клузиуса и др.) еще отмечается множество непоследовательностей и отсутствуют четкие принципы систематизации и классификации, то уже М. Лобеллий, К. Баугин (описавший около 6000 видов растений) и особенно А. Цезальпино закладывают программу создания искусственной систематики (получившую свое развитие в работах Ж. П. Турнефора, искусственная система которого была общепринятой в конце XVII — первой половине XVIII в.), а И. Юнг дает теоретический ориентир на создание естественной систематики растений, получивший развитие в трудах Р. Моррисона и Дж. Рэя, который ввел в биологию понятие о виде как неизменяющейся элементарной систематической единице.
Информация о работе Развитие научных знаний в эпоху Возрождения